Брак Устав императрица Феофано (Государственный архив Wolfenbüttel, 6 Урк 11) является приданое документа для византийской принцессы Феофано. Написанный на латыни, документ был создан после женитьбы Феофану на императоре Оттоне II в 972 году, что сделало ее императрицей Священной Римской империи. Документ был подготовлен Отто II и представляет собой пример политических и культурных контактов между Священной Римской империей и Византийской империей.
Он служит примером искусства Оттоновского Возрождения, а каллиграфия рукописи позволила считать ее одним из самых красивых дипломатических документов Средневековья. В 2005 году документ был предложен для включения в реестр « Память мира», но не был включен.
После падения в Западной Римской империи, в Восточной Римской империи (в наше время также называют Византию) был единственным преемником Римской империи. Шарлеманите «s императорская коронация в 800 штамме положить на западных отношениях с Византией правила из Константинополя. Когда Отто I стал императором в феврале 962 года, между ним и Византийской империей возник спор, и этот вопрос возродился в 967 году между Отто и Никифором II Фокей по поводу владений Италии. 25 декабря 967 года папа Иоанн XIII помазал Оттона II соправителем Оттона I.
Осенью 968 г. начались сражения между Священной Римской империей и Византийской империей в княжестве Капуя, в герцогстве Беневенто и Апулия, и военные действия продолжались до 970 года. Обе стороны конфликта предприняли множество попыток найти дипломатическое решение. Отто I намеревался получить признание своего титула в Византии и прояснить границы западных и восточных пристрастий в южной Италии. Он хотел, чтобы это соглашение было ратифицировано браком его сына Отто II с членом византийской императорской семьи. Возможной невестой считалась Анна, дочь умершего императора Романа II. Однако император Никифор II Фока не хотел выдавать замуж принцессу, рожденную в пурпурном цвете (то есть ребенка, рожденного от правящего императора). После трудных переговоров с преемником Никифора II Фоки Иоанн I Цимисхим, архиепископ Кельнского Геро обеспечил брак Отто II с Феофано, членом византийской императорской семьи, который не был, однако, рожденной в фиолетовый цвет.
Брачная хартия служит справочным документом для свадьбы 17-летнего Отто II и 12-летнего Феофану. Свадьба состоялась 14 апреля 972 года в базилике Святого Петра и была совершена Папой Иоанном XIII. В политическом плане брак ознаменовал признание Оттонской империи Византийской империей. В этом документе Отто II предоставил Феофану право на обширное приданое для личного пользования на протяжении всей ее жизни ( legalima dos), а также ее вступление в имперский консорциум с Отто II, что означает, что оба будут разделять имперскую власть над Священной Римской империей..
Вполне вероятно, что Феофану хранил этот документ до октября 989 года, когда она отправилась в путешествие в Италию и Рим, и в это время считается, что она поместила его в аббатстве Гандершейм, чтобы сохранить документ. Он был открыт и опубликован в 1700 году писателем и историком Иоганном Георгом Лейкфельдом. Готфрид Вильгельм Лейбниц был одним из первых, кто осознал историческое значение этого документа и сообщил об этом в History of Welf. После секуляризации аббатства Гандерсхайм в 1811 году документ был передан в Государственную и университетскую библиотеку Геттингена. 4 мая 1820 года архивы аббатства были переданы в сокровищницу герцогства Брауншвейг. В 1835 году документ был передан в Государственный архив Вольфенбюттеля, где и находится.
В этом документе описываются доходы и прибыль, которые Феофану мог бы получить от этого брака, и он начинается с речи, аналогичной проповедям на свадьбах. В документе описывается, что Феофану получит от Отто II: права на доходы от Истрии, Пескары ; Валхерен, Вичелен, аббатство Нивель с 14000 принадлежащих ферм; и фермы в Боппарде, Тиле, Херфорде, Кифхаузере и Нордхаузене.
Этот документ представляет собой свиток размером 144,5 на 39,5 см (56,9 на 15,6 дюйма), состоящий из трех склеенных и свернутых кусков пергамента, и считается, что он был создан в монастыре Фульда. Научное исследование пурпурного пергамента, проведенное в Мюнхене в 1966 году, показало, что для окрашивания документа использовались миний (красный свинец) и марена, что указывает на то, что он был создан в Священной Римской империи, а не в Византийской империи, где Мюрекс оболочка для изготовления пурпура была под жесткий контроль. Этот документ является одним из старейших сохранившихся примеров использования марены в средние века. Пурпурный фон был сделан из византийского шелка с четырнадцатью круглыми медальонами и двумя половинными медальонами. Медальоны содержат изображения сражающихся животных, вдохновленные ближневосточным искусством.
Поле для письма окружено узкой золотой окантовкой, украшенной синими и белыми листьями аканта. Верхний край украшен животными и растительностью, а также медальонами с полуфигурками, такими как Иисус в окружении Марии и Иоанн Креститель с четырьмя евангелистами. Между медальонами наверху шесть пар животных. Это был первый засвеченный документ о браке.
Текст написан золотом мелкой каллиграфией Каролингов, а золотые чернила были получены из сплава серебра и сусального золота. Выделяются несколько строк или слов, написанных деревенскими заглавными буквами. Со временем пергамент немного покоробился, а в середине документа образовалась складка. Он представлен в постоянной экспозиции Государственного архива Нижней Саксонии в тускло освещенном помещении.
Императорский пурпур был цветом, предназначенным для императоров, королей и епископов, а пурпурный пергамент редко использовался для письма. Этот документ считается одним из самых роскошных и красивых примеров использования пурпурного пергамента.
Подлинность этого документа остается предметом споров. Ганс К. Шульце и Ганс Геттинг считают, что документ был подарен Отто II на их свадебном пиру, а затем передан Феофану. Уолтер Дитерс (1972) говорит, что разделители в тексте служат вспомогательными средствами для чтения, показывая, что документ предназначен для чтения. Дипломаты Теодор фон Зикель и Карлрихард Брюль считают, что документ не является оригиналом, поскольку на нем нет печати, а линии имеют необычную форму.