Марко Ристич | |
---|---|
Родился | ( 1902-06-20)20 июня 1902 г. Белград, Королевство Сербия |
Умер | 20 июля 1984 г. (1984-07-20)(82 года) Белград, СР Сербия, СФР Югославия |
Занятие | Писатель, дипломат |
Период | 20 век |
Жанр | Поэзия, эссе, литературная критика |
Литературное движение | Сюрреализм |
Подпись |
Марко Ристич ( сербская кириллица : Марко Ристић; 20 июня 1902 - 20 июля 1984) был сербским поэтом- сюрреалистом, писателем, публицистом и послом.
Марко Ристич родился 20 июня 1902 года в Белграде. Учился в Белграде, Крушевац и Швейцарии до окончания в философии из Белградского университета факультета философии.
В 1922 году он основал литературный журнал « Путеви» (Пути) с Миланом Дединцом и Душаном Тимотиевичем. Его первый художественный текст Praštanje (Прощение) был напечатан во втором номере. Летом 1924 года Ристич в сотрудничестве с Милошем Црнянски опубликовал три новых выпуска « Путеви». В журнале были опубликованы статьи Душана Матича по психоанализу, прото-сюрреалистические эссе Андре Бретона и экспериментальная поэзия.
В начале 1920-х Душан Матич учился в Париже, где следил за дадаистскими событиями. Оттуда он отправил Ристичу копии журнала Littérature, издаваемого Бретоном.
Ристич начал переписываться с Бретоном в 1923 году, что привело к публикации первого Бретонского сюрреалистического манифеста в Svedočanstva (Свидетельства), новый литературный журнал Ristić начал в конце ноября 1924 года с Душаном Матичем, Миланом Дединаком, Александром Вучо и Младеном Димитриевичем после его ссоры с Путеви. В дополнение к переводу Манифеста сюрреализма, первый выпуск журнала Svedočanstva включал новости об основании Бюро сюрреалистических исследований, опубликованные в Белграде за десять дней до официального объявления в издании La Révolution surréaliste.
В 1926-1927 годах он посетил Париж, где провел время с Бретоном и кружком сюрреалистов и увидел их работы в квартире Бретона. Проведя несколько месяцев в Париже, Ристич написал « Без меры». Написанный в Париже и Белграде и опубликовано одновременно с Бретоном Nadja, роман Ristić был, вероятно, продуктом обмена влияний. Однако Ристич более подробно останавливается на манифестоподобном послании романа, размышляя об этике «сюрреалистической революции».
С 1928 по 1929 год Ристич публиковал литературную критику в « Политике». В начале 1930 года он был основателем белградской сюрреалистической группы и редактировал сюрреалистический альманах Nemoguće-L'Impossible. Он написал декларацию Pozicija nadrealizma (Позицию сюрреализма) с Душана Матичем, который был подписан одиннадцать местных сюрреалисты ( Вейн Бором, Александар Vučo, Коча Попович, Милан Dedinac, Radojica Zivanovic Ной, Oskar Davico, Đorđe Костич, Ристо Ratkovic, Младен Димитриевич, Джордже Йованович, Петар Попович ) и был запрещен.
В журнале Danas (Сегодня), основанном Мирославом Крлежой и Миланом Богдановичем в 1934 году, Ристич опубликовал несколько статей, в том числе его эссе Moralni i socijalni smisao Poezije (Моральное и социальное значение поэзии), в котором он излагает свой взгляд на революционный и моральный подход. природа истинной поэзии. В 1938 году он опубликовал конфискованную Turpituda, иллюстрированную Крсто Хегедушичем. Он основал литературный журнал Печат (Печать) в 1939 году вместе с Мирославом Крлежой, Крсто Хегедушичем, Васо Богдановым и Звонимиром Рихтманном.
В 1939 году Иосип Броз Тито назвал Ристича «близким другом парижского троцкиста и буржуазного выродка Бретона » и за его стремление «обогатить и дополнить» марксизм сюрреализмом.
С начала Второй мировой войны Ристич жил в Врнячка-Баня. Он был арестован специальной полицией в ноябре 1942 года и доставлен в Крушевац. Во время Второй мировой войны Ристич вел дневник, который позже стал основой его мемуаров «На грани войны», Хаджер Тьемпо, в 1964 году.
Сразу после Белградского наступления Ристич написал несколько политических статей, первой из которых была Smrt fašizmu - sloboda narodu! ( Смерть фашизму, свобода народу ) опубликовано 3 ноября 1944 г. в журнале « Политика».
В августе 1945 года Ристич стал послом Югославии во Франции, где проработал пять с половиной лет.
После возвращения в Югославию Ристич был важной фигурой в культурной жизни. Он участвовал в реформированном журнале « Сведочанство», а также в белградском « Дело». Он стал президентом Комиссии по международным культурным связям, а затем Югославской национальной комиссии при ЮНЕСКО. С апреля 1962 года Ристич регулярно писал статьи в загребском журнале Forum, где публиковал фрагменты своего дневника времен Второй мировой войны под названием Na rubu rata ( На рубеже войны) и сборник эссе Naknadni dnevnik 12C (Late Diary 12C).), написанная в Париже.
Ристич умер 20 июля 1984 года в Белграде.