Майя Гротелл | |
---|---|
Родившийся | Майя Гротелл 19 августа 1899 г. Хельсинки, Финляндия |
Умер | 6 декабря 1973 г. (74 года) ( 1973-12-07) Понтиак, Мичиган, США |
Национальность | Финский натурализованный гражданин США, 1934 г. |
Образование | Университет искусства и дизайна Хельсинки |
Известен | Керамика |
Награды | Диплом Колабрадора, Международная выставка в Барселоне (1929 г.), Серебряная медаль, Международная выставка в Париже (1937 г.), Премия за выдающиеся достижения в области преподавания, Национальный совет по образованию в области керамического искусства (посмертно, 1999 г.) |
Майя (Маджлис) Гротелл (19 августа 1899 г. - 6 декабря 1973 г.) была влиятельным финско-американским художником-керамистом и педагогом. Ее часто называют «матерью американской керамики».
Майя Гротелл родилась в Хельсинки, Финляндия. Она закончила шестилетнюю аспирантуру в Университете искусства и дизайна Хельсинки, расположенном в Атенеуме. Гротелл обеспечила себя во время учебы в аспирантуре, работая дизайнером по текстилю и работая в Национальном музее Финляндии. Не имея возможности найти работу после окончания учебы, Гротелл уехала из Финляндии в Нью-Йорк в 1927 году. Она выбрала Соединенные Штаты, потому что они были менее регулируемыми и предлагали больше возможностей для керамистов и женщин. Позднее Гротелл вспоминал, что «после трех дней в Нью-Йорке, только с телефоном, я получил работу».
Во время своего первого лета в Соединенных Штатах Майя Гротелл поехала в Университет Альфреда, чтобы поработать с Чарльзом Фергусом Биннсом. Она поссорилась с Биннсом из-за его методики обучения, предпочитая гончарный круг конструктивному методу Биннса. Керамика, брошенная колесом, не была распространена в Соединенных Штатах в то время; Американские гончары обычно использовали намотку, литье шликером или строительство плит. Grotell и другие европейские эмигранты, как Гертруда и Отто Натзлер и Маргерит Уайлденхейн, были в значительной степени ответственны за привлечение европейских брошенные методов колеса в Соединенных Штатах. Ее умение обращаться с гончарным кругом оказалось полезным для Гротелл; ее часто просили продемонстрировать технику, и она легко могла найти работу преподавателем по всему Нью-Йорку. В 1938 году Гротелл занял должность руководителя программы по керамике в Академии искусств Крэнбрук в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган. Гротелл не решался занять позицию в Крэнбруке. Изначально ей отказали в этой должности, потому что школа предпочитала инструктора-мужчину. Когда на следующий год ей предложили эту должность, Гротелл опасалась, что она может потерять независимость как незамужняя женщина, и заслуга в ее успехе будет приписана ее коллегам-мужчинам.
В Крэнбруке Гротелл работал в основном с высокотемпературной глазурью и керамическими изделиями из глины. За свою тридцатилетнюю карьеру она была заядлым экспериментатором; исследование разнообразных химикатов глазури, обжиговых печей и глиняных тел. Формулы ее глазури остаются важной частью ее наследия, оказывая влияние на поколения студентов и открывая путь использованию керамики в архитектуре после того, как ее коллега Ээро Сааринен использовал ее глазури для отделки экстерьера Технического центра General Motors.
Как педагог, Гротелл был новаторским и преданным своему делу инструктором. Она не поощряла подражание и поощряла своих учеников развивать индивидуальную эстетику. Гротелл, как известно, всю ночь работала в студии над своей керамикой после обучения, быстро возвращалась домой, чтобы сменить одежду, а затем возвращалась в студию, прежде чем кто-либо прибыл. Ее самоотверженная рабочая этика в конечном итоге взяла свое; в начале 1960-х у нее развилось мышечное заболевание, ограничивавшее ее способность к броску, что повлияло на ее творческую деятельность. К моменту выхода на пенсию из Крэнбрука в 1966 году она превратила отдел керамики в один из самых известных в Соединенных Штатах. Она отвечала за обучение многих ведущих керамистов, в том числе Мари Ву, Яна Сульца, Ричарда Де Воре, Джона Паркера Глика, Говарда Коттлера, Сюзанну Стефенсон и Джона Стивенсона, Тошико Такаэзу и Джеффа Шлангера.
Хотя Майя Гротелл столкнулась с серьезными препятствиями из-за того, что была одинокой женщиной, она оказалась очень успешной. В 1929 году она получила Диплом Колабрадора на Международной выставке в Барселоне. В 1936 году она стала первой женщиной, получившей приз Национального конкурса керамики, а в 1938 году Бостонское общество искусств и ремесел назначило ее мастером-мастером. В 1937 году она получила серебряную медаль на Парижской международной выставке. Ее работы выставлялись на национальном уровне в то время, когда керамика выставлялась нечасто. Она продолжала участвовать в выставке Ceramic National каждый год в период с 1933 по 1960 год. Сегодня ее работы можно найти в коллекциях многих известных музеев, в том числе в Метрополитен-музей, Смарт-музей искусства, Музей искусства и дизайна, Кантон. Художественный музей, Бруклинский музей, Художественный музей Дэвида Оусли, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Детройтский институт искусств, Художественный музей Карнеги, Музей изящных искусств, Бостон, Художественный музей Крэнбрука, Университет из Мичиганского музея искусств, Художественной галереи Йельского университета и Чикагского института искусств.
|title=
( справка )