Кий, Щек и Хорив

редактировать
Кий, Щек и Хорив Кий, Щек, Хорив и Лыбидь, основавшие город Киев - Артур Орлёнов

Кий, Щек и Хорив (украинский : Кий, Щек, Хорив ; древневосточнославянские : Кии, Щекъ, Хоривъ) - три легендарных брата - часто упоминаются вместе с их сестрой Лыбидь (укр.: Либідь ; древневосточнославянский: Лыбѣдь) - который, согласно Первичной летописи, основал средневековый город Киев, который со временем стал капи Таллин современной Украины. Нет точных и исторически установленных сведений о правлении Кия и основании города Киева.

Содержание
  • 1 Историческая справка
    • 1.1 Отрывок из Русинских Первичных летописей
    • 1.2 Перевод Дмитрия Лихачева
    • 1.3 Перевод Самуэля Хаззарда Кросса
    • 1.4 Археологические раскопки
    • 1.5 Историографическая интерпретация
  • 2 Современные памятники
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Историческая справка

В Первичной летописи, которая, как принято считать, была написана монахом Киево-Печерского монастыря по имени Нестор и закончена в 1113 г. особое место занимает легенда об основании Киева тремя братьями. В легенде Нестор помещает этих братьев на разные холмы Киева. Географически старый Киев расположен на более высоком правом берегу Днепра, который является продолжением Приднепровской возвышенности, где остатки церкви Св. Десятины расположены.

Хроники далее заявляют, что были люди («которые не знали, что говорили»), которые считали Кий простым перевозчиком. Но затем утверждается, что Кий как князь своего рода посетил Царьград и получил большие почести от Императора. Дмитрий Лихачев объединил свидетельства Никоновской летописи что также указывает на то, что Кий с большим войском двинулся на Царьград и получил от императора большие почести. Во время своего похода в Константинополь Кий также обнаружил город Киевец на Дунае.

. Нестор также называет приблизительную дату штурма Киева Хазарской империей как «после смерти Кия», что подтверждает гипотезу Бориса Рыбакова, VI-VII вв. В своей хронике Нестор не указывает ни дату смерти Кия, ни существование или отсутствие его наследников, которые продолжали править после его смерти. В летописи действительно упоминается встреча местных жителей с прибывшими Аскольдом и Диром, которые спросили их, сославшись на Киев, чей это город, и получили ответ, что трое братьев, построивших его, давно умерли, а жители теперь отдавал дань уважения хазарам. Однако польский историк Ян Длугош обратил внимание на Пшемысловскую хронику, в которой утверждается, что «после смерти Кия, Щека и Хорива долгие годы правили их дети и внуки, которые произошли от них по прямой линии». 48>

Отрывок из Русинских Первичных летописей

Полѧномъ же живущиим̑ ѡ собѣ. и вла̑дѣющимъ роды своим̑. ӕже и до сеӕ брат̑ӕ бѧху Полѧне. и живѧху кождо съ родом̑ своимъ. на своихъ мѣстехъ. володѣюще кождо родомъ своимъ ❙ И быша. г҃. брата. а А єдиному имѧ Кии. а другому Щекъ. а третьєму Хоривъ. и сестра ихъ Лыбѣдь. и сѣдѧше Кии на горѣ кдѣ н҃нѣ оувозъ Боричевъ. а Щекъ сѣдѧше на горѣ. кдѣ ннѣ зоветсѧ Щековица. а Хоривъ на третьи горѣ. ѿнюдүже прозвасѧ Хоривица. створиша городокъ. во имѧ брата ихъ старѣишаго. и наркоша и Києвъ. и бѧше ѡколо города лѣсъ и боръ великъ. и бѧху ловѧще звѣрь. Б бѧхуть бо мудрѣ и смыслени. и нарицихусѧ Полѧне.

— ЛѢТОПИСЬ ПО ИПАТЬЕВСКОМУ СПИСКУ, ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 1-21.

Перевод Дмитрия Лихачева

В те времена Поляне жили отдельно и управлялись собственными семейными кланами; и поэтому эти братья (о которых мы поговорим дальше) также были полянами, и все они жили семейными кланами в своих местах, и каждый управлялся независимо. А братьев было три: одного звали Кий, другого - Щек, третьего - Хорив, а их сестру - Лыбидь. Престол Кий был холмом, на котором сегодня находится Боричевский спуск, а Престолом Щека был холм, который сегодня называется Щековица, и Хорив на холме, который в его честь назван Хоривицей. И построили город в честь своего старшего брата и назвали его Киев. Вокруг города был большой лес и чаща, и там охотились на зверей, и были ли эти люди мудры и разумны и назывались их Полянами, от них Полянами до сих пор в Киев.

Дмитрий Лихачев, Рассказ об основании Киева. Primary Chronicles (ПРЕДАНИЕ ОБ ОСНОВАНИИ КИЕВА. Повесть временных лет)

Перевод Сэмюэля Хаззарда Кросса

В то время как полянцы жили раздельно и управляли своими семьями (ведь до времен этих братьев поляяне уже были, и каждый жил с его род на своей земле, господствовавший над родичами), было три брата, Кий (sic!), Щек и Хорив, а их сестру звали Лыбедь. Кий (sic!) Жил на холме, где сейчас проходит Боричевская тропа, а Щек жил на холме, теперь называемом Щековица, а на третьем - Хорив, в честь которого этот холм назван Хоревицей. Они построили город и назвали его Киевом в честь своего старшего брата. Вокруг города лежал лес и большой сосновый бор, в котором ловили диких зверей. Эти люди были мудры и рассудительны; их называли полянянами, и по сей день в Киеве живут их потомки.

— Самуэль Хаззард Кросс и Ольгерд П. Шербовиц-Ветцор, Первичная летопись (Лаврентьевский текст)

Археологические раскопки

Графика изображение археологических раскопок в Киеве Викентием Хвойкой

Археологические раскопки показали, что древнее городище действительно существовало начиная с VI века. Некоторые предполагают, что Кий был реальным человеком, князем (князем) из племени полянов. Согласно легенде, Кий, старший брат, был полянским князем, и город был назван в его честь.. Кроме того, легенда гласит, что возникновение большого города на холмистых берегах Днепра был предсказан Апостолом Андреем.

Историографическая интерпретация

Многие историки считают правдивым существование Кия и его княжеское правление в VI веке. Среди таких историков Борис Рыбаков, Дмитрий Лихачев, Алексей Шахматов, Александр Пресняков, Петр Толочко, Наталия Полонская-Василенко и др.

Личные имена легенды имеют аналогичные эквиваленты из армянской хроники VII века, Истории Тарона, Зеноба Глак. В нем у двух киевлянских братьев Кий и Хорив почти одинаковые аналоги в братьях Куар и Хориан, а у полянов - в районе Балуник. У легенды также есть параллели в хорватском origogentis пяти братьях и двух сестрах (Клукас, Лобелос, Косентзис, Мухло, Хробатос, Тога и Буга) из 30-й главы De Administrando Imperio от Константин VII (10 век) и булгарская апокрифическая летопись (12 век) об этногенезе болгар. Все трое говорят о людях, которые переселились на чужбину, чей лидер был одноименным (Кий в Киеве, Хробатос в хорватах и ​​Славянин по-болгарски), а киевлянин и хорват упоминают сестру. Женская личность и число три можно найти также у трех дочерей (младшая Либуше ) герцога Крока из Chronica Boemorum (12 век), двух сыновей и дочери. (Кракус II, Лех II и принцесса Ванда ) из Кракуса легендарного основателя Кракова из Chronica seu originale regum et Principum Poloniae (12-13 века) и три брата Лех, Чех и Русь из Великопольской хроники (13 век).

Хорив или Хорив, и его ороним Хоревица, некоторые ученые относят к хорватскому этнониму из белых хорватов. Свое имя Пащенко связал, помимо хорватского этнонима, и с солнечным божеством Хорс. Рядом с Киевом протекает ручей, где раньше существовало большое село Хорватка или Гроватка (оно было разрушено во времена Иосифа Сталина ), впадающее в реку Стуха.

Современная дань
Скульптура основателей Киева Скульптура основателей Киева, изображенная на промежуточной банкноте Украины в 1990-е гг.

Помимо холмов и реки, в древнем Киеве есть улицы Щекавицкая и Хорива. окрестности Подола.

В 1982 г. Кий, Щек, Хорив и Лыбидь были изображены (стоящими на старинной речной лодке) в скульптуре на берегу реки в Наводницком парке. Памятник, созданный Василием Бородаем, вскоре стал знаковым для города и стал неофициальным гербом Киева. В 2000-х годах еще одна статуя была установлена ​​на центральной площади, Майдан Незалежности.

См. Также
Литература
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-26 04:13:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте