Monterrey консенсус был результатом Монтеррейской конференции 2002 года, в Организации Объединенных Наций Международной конференции по финансированию развития. в Монтеррее, Мексика. Он был принят главами государств и правительств 22 марта 2002 года. В мероприятии приняли участие более пятидесяти глав государств и двести министров финансов, иностранных дел, развития и торговли. К правительствам присоединились главы Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО), видные лидеры деловых кругов и гражданского общества и другие заинтересованные стороны. На конференции были приняты новые обязательства по оказанию помощи в целях развития со стороны Соединенных Штатов, Европейского Союза и других стран. Страны также достигли договоренностей по другим вопросам, включая списание долга, борьбу с коррупцией и согласованность политики.
С момента своего принятия Монтеррейский консенсус стал основным ориентиром для международного сотрудничества в целях развития. Документ охватывает шесть областей финансирования развития:
Некоторые критики предполагают, что США проигнорировали Монтеррейский консенсус, потому что объем официальной помощи США в целях развития (0,18% от их валового внутреннего продукта в 2008 году) все еще значительно ниже целевого показателя 0,7%, который они одобрили в Консенсусе. Это намного ниже, чем в некоторых других развитых странах, особенно в Северной Европе. Например, Соединенное Королевство достигло своей цели по выделению не менее 0,7% ВНД в виде официальной помощи в 2014 году.
Монтеррейский консенсус был обновлен в Дохе, Катар, в 2008 году и снова в Аддис-Абебе в 2015 году.
В Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса (Доха, Катар, 28 ноября - 2 декабря 2008 г.) приняли участие около 40 глав государств и правительств, 9 заместителей глав государств и правительств 50. министров и 17 заместителей министров иностранных дел, финансов, сотрудничества в целях развития и торговли, а также других высокопоставленных должностных лиц 170 государств и основных институциональных заинтересованных сторон.
Дохинская декларация
После интенсивных межправительственных переговоров Конференция завершилась принятием Дохинской декларации о финансировании развития ( http://www.un.org/esa/ffd/doha/documents/Doha_Declaration_FFD.pdf ). Два ключевых послания, включенных в документ, - это твердое обязательство развитых стран поддерживать свои целевые показатели официальной помощи в целях развития (ОПР) независимо от текущего финансового кризиса и решение провести Конференцию ООН на высшем уровне по вопросам воздействия нынешнего кризиса. финансово-экономический кризис по развитию.
Другие основные моменты Дохинской декларации:
Мобилизация внутренних ресурсов: важность национальной ответственности за стратегии развития и инклюзивного финансового сектора, а также необходимость в сильной политике в области надлежащего управления, подотчетности, гендерного равенства и человеческого развития.
Мобилизация международных ресурсов для развития: необходимость улучшения благоприятных условий и расширения охвата частных потоков на большее число развивающихся стран.
Международная торговля как двигатель развития: важность скорейшего завершения Дохинского раунда многосторонних торговых переговоров.
Внешний долг: необходимость усиления механизмов предотвращения кризисов и рассмотрения более эффективных подходов к механизмам реструктуризации долга.
Решение системных вопросов: необходимость пересмотра существующих механизмов глобального экономического управления с целью проведения всеобъемлющих реформ международной финансовой системы и институтов.
Пленарные заседания
Конференция проходила под председательством эмира Катара и включала семь пленарных заседаний. Заявления на пленарном заседании сделали в общей сложности 133 правительства. На открытии выступили Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, Председатель Генеральной Ассамблеи, Генеральный директор ВТО, Генеральный секретарь ЮНКТАД и Администратор ПРООН.
В своих заявлениях государства-члены подводили итоги прогресса, достигнутого в осуществлении Монтеррейского консенсуса, определили встретившиеся препятствия и ограничения и выдвинули идеи и предложения по преодолению этих трудностей. Многие заявления были посвящены последствиям глобального финансового кризиса для развития и необходимости принятия смелых и неотложных мер по их устранению. Большое внимание было также уделено продовольственному и энергетическому кризисам и неиспользованному потенциалу инновационных источников финансирования.
Amb. Оскар де Рохас, бывший венесуэльский дипломат и директор Управления ООН по финансированию развития, был исполнительным секретарем конференций в Дохе и Монтеррее.
Круглые столы
Одновременно с пленарными заседаниями было проведено шесть интерактивных круглых столов с участием многих заинтересованных сторон, посвященных шести тематическим областям Монтерейского консенсуса. Каждый круглый стол проходил под сопредседательством двух глав государств или правительств и министров из развивающихся и развитых стран, а координатором выступали высокопоставленные должностные лица основных институциональных заинтересованных сторон.
В число участников дискуссии входили Ее Королевское Высочество принцесса Нидерландов Максима; Специальные посланники SG на конференции, г-н Тревор Мануэль, министр финансов Южной Африки, и г-жа Хайдемари Вайцорек-Цойль, министр сотрудничества в области развития Германии. После презентаций участников дискуссии состоялись интерактивные дискуссии между представителями государств-членов, межправительственных организаций, агентств ООН, гражданского общества и делового сектора.
Предконференционные мероприятия
Конференции предшествовала выездная конференция высокого уровня по глобальному финансовому кризису, организованная 28 ноября Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и эмиром Катара. На выездном мероприятии присутствовали около 30 глав государств и правительств и министров как из развитых, так и из развивающихся стран, а также высокопоставленные представители основных институциональных заинтересованных сторон. Встреча должна была служить «мостом» между дискуссиями о финансовом кризисе, которые имели место между небольшими группами стран, и более широким кругом членов Организации Объединенных Наций.
С 26 по 27 ноября прошел Глобальный форум гражданского общества на тему «Инвестирование в развитие, ориентированное на человека», в котором приняли участие более 250 организаций и сетей гражданского общества. Кроме того, 28 ноября состоялся Международный бизнес-форум, посвященный мобилизации ресурсов частного сектора в целях развития, и в нем приняли участие более 200 представителей частного сектора.
Дополнительные мероприятия
На площадке конференции прошло более 50 дополнительных мероприятий. В духе Монтеррея организаторами выступили правительства, межправительственные и неправительственные организации и деловой сектор. Вопросы инклюзивного и инновационного финансирования развития занимали видное место в нескольких параллельных мероприятиях. На высоком уровне выступили: Ее Королевское Высочество принцесса Нидерландов Максима, президент Танзании.
Источник: http://www.un.org/esa/desa/desaNews/v13n01/global.html#Doha
Для получения дополнительной информации: http://www.un.org/esa/ffd/doha/index.htm
Реакция прессы и НПО на конференцию в Дохе
В прессе отмечается, что на встрече присутствовало несколько лидеров западных стран. Встреча также ознаменовалась отсутствием руководителей бреттон-вудских институтов (Всемирного банка и МВФ). Глава помощи США по-прежнему считал встречу стоящей и приветствовал ее результат. Другие, такие как сеть Eurodad, раскритиковали его.
Третья Международная конференция по финансированию развития прошла в Аддис-Абебе с 13 по 16 июля 2015 года. На ней была принята Аддис-Абебская программа действий (AAAA). Подробности конференции - на официальном сайте ООН.