Мауриций Трэбач | |
---|---|
Фотография 1932 года | |
Родился | Маурицы (Mojżesz) Требач ( 1861-05-03)3 мая 1861 г. Варшава, Польша |
Умер | 29 января 1941 г. (1941-01-29)(79 лет) Лодзь, Вартеланд, Германия |
Национальность | Польский |
Известен | Живопись и иллюстрация |
Движение | Реализм |
Мауриций Трэбач (3 мая 1861 - 29 января 1941) был одним из самых популярных еврейских художников в Польше в конце 19 - начале 20 века. Многие из его картин были потеряны во время Холокоста, но репрезентативная подборка его работ сохранилась. Трэбач умер от голода в гетто Литцманштадт во время нацистской немецкой оккупации Польши.
Маурици Трэбач вместе с Самуэлем Хиршенбергом, Якубом Вейнлесом и Леопольдом Пилиховски принадлежали к первому поколению еврейских художников в Польше, которые нарушили религиозный запрет на изображение человеческой фигуры (см. Ниже). Исследования показывают его мастерство живописи, его собственный неповторимый стиль и большое воображение. Трэбач был известен в европейском арт-мире как мастер-портретист и пейзажист, но, прежде всего, он был также редким летописцем современной еврейской жизни, изображающим мир, который теперь потерян. Его популярные темы включали молитвенные раввины, стариков, уличные и еврейские домашние сцены, а также жанровые картины, изображающие повседневную сторону жизни. Его психологические портреты евреев принесли ему наибольшую популярность и признание критиков, а также повлияли на работы других еврейских художников в Польше. Примечательно, что картина Трэбача «Добрый самаритянин», якобы украденная в 1904 году на Всемирной выставке, недавно была продана на аукционе Sotheby's.
Родился в 1861 году в Варшаве, в семье художника Давида Трэбаха, Маурицы (Mojżesz) в возрасте 16 лет поступил в школу рисования профессоров Войцеха Герсона и Александра Каминского. Три года спустя, при поддержке Леопольда Горовица, он получил стипендию, спонсируемую юристом Станиславом Ротвандом, и переехал в Краков, где поступил в Академию изящных искусств в мастерские Яна Матейко, Леопольда Лёффлера и Владислава Лющкевича.
Лежащая обнаженная фигура, 1887. Национальный музей, Варшава.С 1882 года он учился в Академии изящных искусств в Мюнхене у Шандора Вагнера (до 1884 года) и получил там большую серебряную медаль по окончании учебы за произведение «Мученичество». Между 1889 и 1890 годами он учился в Париже в Академии Коларосси. Он жил и работал в Мюнхене 4 года, прежде чем вернулся в Варшаву. Со временем Трэбач работал во Львове и Дрогобыче, а в конце концов переехал в Лодзь, где основал и руководил частной художественной школой до сентября 1939 года. Его часто критикуют за то, что в дальнейшем в его карьере он уступил массовому спросу. Под давлением финансовых спонсоров он начал создавать сентиментальные тематические портреты, относящиеся к сельской жизни деревенских жителей.
Трэбач дважды успешно дебютировал в творчестве: сначала в Мюнхенском Kunstverein, а затем в салоне Krywult в Варшаве в качестве 23-летнего художника. Другим его большим успехом было участие картины «Добрый самаритянин» (1886, на фото) в выставке Kunstverein в Мюнхене, а также на I Национальной художественной выставке в Кракове и в Варшаве в Обществе поощрения изящных искусств « Захента ». Картина также была удостоена золотой медали на Всемирной всемирной выставке в Чикаго. Впоследствии Трэбач также получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
"Добрый самаритянин" (1886), книжная гравюра с картины Мауриция Трэбаха, Варшава.Мауриций Трэбач умер от голода в Лодзинском гетто во время Холокоста в оккупированной Польше и похоронен на кладбище на улице Брацка в Лодзи, могила № 490. Его жена Пола (Перла) также умерла в гетто в 1941 году, в возрасте 54 лет. У них было трое детей: Эдуард, Зофия и Бронислав. До оккупации Лодзи Вермахтом и создания гетто он жил со своей семьей в Wolczanska 140. В гетто он жил на улице Limanowskiego 19.
Вскоре после окончания войны около 70 картин Мауриция Трэбаха (наряду с работами Израэля Лейзоровича, Амоса Шварца, Менделя Гросмана и других, как писала доктор Цеслинска-Лобкович) были обнаружены в Польше Нахманом Зонабендом от имени еврейской культурной реконструкции ( JCR) и Еврейская организация преемников реституции (JRSO) из США. Большинство из них было вывезено из страны Зонабендом в 1947 году вопреки официальной политике защиты национального наследия, а затем разделено между Институтом YIVO в Нью-Йорке и Яд Вашем. Незаконный вывоз коллекции подвергся критике со стороны еврейской прессы не только в коммунистической Польше, но также в Канаде и Франции.