«Человек-охотник» - это симпозиум 1966 года, организованный Ричардом Ли и Ирвеном ДеВоре. Результатом симпозиума стала книга с таким же названием, в которой впервые была предпринята попытка собрать воедино всесторонний взгляд на недавние этнографические исследования охотников-собирателей.
Эриксен и Нильсон утверждают, что симпозиум был одним из кульминационных моментов культурной экологии. Они сообщают, что симпозиум концентрируется на современных охотниках и собирателях, и отмечают, что участниками были в основном американские культурные антропологи. Основная мысль конференции заключалась в том, что, учитывая, что охота была изначальным источником средств к существованию человечества, любая теория общества и природы человека потребовала бы глубоких знаний о том, как живут охотники. Симпозиум также подчеркнул соперничество между культурным и материалистическим пониманием культуры и общества.
Симпозиум проходил в Центре непрерывного образования Чикагского университета с 6 по 9 апреля 1966 года, и в нем приняли участие несколько наиболее влиятельных фигур современной антропологии. Помимо Ли и Девора, в симпозиуме приняли участие Маршал Салинс, Арам Енгоян, Джордж Питер Мердок, Колин Тернбулл, Льюис Бинфорд и Джулиан Стюард.
Соответствующая книга, содержащая доклады, представленные на симпозиуме, была издана Aldine Transaction в 1968 году.
Спустя десятилетия после публикации « Человек-охотник» подвергся критике как социокультурными антропологами, так и археологами. В то время как участники конференции подчеркивали, что их исследования охотников и собирателей связаны с прошлым плейстоцена, исторические партикуляристы, такие как Эдвин Уилмсен и Джеймс Денбоу, раскритиковали этот подход в так называемых дебатах Калахари. Другой ответ феминисток, таких как Джейн Ф. Коллиер и Мишель Розальдо, раскритиковал гендерные предположения в « Человеке-охотнике», подчеркнув, что закодированные в мужском коде виды деятельности, такие как охота, считались центральными для человеческого развития, в то время как так называемая женская работа была обесценена и считалась эволюционно несущественной. Наконец, критика была сосредоточена на том, как общества охотников-собирателей считались «пассивными» ландшафтными менеджерами. Используя археологические данные, чтобы показать, как стратегии управления ландшафтом, такие как огонь, повлияли на ландшафт в крупном масштабе, археологи, такие как Кент Лайтфут, Роб Катрелл, Чак Стриплен и Марк Хилкема, показали, как местные охотники-собиратели изменили экологию ландшафта.