Эпоха либеральной демократии (индонезийский : Demokrasi Liberal) в Индонезия началась 17 августа 1950 года после роспуска федеральных Соединенных Штатов Индонезии менее чем через год после ее образования и закончилась введением военного положения и указ президента Сукарно о введении управляемой демократии 5 июля 1959 года. В нем произошел ряд важных событий, в том числе Бандунгская конференция 1955 года, первая в Индонезии всеобщие выборы и выборы в Конституционное собрание, а также длительный период политической нестабильности, когда ни один кабинет не продлится дольше двух лет.
Когда объединительная борьба за независимость Индонезии закончилась, в индонезийском обществе начали проявляться расколы. Региональные различия в обычаях, морали, традициях, религии, влияние христианства и марксизма и опасения перед яванским политическим господством - все это способствовало разобщению. Для новой страны характерны бедность, низкий уровень образования и авторитарные традиции. Различные сепаратистские движения выступили против Республики Индонезия: воинствующие Дарул Ислам («Исламское царство») провозгласили «Исламское государство Индонезии» и вели партизанскую борьбу против Республики на Западной Яве с 1948 по 1962 год; в Малуку, амбонец, ранее входивший в состав Королевской армии Нидерландов Ост-Индии, провозгласил независимую Республику Южный Малуку ; и восстания на Суматре и Сулавеси между 1955 и 1961 годами.
Экономика была в катастрофическом состоянии после трех лет японской оккупации, а затем четырех лет войны против голландцев. В руках молодого и неопытного правительства экономика была не в состоянии увеличить производство продуктов питания и других предметов первой необходимости, чтобы идти в ногу с ростом населения. Большая часть населения была неграмотной, неквалифицированной и страдала от недостатка управленческих навыков. Инфляция была безудержной, контрабанда стоила центральному правительству столь необходимой иностранной валюты, и многие плантации были разрушены во время оккупации и войны.
Временная конституция 1950 года заметно отличалась от Конституции 1945 года во многих отношениях; он утверждал парламентскую систему правления и подробно оговаривал конституционные гарантии прав человека, в значительной степени опираясь на Всеобщую декларацию прав человека 1948 года ООН. Он был отменен 9 июля 1959 года, когда президент Сукарно издал указ о роспуске Конституционной ассамблеи и восстановлении Конституции Индонезии 1945 года .
Распространение политических партий и заключенных между ними сделок по распределению мест в кабинетах привели к быстрой смене коалиционных правительств, включая 17 кабинетов, в период с 1945 по 1958 год. Давно откладываемые парламентские выборы наконец состоялись в 1955 году; Индонезийская национальная партия (PNI), считающаяся партией Сукарно, возглавила опрос, а Коммунистическая партия Индонезии (PKI) получила сильную поддержку, но ни одна партия не набрала более четверти голосов. голосов, что привело к недолговечным коалициям.
К 1956 году Сукарно открыто критиковал парламентскую демократию, заявляя, что она «основана на внутреннем конфликте», что противоречит индонезийской понятие гармонии как естественного состояния человеческих отношений. Вместо этого он искал систему, основанную на традиционной деревенской системе обсуждения и консенсуса, которая происходила под руководством деревенских старейшин. Он предложил тройную смесь национализма («национализма»), агамы («религия») и коммунизма («коммунизма») в кооперативное правительство «Нас-А-Ком ». Это было направлено на умиротворение трех основных фракций в индонезийской политике - армии, исламских группировок и коммунистов. При поддержке военных он провозгласил в феврале 1957 г. «управляемую демократию » и предложил кабинет, в котором будут представлены все важные политические партии (включая КПИ). Таким образом, парламентская демократия западного образца в Индонезии завершилась до выборов 1999 г. реформаторов эра.