Mashrabiya ( арабский : مشربية), а также либо shanshūl ( شنشول) или Рушан ( روشان), является архитектурным элементом, который характерен для традиционной архитектуры в исламском мире и за его пределами. По-турецки это называется şahnişin, от персидского, и это было принято на греческий язык как sachnisi.
Это вид выступающего эркера с резной деревянной решеткой на верхних этажах здания, иногда украшенный витражами. Его традиционно использовали для улавливания и пассивного охлаждения ветра; в него помещали сосуды и тазы с водой, чтобы вызвать испарительное охлаждение.
Его использовали со средневековья и до 20 века. Чаще всего используется со стороны улицы здания; тем не менее, его также можно использовать внутри помещения на стороне шана (внутреннего двора).
Термин « машрабия » иногда используется для обозначения подобных решеток в других местах, например, в тахтабуше.
Термин машрабия происходит от трехбуквенного корня Š - R - B, который обычно обозначает питье или поглощение. Есть две версии его названия:
В некоторых частях арабского мира машрабия может быть известна как тарима, рушан или шанашил.
Происхождение машбраи можно найти в коптских церквях Египта. Изделия из дерева, которые использовались для изготовления машрабий, были унаследованы от древних египтян, которые использовали дерево для изготовления дверей и кровли своих домов. Машрабии, которые остались в городах Ближнего Востока, в основном были построены в конце 19 века и с начала до середины 20 века, но некоторым машрабиям от трех до четырехсот лет. Сохранившимся примером древней резиденции, включающей машрабию, является Байт аль-Раззаз, двухэтажный особняк, относящийся к периоду мамлюков в Каире.
В Ираке в 1920-х и 1930-х годах дизайн решеток находился под влиянием движений ар- нуво и ар-деко того времени.
Машрабии, наряду с другими отличительными чертами исторической исламской архитектуры, сносились в рамках программы модернизации арабского мира с первых десятилетий 20-го века. В Багдаде представители художественного сообщества опасались, что народная архитектура будет навсегда потеряна, и предприняли шаги для их сохранения. Архитектор Рифат Чадирджи и его отец Камил сфотографировали строения и памятники по всему Ираку и саудовскому региону и опубликовали книгу фотографий. Художница и педагог, Лорна Селим, нарисовала эти здания с их декоративной машрабией и отвела своих студентов из Института архитектуры Багдада в переулки и набережные Багдада, чтобы зарисовать местные строения, чтобы оценить их важность. Такие инициативы способствовали возобновлению интереса к традиционным практикам как средству строительства экологически безопасных жилых домов в суровых климатических условиях.
Традиционно дома строятся из самана, кирпича или камня или их комбинации. Деревянные дома не популярны и практически не встречаются. Высота зданий в городских условиях составляет от двух до пяти этажей (хотя дома в Йемене могут достигать семи этажей) с машрабиями на втором уровне и выше. Крыши обычно строятся с использованием деревянных или стальных балок, а участки между ними заполняются кирпичом в стиле полусводов. Эти балки распространялись на улицу, увеличивая площадь верхнего этажа. Затем верхний этаж огораживают решеткой и покрывают деревянной крышей. Выступ является консольным и не выдерживает веса традиционных строительных материалов.
Существуют разные виды машрабий, и дизайн решеток различается от региона к региону. Большинство машрабий закрыты, решетки которых облицованы цветным стеклом, а часть машрабии предназначена для открывания, как окно, часто раздвижные окна для экономии места; в этом случае эта площадь является частью комнат верхнего этажа, что увеличивает план этажа. Некоторые машрабии открыты и не облицованы стеклом; Машрабия функционирует как балкон, а замкнутое пространство не зависит от комнат верхнего этажа и доступно через те комнаты, окна которых выходят на нее. Иногда изделия из дерева уменьшаются, делая машрабию похожей на обычный крытый балкон; этот тип машрабии в основном используется, если дом выходит на открытый ландшафт, такой как река, утес внизу или просто ферма, а не другие дома.
Ранним утром 1967 года на улице Стрейт в Валлетте демонстрируются многочисленные «галлариджи».Машрабии в основном использовались в домах и дворцах, но иногда и в общественных зданиях, таких как больницы, гостиницы, школы и правительственные здания. Их связывают с домами городской элиты. Они встречаются в основном в Машрике, то есть в восточной части арабского мира, но некоторые типы подобных окон встречаются также в Магрибе (западной части арабского мира). Они очень распространены в Ираке, Иране, Леванте, Хиджазе и Египте. В Басре, где они очень распространены, они известны как шанашил (или шанашил) в той степени, в которой Басру часто называют «городом Шанашил». В Басре до сих пор сохранилось около 400 традиционных зданий.
На Мальте машрабия довольно распространена, особенно в густонаселенных городских районах (см. Основную статью на muxrabija ). Обычно они делаются из дерева и включают в себя стеклянные окна, но есть также варианты из камня или алюминия. Возможно, они возникли примерно в десятом веке во время арабской оккупации островов. Современное слово для этого на мальтийском языке - «галлария», имеющее курсивное происхождение. Признанные предшественниками культового закрытого балкона, или «галларии», в 2016 году мальтийские власти отнесли в общей сложности 36 древних машрабий к охраняемым объектам 2 степени.
Одна из основных целей машрабии - уединение, важный аспект арабской и мусульманской культуры. Из окна машрабии пассажиры могут незаметно наблюдать за улицей.
Машрабия была неотъемлемой частью арабского образа жизни. Как правило, люди не спали в какой-либо отдельной комнате, скорее они брали свои матрасы и переходили в места, которые предлагали наибольший комфорт в зависимости от времени года: в машрабию (или шанашил) зимой, во двор весной или в подвалах со сводчатым потолком. летом.
Деревянная ширма с открывающимися окнами дает тень и защиту от жаркого летнего солнца, позволяя при этом проходить прохладному уличному воздуху. Конструкции решетчатых конструкций обычно имеют отверстия меньшего размера в нижней части и большие отверстия в более высоких частях, поэтому тяга будет быстрее над головой и медленной - в нижней. Это обеспечивает движение значительного количества воздуха в помещении, не вызывая дискомфорта. Кондиционирующие свойства окна обычно улучшаются за счет размещения в этом помещении банок с водой, что позволяет охлаждать воздух за счет испарительного охлаждения, когда он проходит над банками.
Проекция машрабии преследует несколько целей: она позволяет воздуху проникать с трех сторон, даже если ветер снаружи дует параллельно фасаду дома; он обслуживает улицу и, в свою очередь, окрестности, поскольку ряд спроектированных машрабий обеспечивает убежище для тех, кто находится на улице от дождя или солнца. Тень на обычно узких улицах будет охлаждать воздух на улице и увеличивать давление, в отличие от воздуха в sahn, который открыт для солнца, делая более вероятным, что воздух будет течь к sahn через комнаты дома; Машрабия также обеспечивает защиту и тень для окон первого этажа, которые являются плоскими и обычно незащищенными.
Одно из главных архитектурных преимуществ - корректировка формы следа земли. Из-за извилистых и неровных улиц участки земли также обычно имеют неправильную форму, а дома представляют собой правильные квадраты и прямоугольники. Это приведет к неправильной форме некоторых комнат и появлению мертвых углов. Проекция позволяет скорректировать форму комнат на верхних этажах, а значит, использовать весь земельный участок. Это также увеличивает полезное пространство без увеличения размера участка.
Со стороны улицы, в дополнение к своему декоративному достоинству, машрабии служили для ограждения улицы и усиления человеческого размаха.