Лэмпворк вид стекольных изделий, в которых для плавления стекла в основном используется факел или лампа. Находясь в расплавленном состоянии, стекло формируется путем выдувания и формования с помощью инструментов и движений рук. Он также известен как работа с пламенем или работа с горелкой, поскольку в современной практике больше не используются масляные лампы. Хотя отсутствие точного определения ламповой обработки затрудняет определение того, когда эта техника была впервые разработана, самое раннее поддающееся проверке стекло, обработанное лампами, вероятно, представляет собой коллекцию бусинок, которая, как считается, датируется пятым веком до нашей эры. Лэмпворк стал широко практиковаться в Мурано, Италии в XIV веке. Уже в XVII веке странствующие мастера по стеклу демонстрировали публике работу с лампами. В середине 19 века техника лэмпворк была распространена на производство пресс-папье, в первую очередь во Франции, где она стала популярным видом искусства, собираемым до сих пор. Обработка ламп отличается от выдувания стекла тем, что для выдувания стекла в качестве основного источника тепла используется печь, хотя также используются горелки.
Ранний лэмпворк выполнялся в пламени масляной лампы, когда художник выдувал воздух в пламя через трубу или с помощью ножных мехов. Большинство художников сегодня используют горелки, которые сжигают пропан или природный газ, или в некоторых странах бутан в качестве топливного газа, смешанного с воздухом или чистый кислород в качестве окислителя. Многие любители используют газ MAPP в переносных канистрах в качестве топлива, а некоторые используют концентраторы кислорода в качестве постоянного источника кислорода.
Лэмпворкинг используется для создания произведений искусства, включая бусы, фигурки, шарики, маленькие сосуды, украшения для елки и многое другое. Он также используется для создания научных инструментов, а также стеклянных моделей животных и растений.
Лэмпворкинг может быть выполнен со многими типами из стекла, но наиболее распространенными являются натриево-кальциевое стекло и свинцовое стекло, оба называемые «мягким стеклом», и боросиликатное стекло, часто называемое «твердым стеклом». ". Трубки из свинцового стекла обычно использовались при изготовлении неоновых вывесок, и многие американские мастера по работе с лампами использовали их для изготовления выдувных изделий. Некоторые цветные стеклянные трубки, которые также использовались в неоновой промышленности, использовались для изготовления небольших цветных выдувных изделий, а цветные стеклянные стержни из совместимого свинцового и натронно-известкового стекла использовались для украшения как прозрачных, так и цветных трубок. Использование трубок из мягкого стекла постепенно сокращается из-за проблем, связанных с окружающей средой и рисков для здоровья, но в основном из-за того, что большинство лэмпворков стали использовать боросиликатное стекло, особенно после того, как были разработаны цветные стекла, совместимые с прозрачным боросиликатом.
Мягкое стекло иногда полезно, потому что оно плавится при более низких температурах, однако оно плохо реагирует на быстрые изменения температуры, как боросиликатное стекло. Мягкое стекло расширяется и сжимается намного больше, чем твердое стекло при нагревании / охлаждении, и при работе с ним необходимо поддерживать постоянную температуру, особенно если изготавливаемое изделие имеет участки различной толщины. Если тонкие участки остынут ниже «точки напряжения», усадка может вызвать трещину. Жесткое стекло, или боросиликат, дает меньше усадки, поэтому оно более щадящее. Боросиликат аналогичен обычному силикатному стеклу (SiO 2), но имеет более гибкую молекулярную структуру из-за легирования бором.
Стекла, которые необходимо сплавить вместе, должны быть выбраны для совместимости друг с другом, как по химическому составу (больше проблема с мягким стеклом, чем с боросиликатом), так и с точки зрения коэффициента теплового расширения (COE) [CTE также используется для коэффициента теплового расширения.] Стекла с несовместимым COE, смешанные вместе, могут создавать сильные напряжения внутри готовой детали, поскольку она охлаждается, трескается или сильно разрушает деталь. Химически некоторые цвета могут реагировать друг с другом при плавлении. Это может вызвать желаемый эффект окраски, металлический блеск или привести к эстетически приятному «эффекту полотна». Это также может вызвать нежелательные эффекты, такие как непривлекательное обесцвечивание, пузырение или расстекловывание.
Боросиликатное стекло считается более щадящим для работы, так как его более низкий COE делает его менее склонным к растрескиванию во время работы с пламенем, чем натриево-известковое или свинцовое стекло. Однако у них более узкий диапазон рабочих температур, чем у мягких очков, у них меньше доступных цветов и они значительно дороже. Кроме того, его рабочий диапазон находится при более высоких температурах, чем у мягких стекол, что требует использования пламени кислород / газ вместо воздуха / газа. Помимо получения более горячего пламени, использование чистого кислорода позволяет лучше контролировать окислительные или восстанавливающие свойства пламени, что необходимо, поскольку некоторые красящие химические вещества в боросиликатном стекле вступают в реакцию с любым остающимся в пламени кислородом либо для производить желаемый окончательный цвет или обесцвечивать, если присутствует дополнительный кислород.
Свинцовое стекло имеет самый широкий рабочий диапазон из трех стекол и лучше удерживает тепло, когда оно находится вне пламени. Это дает больше времени для корректировки работы при выдувании полых форм. Кроме того, оно с меньшей вероятностью треснет при изготовлении кусков различной толщины, чем натриево-известковое стекло.
Инструменты для лэмпворкинга аналогичны тем, что используются в стеклодувном искусстве. Графит часто используется для рабочих поверхностей лэмпворк-инструментов из-за его способности выдерживать высокие температуры, низкого коэффициента трения и устойчивости к прилипанию к расплавленному стеклу. Сталь используется там, где требуется большая прочность. Некоторые формы могут быть сделаны из плодовых пород, но дерево в основном используется для изготовления ручек инструментов для работы с лампами. Латунь может использоваться для рабочих поверхностей, где требуется более высокий коэффициент трения.
После создания изделия лэмпворк должен спланировать, как его построить. Готовясь начать, лэмпворк медленно вводит стеклянный стержень или трубку в пламя, чтобы предотвратить растрескивание от теплового удара. Стекло нагревают до расплавления, наматывают на стальную оправку со специальным покрытием, образуя основной валик. Покрытие представляет собой антифлюсовый разделительный агент, который позволяет легко снимать валик с оправки, будь то вещество на основе глины или нитрид бора. Затем его можно украсить или украсить с помощью различных техник и материалов. Все части заготовки должны храниться при одинаковых температурах, чтобы они не разбились. После завершения изделие необходимо отжечь в печи, чтобы предотвратить растрескивание или раскол.
Отжиг, в терминах стекла, заключается в нагревании изделия до тех пор, пока его температура не достигнет точки снятия напряжения, то есть температуры, при которой стекло все еще слишком твердое для деформации, но достаточно мягкое, чтобы внутренние напряжения могли легкость. Затем детали дают возможность впитаться, пока ее температура не станет однородной. Время, необходимое для этого, зависит от типа стекла и толщины самого толстого участка. Затем деталь медленно охлаждается с заданной скоростью до тех пор, пока ее температура не опустится ниже критической точки, при которой она не может создавать внутренние напряжения, а затем ее можно безопасно сбросить до комнатной температуры. Это снимает внутренние напряжения, в результате чего изделие должно служить долгие годы. Стекло, которое не было отожжено, может треснуть или расколоться из-за незначительного изменения температуры или другого удара.
Большинство лэмпворкеров используют стержни из стекла диаметром 7–8 мм, хотя доступны готовые стрингеры диаметром 1–3 мм. размеры, либо стержни от 15 мм и более. Листовое стекло можно разрезать с помощью инструментов на полосы, хотя им легче манипулировать, если сначала прикрепить его к стержню. Стекло также доступно в виде частиц различного размера (фритта или порошок), которое обычно используется для украшения поверхности бусин, обработанных лампами. Многие производители, которые раньше продавали стекло только листовым или очень толстым стержнем, теперь предлагают стержни для лэмпворк. Оконное стекло обычно не используется, так как оно не предназначено для работы с пламенем, а цветовые вариации незначительны.
Самым популярным стеклом для лэмпворктинга является натриево-известковое стекло, которое доступно предварительно окрашенным. Натриево-кальциевое стекло - это традиционная смесь, используемая для производства стекла для выдувных печей, а стеклянные стержни для лэмпворкинга изначально вытягивались вручную из печи и позволяли остыть для использования лэмпворкерами. Сегодня известково-натриевое или «мягкое» стекло производится во всем мире, в том числе в Италии, Германии, Чехии, Китае и Америке.
Помимо известково-натриевого стекла, лэмпворкеры могут использовать свинцовое стекло. Свинцовые стекла отличаются более низкой вязкостью, более тяжелым весом и несколько большей устойчивостью к несоответствию COE.
Лэмпворкеры могут использовать боросиликатное стекло - очень твердое стекло, требующее повышенного нагрева. Изначально боросиликат использовался в качестве лабораторного стекла, но недавно он стал доступен в цвете для студийных художников ряда компаний. В свое время мягкие (натронная известь и свинец) и твердые (боросиликатные) стекла имели совершенно разные палитры, но художники, работающие с мягким стеклом, пользовались спросом на серебристые цвета, а также разработку ярких цветных карандашей на основе кадмия. Стеклянная алхимия в линии боро уменьшила различия между ними.
Бусины можно подвергнуть пескоструйной очистке или огранке с помощью лапидарной обработки. Бусины из "печного стекла", которые являются более сложной версией старой техники бисер, широко изготавливаются сегодня. Шевронные бусины - это многослойные бусины, которые когда-то изготавливались исключительно с использованием технологий горячего цеха для производства оригинальных трубок; но теперь некоторые лэмпворки делают аналогичные рисунки на своих факелах, прежде чем притирать концы, чтобы выявить различные многослойные цвета. По мере того как факелы становятся больше и мощнее, переход между лэмпворкингом и печным стеклом продолжает увеличиваться.
Дымение - это техника, разработанная за последние 15 лет и популяризированная Бобом Снодграссом. Дымление заключается в нагревании серебра или золота в пламени, так что металлы испаряют или «дымят» микроскопически тонкие слои частиц на стекле. Эти частицы прилипают к горячей стеклянной поверхности, меняя ее цвет с интересными эффектами. Серебро превращает прозрачное стекло в желтоватый цвет, давая оттенки синего и зеленого, когда подкреплено темным цветом, а золото превращает прозрачное стекло в оттенки розового и красного. Покрытие из драгоценного металла становится все более заметным по мере того, как стекло нагревается.
Бусины лэмпворк (за исключением азиатских и африканских бусинок), как правило, были источником итальянских, а позднее и богемских мастеров лэмпворк в течение последних четырехсот лет. или около того, кто держал методы в секрете. Лет тридцать назад некоторые американские художники начали экспериментировать с формой. Их первые усилия, по сегодняшним меркам, были грубыми, поскольку почти не было документации и современных инструментов. Однако они поделились своей информацией, и некоторые из них начали малый бизнес, разрабатывая инструменты, фонарики и другое оборудование.
Эта группа в конечном итоге легла в основу Международного общества производителей стеклянных бус.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с лэмпворкингом. |