Лейла Саз | |
---|---|
Родилась | 1850. Стамбул, Османская империя |
Умер | 6 декабря 1936 г.. Стамбул, Турция |
Место упокоения | Кладбище мучеников Эдирнекапы, Стамбул |
Национальность | Турецкий |
Род занятий | Композитор, поэт и писатель |
Известен | Османской классической музыкой |
Супруг (а) | Гиритли Сырры Паша |
Дети | Ведат Тек ( сын) |
Лейла Саз, также называемая Лейла Ханимефенди (1850–1936), турецкий композитор, поэт и писатель.
Родилась в 1850 году в Стамбуле в семье османских аристократов критско-турецкого происхождения, она была дочерью (часто называемой Хекимом Исмаилом пашой). (Исмаил Паша Доктор). Детство она провела во дворце Долмабахче в составе Императорского гарема. В возрасте семи лет она начала брать уроки игры на фортепиано у итальянского пианиста. После 1876 года она изучала турецкую музыку у Медини Азиза Эфендиу. Она также брала частные уроки французского, а позже древнегреческого и теологии, в то время как ее отец была османским губернатором Крита.
Она вышла замуж за Гиритли Сирри-пашу, высокопоставленного османского администратора критского происхождения, который позже стал премьер-министром и сам по себе поэт. по назначению мужа она путешествовала акро ss Анатолия и Балканы. В 1873 году она родила сына по имени Ведат, который стал архитектором. Она поселилась в Стамбуле после смерти мужа в 1895 году и поддерживала тесные отношения с Османским дворцом.
С 1895 года она посвятила себя поэзии и музыке как в турецкой, так и в европейской школах. Она брала уроки игры на фортепиано и принимала в своем особняке людей искусства и науки.
Она написала около 200 вокальных и инструментальных произведений, в том числе сборник из более чем пятидесяти песен, тексты которых написаны современными поэтами-романтиками. Ее песни сильны по технике, эмоциональны и полностью верны традициям Османской классической музыки.
Лейла Ханым также писала прозу и опубликовала свои мемуары под названием «Императорский гарем султанов: мемуары Лейлы (Саз) Ханимефенди». в котором подробно объясняется внутренняя жизнь и истории Османского дворца, которые, среди прочего, были переведены на английский. Оригинальные воспоминания, а также многие другие ее работы. погибли в результате пожара в ее доме и были воссозданы.
Она приняла фамилию «Саз» (семейство турецких музыкальных инструментов ) в рамках Закона 1934 года о фамилиях в Турции. Помимо того, что она является композитором в традициях турецкой классической музыки, она также, благодаря своим мемуарам, написанным в конце ее жизни, является одним из основных источников из первых рук, доступных историкам по Османский гарем, в контексте этого учреждения конца XIX века.
Она умерла 6 декабря 1936 года и была похоронена на кладбище мучеников Эдирнекапы в Стамбуле.
Помимо музыки в турецком стиле, Саз также познакомился с музыкой западной традиции, находясь в гареме. Некоторые султаны захотели, чтобы во дворце исполнялась западная музыка. Султан Махмуд II пригласил во дворец европейских музыкантов для выступлений и обучения. Один из таких людей был братом оперного композитора. Учителем западной классической музыки Саза был Никогос Аня.
Стихи Лейлы Саз впервые появились в 1887 году в журнале для женщин Mürüvvet. Серпил Чакыр, Османлы Кадын Харекети, Стамбул 2011, сс. 66-67.
Она также была в писательском штате Hanımlara Mahsus Gazete (Газета для женщин)
Ее дом также был своего рода литературным салоном, где художники, писатели и музыканты обсуждали интеллектуальные вопросы и воспроизводить музыку.
Чайре-и Эльхан-Ашина Лейла Ханимефенди'нин Кюллият-и Мусикиеси, Osmanlıca nota 1. cüz, Matbaa-i Amire, Стамбул, 1923.
Le Harem impérial et les sultanes au XIXe siècle, adaps au français par son fils Youssouf Razi, pref. de Claude Farrère, Calman-Lévy, Paris, 1925.
Solmuş içekler, İstanbul, 1928, новое издание 1996 г., Peva Yayınları, İstanbul.
Leylâ Saz, Harem'in içyüzü, Düzenleyen Sadi Borak, İstanbul, Milliyet Yayınları, 1974. (Перевод с французского на турецкий)
Императорский гарем султанов: повседневная жизнь в Ширагане Дворец в XIX веке: воспоминания Лейлы (Саз) Ханимефенди, Стамбул, 1994. (Перевод с французского на английский)
Лейла Саз, Солмуш Чичеклер, Стамбул, Пева Яйынлары, 1996.
Anılar: 19. Yüzyılda Saray Haremi, Стамбул, Cumhuriyet Kitapları, 2000.
Юсуф Рази, Софи Баш (ред.), Le harem impe´rial et les sultanes au XIX sie`cle, Bruxelles, Editions Complexe, 2000.
Императорский гарем султанов: повседневная жизнь во дворце Чираган в XIX веке: воспоминания Лейлы (Саз) Ханимефенди, Стамбул, Хиль Яйин, 2001.
Хосе Дж. de Olaeta (ed.), El haren imperial y las sultanas en el siglo XIX: memorias de una dama de la corte otomana, Пальма-де-Майорка, 2003.
«Марш Победы» ( аранжировка для фортепиано) на SheetMusicPlus