Мбалакс | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Серер музыкальные традиции нджуупа и священные обряды ндут Soukous Wolof музыка Конголезская поп- музыка |
Культурное происхождение | Начало 1971-х годов Сенегал и Гамбия |
Мбалакс (или мбалах) - популярная национальная танцевальная музыка Сенегала и Гамбии. Mbalax имеет свои священные истоки в Serer народной ультра- религиозной, ультра-консервативной njuup музыкальной традиции-и их священной церемонии обряда ndut. К 1970-м годам он стал сплавом с другой популярной музыкой африканской диаспоры, Запада и афропопа, такой как джаз, соул, латынь, конголезская румба и рок, смешанный с сабаром, традиционной барабанной и танцевальной музыкой волофов Сенегала.. Название жанра происходит от сопровождающих ритмов, используемых в сабаре, называемых mbalax.
Традиционная форма мбалакса произошла от сабара, жанра волоф, который исторически сочетал музыкальные и культурные практики разных этнических групп, таких как ньюуп, религиозная музыка серер. Популярная танцевальная форма мбалакс появилась в городах Сенегала в начале 1970-х годов. Как и во многих других франкоязычных странах Западной Африки, на сенегальскую популярную музыкальную сцену частично повлияли соул, блюз, джаз, Ramp;B и рок из Соединенных Штатов, разновидность из Франции, конголезская румба и латиноамериканская поп-музыка из Карибского бассейна и Нью-Йорка (например, пачанга, сон, чаранга, сальса и латинский джаз). В этом сочетании звуков африканской диаспоры сенегальские фанаты и музыканты хотели создать собственную городскую популярную танцевальную музыку, поэтому они начали петь на волоф (лингва-франка Сенегала) вместо французского и включили ритмы местный сабельный барабан (см. Мангин ). Танцоры начали использовать движения, связанные с сабаром, и давать певцам чаевые, как если бы они были традиционными гриотами.
Среди групп, игравших в этом новом стиле, были Etoile de Dakar (с Юссу Н'Дуром и Эль Хаджи Фэй в главных ролях) и Raam Daan (с Тионом Секом в ролях), Xalam II и Super Diamono. С тех пор как Мбалакс и связанный с ним танец стали популярными, они распространились в других регионах, таких как Мали, Мавритания, Кот-д'Ивуар и Франция. Это распространение происходит через радио, аудиокассеты и телевизионные видеоклипы.
Инструментарий Mbalax включает клавишные, синтезаторы и другие методы электронного производства. Тем не менее, именно ндер (ведущий барабан), сабар (ритм-барабан) и тама (говорящий барабан) перкуссия, а также сильно повлиявшие африканские и арабские вокальные стили продолжают делать Mbalax одной из самых характерных форм танцевальной музыки в мире. Западная Африка и диаспора. Джаз, фанк, латиноамериканская (особенно кубинская) и конголезская поп-музыка повлияли на раннее звучание Mbalax, сегодня на нее также повлияли RnB, Hip-Hop, Coupé-Décalé, Zouk и другие современные карибские, латинские и африканские поп-музыка. Артисты Mbalax часто сотрудничают с артистами других жанров, такими как работа Вивиан Ндур со звездой Zouk Филипом Монтейро и французско-малийской рэп-звездой Мокобе. Возможно, самым известным из всех совместных проектов стал огромный успех Юссу Ндура с Ненэ Черри ; « Семь секунд ».
Mbalax Dancing популярен в ночных клубах и общественных мероприятиях, а также на религиозных мероприятиях и мероприятиях жизненного цикла, таких как свадьбы, дни рождения и церемонии именования.
Базовый танец мбалакса включает в себя вращение таза и движения коленями, но возникают и новые движения, часто связанные с популярными песнями. Патрисия Танг описывает некоторые из новых движений:
"Примерами таких танцев являются вентилятор (" электрический вентилятор ", который описывает движение ягодиц, вызывающе закручивающееся); xaj bi (" собака ", в которой танцор поднимает ногу, подражая собаке); moulaye чигин (который включает движения тазом и коленями, которые идеально соответствуют брейк-брейку сабара); а в последнее время - джелкати (танец, в котором плечи, согнутые в локтях, движутся параллельно слева направо). увлечения тесно связаны с сабарными паузами, а некоторые (например, тавран тедж) даже названы в честь вокальной мнемоники ритма сабара, который они сопровождают ».
Сенегальские песни обычно не написаны, а определенные инструменты или музыкальные стили зарезервированы для определенных полов или возрастных групп. Раньше музыку могли исполнять только гриоты. Их традиционная роль заключалась в передаче устной истории, генеалогии и социальных рейтингов, дипломатии и повествования. Сегодня гриоты продолжают участвовать в церемониях именования, свадьбах и похоронах.
Музыка исполняется на таких инструментах, как барабаны, балафон, рити, тама (говорящий барабан), сабарный барабан. В 1970-х годах в музыку были включены западные инструменты и оборудование, такие как флейта, электрогитара, фортепиано, скрипка, труба и синтезатор, чтобы сопровождать танец. Помимо инструментовки, напевание, пение и пение (на волоф, французском или английском языках) используются для сопровождения музыки, под которую исполняется танец. Тексты песен mbalax обращаются к социальным, религиозным, семейным или моральным вопросам.
По словам автора Патрисии Танг:
«Ритмическая основа и основная отличительная черта современного mbalax - это сабар... на языке перкуссионистов Wolof gewel mbalax буквально означает« аккомпанемент ». В ансамбле сабар разные барабаны играют разные роли, а mbalax относится к партиям аккомпанемента, исполняемым mbeng-mbeng Однако, партия mbalax ритмично меняется от танца к танцу.