Люди маянгна

редактировать
Mayangna
АурелиоМартинезACALing 01.JPG Аурелио Мартинес, представляющий подгруппу тавака людей сумо в Гондурасе на конференции в Национальном автономном университете Гондураса.
Всего населения
10 000
Регионы со значительной численностью населения
  Никарагуа Гондурас  
Языки
Панамака, Тваха, Ульва, Испанский, Мискито
Религия
христианство
Родственные этнические группы
Какао, Мискито, Гарифуна

Маянгна (также известный как ЗЗУМ или сумо) являются люди, которые живут на восточном побережье Никарагуа и Гондураса, области широко известный как Mosquito Coast. Их предпочтительный автоним - Маянгна, так как имя «Сумо» - уничижительное имя, исторически использовавшееся народом мискито. Их культура ближе к культуре коренных народов Коста-Рики, Панамы и Колумбии, чем к мезоамериканским культурам на севере. Майянна населяли большую часть побережья Москитов в 16 веке. С тех пор они стали более маргинализованными после того, как мискито превратились в региональную державу.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Распределение
  • 2 История
    • 2.1 Ранняя история
    • 2.2 Королевство Мискиту
    • 2.3 Начало двадцатого века
    • 2.4 Революция и гражданская война
    • 2.5 Автономность
  • 3 язык маянгна
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Распределение

Индейцы майянга, сегодня разделенные на этнолингвистические подгруппы Панамака, Тавака и Ульва, живут в основном в отдаленных поселениях на реках Коко, Васпук, Писпис и Бокай на северо-востоке Никарагуа, а также на реке Патука через границу в Гондурасе. и далеко на юг вдоль Рио-Гранде-де-Матагальпа. Изоляция этих сообществ позволила майанья сохранить свой язык и культуру вдали от ассимиляционных импульсов как со стороны более крупной группы индейцев мискиту, живущих ближе к атлантическому побережью, так и у `` испанцев '' (так майянгна до сих пор относится к испанцам). -говорящие метисы, составляющие этническое большинство населения Никарагуа), которые по большей части проживают в более крупных городах региона, в котором проживают майянгна.

История

Ранняя история

Доказательства, представленные анализом Misumalpan языковой семьи, к которому языки маянгна принадлежат и который также включает в себя Miskitu и вымершие Matagalpan и Cacaopera языки однажды произнесенные в Никарагуа горной местности и южной части Эль - Сальвадор, указывает на постоянное присутствие этих групп в регион примерно с 2000 г. до н.э. Фактически, до миграции из южной Мексики племен, говорящих на языках ото-мангуа, которые прибыли на тихоокеанское побережье Никарагуа в девятом веке нашей эры, и последовавших за этим групп науа с еще более дальнего севера, на языках мисумальпан, вероятно, говорили по всей Никарагуа..

В семнадцатом веке британцы, а не испанцы, обосновались в восточных регионах нынешних Никарагуа и Гондураса. Когда они прибыли на побережье Карибского моря в 1630-х годах, оказалось, что майянна были разделены, по крайней мере, на девять различных подплемен, территории которых простирались от южного Атлантического побережья до внутренних районов Никарагуа, о чем свидетельствует преобладание майянгна. языковые топонимы, сохранившиеся в этом регионе. Но это была другая коренная группа, которая извлекала выгоду из дружеских контактов с новоприбывшими европейцами. Иногда их позиционируют как прибрежное субплемя майянгна, но, учитывая их характерный язык, более вероятно, что они были родственной группой мисумалпан, мискиту, которые, по-видимому, первоначально жили на северном побережье Атлантического океана в районе Кабо-Грасиас-а-Диос, являются интересными Пример людей, выросших благодаря культурным контактам на побережье, чья этническая идентичность и даже расовый состав тесно переплетены с их положением посредников в отношениях между европейцами и другими индейцами, живущими в регионе, в том числе печ и ныне сильно сокращенный, но ранее широко распространенный Рама на крайнем юге.

Королевство Мискиту

Мискиту приобрели огнестрельное оружие в результате их прибыльных торговых соглашений с европейцами, а также благодаря своему положению союзников британцев в их затяжном конфликте с испанцами. Племена майянгна и мискиту всегда совершали набеги, а также торговали друг с другом, но новое оружие решительно изменило местный баланс сил в сторону последнего. Рейды мискиту во внутренние районы унесли все большее количество пленников (в основном майянгна), из которых женщины содержались, а мужчины продавались британцам для работы на растущих ямайских плантациях. Усиленный этим новым притоком женщин в их общины, а также поглощением сбежавших или потерпевших кораблекрушение африканских рабов, население мискиту быстро выросло, и это ранее небольшое племя вскоре превратилось в политически и демографически доминирующую местную власть, факт, уже признанный британцами в 1660 году, когда они короновали вождя по имени Олдман как «короля мискиту», признав его и его потомков законными властями на побережье.

В восемнадцатом веке испанцам удалось проникнуть в центральное Никарагуанское нагорье, где они обратили в христианство и навсегда поселили многих коренных индейцев матагальпа. Однако эти попытки были затруднены сопротивлением соседних групп майянгна, которые постоянно совершали набеги на новые общины, иногда совместно с военными партиями мискиту. В тот же период сами майянга также все больше уступали вооруженным налетчикам мискиту и начали неуклонное отступление во внутренние районы, к истокам рек, вдоль которых первоначально жило большинство групп. Вопреки предположениям некоторых ученых, это не означало, что майянна полностью отрезали себя от внешнего мира, и хотя те, кто оставался в прибрежных районах, часто были вынуждены платить дань уважения царю мискиту, образовывались даже более изолированные общины майянгна. являясь неотъемлемой частью региональных торговых сетей, и благодаря их доступу к тропической древесине высочайшего качества контролировали производство и продажу каноэ, которые, как ни странно, использовались против них мискиту в их рабских экспедициях.

Начало двадцатого века

Население маянгна продолжало сокращаться после того, как британцы отказались от своих притязаний на Москитный берег в 1860 году из-за совокупного воздействия болезней, междоусобных войн и ассимиляционного давления со стороны Мискиту и нового никарагуанского государства. Из более чем 30 000 человек до контакта, к 1862 году осталось только 5-6 000 человек. Последний удар для майянгна был нанесен в начале двадцатого века с их обращением в христианство, задачей, которую взяли на себя миссионеры Моравской церкви, которые прибыли в регион из Германии в 1847 году, но только начали оказывать реальное влияние на местных жителей. население после ухода англичан. Во время так называемого «Великого пробуждения» 1880-х годов большая часть населения мискиту обратилась в новую веру в массовом порядке, и воодушевленные этим успехом, моравцы все больше обращали свое внимание на майянгна. Как и католические миссионеры колониальной эпохи по всей Испанской империи, сначала нужно было убедить майянгу, которые до этого момента жили в разбросанных семейных группах и продолжали соблюдать традиционный и часто полукочевой образ жизни, основанный на охоте., рыболовство и меняющееся сельское хозяйство, чтобы собраться вместе и навсегда поселиться в новых, компактных и доступных сообществах, сосредоточенных вокруг церкви.

Это нарушение их старого образа жизни оказало негативное влияние на привязанность майянгов ко многим аспектам их традиционной культуры, в то время как близость новых поселений к общинам мискиту, а также на политику миссионеров проповедовать Евангелие и обучать грамоте только в мискиту. язык привел майянгу к более тесному контакту как с самими мискиту, так и с культурой мискиту в целом. Это усилило тенденцию людей майянна пытаться отказаться от своей изначальной идентичности, либо выходя замуж из группы, либо отказываясь от своего исходного языка, чтобы продвинуться выше в прибрежной этнической иерархии, в которой мискито занимали более высокое положение, и В середине двадцатого века многие новые общины, основанные обращенными майянгна, такие как Куамватла, Принзубила и Бикбила, считали себя полностью мискиту. Между тем, для тех, кто все еще считал себя майянгой, новая религия стала ключевой частью их идентичности, и Моравская церковь заменила старую власть вождей и суки (традиционных целителей) в жизни майянги.

Прибытие в регион партизанских отрядов повстанческого генерала Аугусто Сандино в 1920-х годах привело к тому, что даже самые отдаленные общины майянгна оказались втянутыми в конфликт, и люди майянгна, похоже, пользовались большим спросом как у людей Сандино, так и у морских пехотинцев в качестве проводников и лодочников. и даже в качестве бойцов: в описании сандинистских налетчиков, взорвавших шахту Ла-Лус в 1928 году, отмечается, что «среди них было несколько индейцев суму, вооруженных дробовиками и мачете». Но самой большой угрозой для майянгна в первой половине двадцатого века была потеря земель поселенцами-метисами из Западной Никарагуа, а также разрушение и кража природных ресурсов майянгна. Рост цен на медь означал открытие нового рудника в Росите в 1959 году, который к 1970 году принес своим американским владельцам 40-50 миллионов долларов. Но сброс токсичных отходов в местные реки опустошил экосистемы, от которых общины маянгна традиционно зависели в плане снабжения продовольствием. В Васакине, всего в нескольких милях вниз по реке от Розиты, они также вызывали «боли в животе, рвоту, рвоту кровью, лихорадку, головные боли и кашель» у тех, кто купался или пил воду, что в конечном итоге привело к смерти до трех детей. день в январе и феврале 1979 года.

Революция и гражданская война

Никарагуанская революция ознаменовала внезапные и драматические изменения на Атлантическом побережье, которое долгое время было внутренней колонией никарагуанского государства Сомосы, ориентированного на Тихий океан, которое эксплуатировало ресурсы региона, но в остальном им пренебрегало. Провозгласив одной из своих главных целей «интеграцию» Атлантического побережья, сандинисты резко увеличили присутствие государства в самых отдаленных уголках региона. Ранний опыт Революции майянна был в основном положительным, так как были построены новые дороги и клиники, а возглавляемый сандинистами «крестовый поход за грамотность», который в конечном итоге включал преподавание на местных родных языках, привел к тому, что многие майянна научились читать и писать - 1449 согласно правительственный отчет - и рождение самого маянгна как письменного языка.

Однако после того, как разразились боевые действия между сандинистским государством и индейцами мискиту, некоторыми индейцами майянгна, под давлением двух, казалось бы, нейтральных институтов, в которых доминируют мискиту, - Моравской церкви и МИСУРАСАТА, оба из которых стали играть важную роль в культурной и политической жизни майянгны. life - присоединился к партизанским силам мискиту, побудив сандинистов арестовать лидеров майянгна и оккупировать различные общины майянгна. Более 3000 майянгна - около половины всего населения майянгна - впоследствии бежали в убогие лагеря беженцев в Гондурасе, где многие были призваны (часто насильственно) в МИСУРА, главную партизанскую группу мискиту. Многие из оставшихся в Никарагуа были затем переселены сандинистским правительством из своих домов - теперь в разгар зоны боевых действий - в такие же антисанитарные лагеря во внутренних районах страны.

Воспринимаемое жестокое обращение как со стороны руководства Мискиту, так и со стороны низших звеньев «товарищей» Мискиту вызвало серьезное недовольство среди партизан майянгна, и в 1983 году самый важный командир повстанцев майянгна, Ампинио Паласиос, решил покинуть Мисуру со своими людьми и перейти к FDN. с примерно двумя сотнями других отрядов майянна. Большинство других партизан майянгны дезертировали вскоре после этого, но они столкнулись с серьезными угрозами со стороны МИСУРЫ, которая, рассерженная и обеспокоенная дезертирством, попыталась силой вербовать сопротивляющуюся майянгу обратно в свои ряды.

Для майянгна выход из конфликта был возможен только после того, как в собственной националистической идеологии сандинистов произошел настоящий сдвиг, который вышел за рамки чисто риторического принятия `` разногласий '' на Побережье к практическому обязательству принять их как часть процесс построения нового общества. После того, как президент Даниэль Ортега объявил в декабре 1984 года, что сандинисты признают право Атлантического побережья на автономию, этническая организация майянгна СУКАЛВАЛА начала прямые переговоры с Томасом Борге, главой Комиссии по автономии Северной Селайи, и добилась освобождения народа майянгна от черновик. Вскоре после этого, в апреле 1985 года, недавно избранное Assemblea Nacional издала указ об амнистии, предложенный, среди прочего, лидером Mayangna Ронасом Долоресом Грином, который конкретно касался «miskitos, sumos, ramas y creoles». Это помогло восстановить доверие майянги к сандинистам и подготовило почву для возвращения в Никарагуа беженцев и бывших комбатантов майянгна в Гондурасе, подвергавшихся преследованиям со стороны мискиту.

Автономия

На языке майянна «автономия» переводится как «увы ялахнин лани» - «жить по нашей системе жизни». Однако нынешняя автономная политическая система далека от этого идеала в глазах майанги, которые считают, что, несмотря на бесчисленные жертвы, они все еще зажаты между двумя огнями; с продвигающейся «сельскохозяйственной границей» крестьян-метисов, которые вторгаются на их общинные земли и грабят их леса, с одной стороны, а с другой, опять же, лидеры мискиту, которые игнорируют свои особые проблемы как народ и все же изображают сами как представители всех «индейцев» Побережья, лишая майянга возможности когда-либо заявить о себе. Майянна смотрят на центральное правительство, управляемое сандинистами, как на своего единственного союзника и надеются, что постепенный прогресс в территориальной демаркации и присвоении прав на земли, имевший место при правительстве Ортеги, в конечном итоге приведет к реальной автономии майянгна.

В 2001 году майанья небольшой общины Авас Тингни (тогда 1100 человек) выиграла важное решение Межамериканского суда по правам человека, учрежденного в 1979 году по соглашению между странами, подписавшими Организацию американских государств (ОАГ). В постановлении установлено, что коренные народы имеют права на землю, на которой они традиционно жили и владели.

Тем не менее, проблемы с землей сохраняются, и в Васакине (община майянгна около Роситы ) состояние ожесточенной конфронтации между майянгой и вторгшимися местисами привело к убийству владельца ранчо и последующему убийству двух молодых индейцев.

Язык маянгна
Основная статья: языки сумо

Коренные народы, ранее известные под общим названием «суму», никогда не говорили на одном едином языке. Язык, на котором говорят вокруг Роситы и Бонанзы в северо-восточной части РААН, и сегодня известный как майангна, на самом деле является двумя тесно связанными диалектами, твахка и панамака, в то время как народ Каравала в РААС, который также ранее был считаются «суму», говорят на близком родственном языке, называемом ульва. Оба языка принадлежат к языковой семье мисумалпан. Сегодня большинство людей говорят дома на майянгне, но могут также говорить на мискито, чтобы общаться с окружающими их сообществами, и этот переход на мискито считается все более и более угрожающим существованию языка ульва.

Смотрите также
Примечания
использованная литература
  • Галл, Т.Л. и Гейл Групп и др. (1998). Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark, Детройт, Мичиган: Гейл.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 03:13:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте