Marianne Николсон ( 'Tayagila'ogwa, 1969 г.р.) является Dzawada'enuxw визуальным художником, чья работа исследует поля, при котором доступе общественности к первым Нациям артефактов столкновений с сохранением коренных культурных знаний.
Она родилась в Комоксе, Британская Колумбия, в начале 1990-х годов она обучалась у мастера-резчика традиционному дизайну кваквака'вакв.
Она использует живопись, фотографию, смешанную технику, скульптуру и инсталляцию для создания современных изображений традиционных верований кваквака'вакв и выставляется в Канаде и во всем мире с 1992 года.
Марианна Николсон родилась в 1969 году в Комоксе, Британская Колумбия, в семье коренного народа кваквака'вакв происхождения дзавада'энукс и отца- шотландца- иммигранта из Сторновея. Она решила стать художницей, когда ей было пять лет.
Николсон является ярым защитником для коренных прав на землю, и интегрирует это в ее художественных работ. Николсон участвует в жизни ее сообщества как член правления культурного общества Нунвакола, так и через художественные проекты. Один общественный проект в 2019 году собрал более 55 участников, молодых и старых, связанных с Musgamakw Dzawada'enuxw (часть коренных народов кваквака'вакв). В рамках протеста против рыбоводства Николсон и участники создали серию пиктограмм. Эти пиктограммы были не только общественным достоянием, но и воспроизведением ее картины на скале 1998 года.
В настоящее время она живет в общине кваквака'вакв в Кингком-Инлет, Британская Колумбия (люди дзавада'энукс), после переезда туда в 1990-х годах.
В 1996 году Николсон получил степень бакалавра изящных искусств в Институте искусства и дизайна Эмили Карр. Она продолжила образование в Университете Виктории (UVIC) в 1999 году, получив степень магистра изящных искусств. В 2005 году, вернувшись в UVIC, она получила степень магистра лингвистики и антропологии. Позже она получила докторскую степень в области антропологии и истории искусств также в UVIC.
Она также изучала язык кваквала и руководила исследованиями, изучающими связь между языком коренных народов и мировоззрением коренных народов.
Ее практика является междисциплинарной, включая фотографию, живопись, резьбу, видео, инсталляцию, монументальное паблик-арт, письмо и устную речь. Вся ее работа носит политический характер и стремится поддержать традиционную философию и мировоззрение кваквака'вакв с помощью современных средств и технологий.
Марианна Николсон выставлялась во многих странах. Такие галереи и выставки включают 17-ю Сиднейскую биеннале, Художественную галерею Ванкувера, Национальный музей американских индейцев, Nuit Blanche в Торонто, Музей Арнема и многие другие. Основные монументальные произведения искусства находятся в международном аэропорту Ванкувера, посольстве Канады в Аммане, Иордания и посольстве Канады в Париже, Франция.
Художественная карьера Марианны Николсон началась после завершения ее живописи на скалах на ее традиционной родине, в Кингком-Инлет в 1998 году. Пиктограмма, которая занимает площадь 28 на 38 футов на 120-футовой скале, отсылает к истории племени дзавада'энуксв. коренных народов кваквака'вакв. Это первая фреска, созданная за шестьдесят лет, в которой прославляется сила ее общины Гваи. Медный узор олицетворяет богатство, и Кавадиликала, предок дзавада'энуксв, также изображен с сундуком с сокровищами, на котором изображено солнце.
Эта инстилляция проходила в Artspeak в Ванкувере, Британская Колумбия, с 7 января по 11 февраля 2006 г., а затем с 19 октября по 18 ноября 2006 г. в Gallery 101 в Оттаве, Онтарио. Произведение Николсона, световой короб, отбрасывающий тени на окружающие стены ворона, совы и двух девушек - тети и матери художника в молодости, занимало всю галерею. Зрители становятся частью работы и частью истории, которую она рассказывает. Коробка содержит возможность очищения и исцеления пейзажа, опустошенного посетителем, несущего в себе воспоминания о жизни и обществе аборигенов.
Николсон превратил художественную галерею Ванкувера в церемониальный дом на северо-западном побережье для выставки. Эта проекция для конкретного места действовала с 4 октября по 11 января 2009 г. Галерея раньше была зданием Провинциального суда, благодаря этому произведению Николсон дает надежду на выживание культур и сообществ коренных народов северо-западного побережья Тихого океана, несмотря на активные усилия по подавлению и искоренить их.
Выставленная в галерее Equinox с 6 апреля по 4 мая 2013 года скульптурная инсталляция Николсона « Прогулка по воде» («Тонкий лед») представляет собой несметное количество скульптур из синего стекла, вставленных в деревянные опоры. Эти стеклянные формы имеют форму плавников косаток, которые в традиции кваквака'вакв означают исцеление. Показаны и другие символы Северо-Западного побережья, такие как совы, которые несут духов умерших в соответствии с принципами кваквака'вакв, а также вымирают в результате утраты среды обитания. Установка решает проблемы глобального потепления, реагируя на разрушительное наводнение, произошедшее в заливе Кингком. Название « Хождение по воде» («Тонкий лед») затрагивает это, делая вывод о коллективном социальном отрицании и последствиях, с которыми они неизбежно столкнутся.
Эта основная инсталляция состояла из освещенной синей стеклянной стены размером 6 футов на 35 футов, на которой было вырезано изображение тонущего косатки, на котором ездят фигуры. Кит выглядит напряженным, и неясно, являются ли фигуры причиной утопления кита или они тонут вместе с китом. Эта установка была заказана посольством Канады в Аммане, Иордания, в 2013 году.
Дураки на заходящем солнце (Ni'nułamgila le'e Banistida`Tłisala), выставленные в 2014 году в Галерее 2 в Гранд-Форкс, Британская Колумбия, изображают даньцикв ( силовые щиты), которые служат духовными силами во время туквида, традиционного Ритуал кваквака'вакв. На трех стеклянных досках вырезаны иллюстрации с изображением привидения и двух нуламгил (создателей шуток). Свет направляется на доски, имитируя закат, создавая тени резных призраков, которые становятся выше, пока не проходят сквозь изображение Альберты Тар-Песков на стене в сумерках. С помощью мировоззрения кваквака'вакв «Дураки в« Заходящем солнце » рассказывают о том, как глобальное потепление и загрязнение окружающей среды в результате проекта трубопровода разрушат планету.
Ее произведение под названием The Rivers Monument было установлено у соединителя AB в международном аэропорту Ванкувера с января 2015 года. Rivers Monument состоит из двух столбов из синего стекла высотой 8,5 м, похожих на тотемные столбы на Северо-Западном побережье, окруженных водой. особенность и овальная деревянная скамья у основания. На двух полюсах, изображающих узоры коренных народов внутри стекла, изображены реки Колумбия и Фрейзер, раскрывающие их соответствующие истории о том, как строительство плотин европейскими колонизаторами значительно сократило популяцию лосося и стерло с лица земли тысячи пиктограмм коренных народов. Марианна Николсон выразила оптимизм по поводу того, что YVR выбрала ее «очень политическое» произведение искусства для коннектора, «слегка раздвинула свои границы» и повысила осведомленность о коренных народах и их истории.
21 апреля - 2 июля 2017 г., кураторы выставки - Джесси Берч и Лиз Парк, на выставке представлены картины, инсталляции и видео, выполненные художниками. Работы в нем отражают опасения / опасения по поводу окружающих вод сообщества.
В своей картине « Туники меняющегося прилива» 2007 года, выставленной в Художественной галерее Морриса и Хелен Белкин в 2017 году, Николсон проиллюстрировала два предмета одежды с изображениями Громовой птицы, норки, змеи и дерева. На заднем плане нарисованы очертания воронов, волков и людей, а на поверхности прикреплены такие предметы, как медь и монеты, олицетворяющие богатство и статус. Как следует из названия, картина Николсона привлекает внимание к опыту Kwikwasut'inuxw и Dzawada̱'enux̱w с точки зрения их экономического роста и упадка из-за колонизации и отсылает к переходу от процветающей экономики 1880-х годов к краху страны Северо-Западного побережья в 1920-х годах из-за закона о запрете потлачей. Монета 1929 года с изображением Громовой птицы символизирует возрождение культурных традиций кваквака̱'вакв и их сопротивление ассимиляции.
Выставка «Отказаться, ждать, спать» проходила в Галерее Морриса и Хелен Белкин в 2017 году. Для выставки было заказано произведение Николсона «Солнце садится над Британской империей». Она переделывает флаг провинции Британская Колумбия, переставляя и перевернув Union Jack под заходящим / восходящим солнцем, который был воссоздан в стиле кваквака'вакв. Николсон ссылается на первоначальную ориентацию флага (1895–1906); в то время как в ранней версии изображено солнце на вершине Юнион-Джека и предлагается ситуация сотрудничества и взаимовыгодные союзы между короной и коренными народами, эти эмблемы были перевернуты в 1906 году и символически демонстрируют отношения угнетения, воровства и геноцида. Возвращая символы флага к их первоначальному виду, знамя Николсона вселяет надежду и отстаивает права коренных народов на землю, которые сегодня остаются в значительной степени нерешенными. Он был установлен на внешней стороне Belkin и остается там как произведение искусства под открытым небом.
Работа Николсона Waterline, выставленная в 2018 году в Художественном музее Бирмингема, делает акцент на священных и жизнеобеспечивающих водных путях. Форма скульптуры заимствована из традиционных ящиков из гнутого дерева. Изображения, которые представлены, когда свет движется вверх и вниз, имитируя приливные потоки воды, показывают животных и символы, важные для наследия Николсона кваквака'вакв. В инсталляции упоминаются древние пиктограммы на скалах кваквака'вакв, которые могут быть потеряны из-за промышленных сооружений, теперь управляющих подъемом и падением уровня воды в реке и местами проживания коренных жителей, в результате чего древние пиктограммы кваквака'вакв на скалах и речных камнях исчезают при подъеме. воды, а затем снова всплыть.
Выставлено в Моррис и Хелен Belkin Художественной галерее в 2019 году, Hexsa'am: Для того, чтобы быть здесь всегда направлен на передний план иска Dzawada'enuxw первой страны, чтобы продлить коренное право на землю вод в целях борьбы с Marine Harvest Канады и Cermaq Канада рыбных ферм в Архипелаг Бротон недалеко от залива Кингком. Судебный процесс и выставка поднимают вопросы о юрисдикции коренных народов, земле и воде «в отличие от журналистики или политического протеста на улицах».