Мохан Упрети | |
---|---|
Родился | 1928 г. Альмора, Уттаракханд, Индия |
Умер | 1997 г. Нью-Дели |
Национальность | Индийский |
Альма-матер | Университет Аллахабада, Национальная школа драмы |
Занятие | драматург, композитор, народный артист |
Известен | Беду Пако Баро Маса |
Супруг (а) | Найма Хан Упрети |
Мохан Упрети (1928–1997) был индийским театральным режиссером, драматургом и композитором, который считается одним из пионеров индийской театральной музыки.
Образование: Университет Аллахабада.
Популярная фигура в Кумаоне, Мохан Упрети известен своим огромным вкладом в возрождение народной музыки Кумаони; и за его усилия по сохранению старых баллад, песен и народных традиций кумаони. Упрети известен своей песней « Беду Пако Баро Маса ».
Мохан Упрети родился в 1928 году в Альморе, где он также получил начальное образование. В то время Альмора был маленьким причудливым городком, еще не тронутым быстрым развитием, которое британцы перенесли на другие горные станции, такие как Найнитал и Шимла. Именно эта среда привлекла танцора Удая Шанкара к созданию своего института в Альморе в 1937 году.
На него глубоко повлияли профсоюзные лидеры, такие как П.К. Джоши, который позже стал видным лидером Коммунистической партии Индии ( КПИ ), а также наставником Упрети.
В 40-х годах были сформированы Индийская народная театральная ассоциация (IPTA) и Ассоциация прогрессивных писателей в ответ на борьбу художественного сообщества за свободу Индии. Мохан Упрети не мог остаться равнодушным к этому растущему движению, и пока он еще учился в Аллахабадском университете. он создал свою театральную группу «Лок Калакар Сангх».
Будучи молодым человеком в 1940-х и 50-х годах, Мохан Упрети путешествовал по Уттаракханду вместе с Б.М. Шахом и собирал быстро исчезающие народные песни, мелодии и традиции региона, чтобы сохранить их для потомков.
Мохан Упрети сыграл важную роль в привлечении культуры и музыки кумаони в национальный фокус, создав такие учреждения, как Parvatiya Kala Kendra (Центр холмистого искусства), который он учредил в Дели в 1968 году. Кумаони культура. Фактически, BM Шах и Мохан Упрети вместе, приписывают возрождение театра в Уттаракханде. Он оставался на факультете Национальной школы драмы (NSD) в Нью-Дели в течение многих лет, а также ставил пьесы для NSD Repertory Company., где его самой известной работой была пьеса « Индра Сабха ».
Его самая важная работа - эпическая баллада «Раджула Малушахи», опубликованная в 1980 году, никогда прежде не предлагает проникновения в суть народной культуры кумаони. Его другие важные пьесы - «Нанда Деви Джагар», по которой он также снял фильм, «Сита Сваямвар» и «Хару Хит». Кроме того, он также написал музыку для многих театральных постановок, в том числе для «Гасирам Котвал». Его музыка для хиндустанской версии «Трехгрошовой оперы» Брехта была высоко оценена и до сих пор остается его лучшей.
Он много лет работал над возрождением традиционных пьес Рамлилы и доведением их до городской публики.
Он также написал музыку для ряда телевизионных постановок в 80-х, в том числе для сериала «Ek Tha Rusty», основанного на рассказах Раскина Бонда, где его композиции снова были заметны благодаря отчетливому фолк-оттенку кумаони.
Он умер в 1997 году в Нью-Дели.
Мохан Упрети был женат на Найме Хан Упрети, выпускнице Национальной драматической школы в 1969 году.
Каждый год в годовщину его рождения учрежденное им учреждение «Парватия Кала Кендра» представляет новую пьесу.
В 2004 году «Беду Пако Баро Маса» - творение Мохана Упрети, было использовано в рекламе Coca-Cola «Thanda Matlab Coca Cola» Прасуна Джоши, самого из Кумаона. В рекламе "Гид Пахари" напевает мелодию. Песня до сих пор звучит на свадьбах, праздниках и культурных мероприятиях Кумаони, а теперь даже стала популярной мобильной мелодией. Это также походная песня полка Кумаон.
В 2006 году Национальная школа драмы опубликовала его биографию под названием «Мохан Упрети - Человек и его искусство», написанную театральным критиком Диваном Сингхом Баджели.