Хазары

редактировать
Исторический полукочевой тюркский этнос

Хазарский каганат.
ок. 650–969
Khazar Khaganate, 650–850 Хазарский каганат, 650–850
СтатусХазар Каганат
Столица
Общие языкиХазар
Религия
Каган
• 618–628Тонг Ябху
• 9 векБулан
• 9 векАвдия
• 9 векЗахария
• 9 векМанассия
• 9 векВениамин
• 10 векАарон
• 10 векИосиф
• 10 векДавид
• 11 векГеоргиос
Историческая эпохаСредние века
• Основаниеок. 650
969
Святослава
850 об.3 000 000 км (1 200 000 кв. Миль)
900 о.1 000 000 км (390 000 кв. Миль))
Население
• VII век1,400,000
ВалютаЯрмар
ПредшественникПреемник
Западно-тюркский каганат
Старая Великая Болгария
Кумания
Печенеги
Киевская Русь

Хазары (, ; Кузарим; Турецкий : Hazarlar; Азербайджанский : Xəzərlər; Башкирский : Хазарҙар; Татарский : Хәзәрләр, Xäzärlär; Xazar; Персидский : خزر; Украинский : Хоза́ри, Хозари; Русский : Хаза́ры, Хазари; Венгерский : Казарок; Греческий : Χάζαροι, Házaroi; Латинский : Газари / Гасани) были полу- кочевым тюркским народом с конфедерацией тюркоязычных племен, которые в конце VI века н.э. основали крупную торговую империю, охватывающую юго-восточную часть современная Европейская Россия, юг Украины, Крым и Казахстан. Каспийское море до сих пор называется Хазарским морем на многих восточных языках. В иранском языке, туркменском языке, в азербайджанском языке, в современном турецком и во многих восточных диалектах он называется Хазарским морем. Хазары создали то, что на протяжении своего времени было самым могущественным государством, возникшим после распада Западно-тюркского каганата. Расположенная на главной торговой артерии между Восточной Европой и Юго-Западной Азией, Хазария стала одной из ведущих торговых империй средневекового мира, управляя западными маршами Шелковый путь и играющая ключевую коммерческую роль как перекресток между Китаем, Ближним Востоком и Киевской Русью. Около трех столетий (ок. 650 - 965) хазары господствовали на обширной территории, простирающейся от Волго-Донских степей до восточного Крыма и северного Кавказа.

Хазария долгое время служила буферное государство между Византийской империей и кочевниками северных степей, а также Омейядским халифатом и Аббасидским халифатом после того, как он был Византийским Прокси Империи против Сасанидской Империи. Альянс был разорван около 900 года. Византия начала побуждать аланов напасть на Хазарию и ослабить свою власть в Крыму и на Кавказе, одновременно стремясь достичь согласия с растущей властью Руси. на север, который он стремился обратить в христианство. Между 965 и 969 годами правитель Киевской Руси Святослав I Киевский и его союзники захватили столицу Атиль и разрушили хазарское государство как независимое. Он стал автономным образованием бывших провинций Руси, а затем Хазар (Хорезм, где хазары были известны как турки, так же как венгры были известны как турки в Византии, Волжская Булгария )

Определение происхождения и природы хазар тесно связано с теориями их языков, но это весьма сложный вопрос, поскольку не сохранились записи коренных народов на хазарском языке, а государство было полиглотом. и полиэтнический. Считается, что исконной религией хазар был тенгрианство, как и северокавказских гуннов и других тюркских народов. Полиэтническое население Хазарского каганата представляло собой многоконфессиональную мозаику из язычников, тенгристов, иудеев, христиан и мусульман. Часть хазар (т. е. кабаров ) присоединилась к древним венграм в IX веке. О правящей элите хазар говорили Иуда Галеви и Авраам ибн Дауд х были преобразованы в раввинистический иудаизм в 8 веке, но масштабы преобразования в пределах Хазарского ханства остаются неопределенными.

Были высказаны предположения о хазарском происхождении венгры, казахи, казаки Дона области и Украины, бухарские евреи, мусульмане кумыки, тюркоязычные крымчаки и их крымские соседи крымские караимы, молдавские чангоши, горские евреи, даже некоторые субботники по признаку украинского и казачьего происхождения и др. В конце 19 века появилась теория, согласно которой ядро ​​сегодняшних евреев-ашкенази происходит от гипотетической еврейской хазарской диаспоры, которая мигрировала на запад из современной России и Украины в современные день Франция и Германия. Лингвистические и генетические исследования не подтвердили теорию связи хазар с ашкеназским еврейством. Теория все еще находит время от времени поддержку, но большинство ученых относятся к ней со значительным скептицизмом. Теория иногда ассоциируется с антисемитизмом и антисионизмом.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Лингвистика
  • 3 История
    • 3.1 Племенное происхождение и ранняя история
    • 3.2 Возвышение хазарского государства
    • 3.3 Хазарское государство: культура и институты
      • 3.3.1 Царское двоевластие с сакральным Каганатом
      • 3.3.2 Правящая элита
      • 3.3.3 Демография
      • 3.3.4 Экономика
    • 3.4 Хазары и Византия
    • 3.5 Арабо-хазарские войны
    • 3.6 Хазары и венгры
    • 3.7 Возвышение Руси и крах хазарского государства
    • 3.8 Последствия: влияние, упадок и рассеяние
  • 4 Религия
    • 4.1 Тенгризм
    • 4.2 Христианство
    • 4.3 Иудаизм
      • 4.3.1 История дискуссий о хазарском еврействе
    • 4.4 Ислам
  • 5 Утверждения хазарского происхождения
    • 5.1 Крымские караимы и Крымчаки
    • 5.2 Ашкенази-хазарские теории
      • 5.2.1 Использование в антисемитской полемике
      • 5.2.2 Генетические исследования
  • 6 В литературе
  • 7 Города, связанные с хазарами
  • 8 См. также
  • 9 примечаний
  • 10 цитат
  • 11 Библии ography
  • 12 Внешние ссылки
Этимология

Дьюла Немет, вслед за Золтаном Гомбочем, произвел слово Khazar от гипотетического * Qasar, отражающего тюркский корень qaz- ( «бродить, бродить») являясь гипотетическим убранным вариантом из общетюркского кез-; однако Андраш Рона-Тас возразил, что * qaz- это слово-призрак. В фрагментарных надписях Тес и Терхин из Уйгурской империи (744–840) засвидетельствована форма Касар, хотя остается неуверенность, представляет ли это личное или племенное имя, постепенно возникли другие гипотезы. Луи Базен получил его от тюркского qas- («тиранить, угнетать, терроризировать») на основании его фонетического сходства с племенным названием уйур, Касар. Рона-Тас связывает Касар с Кесаром, пехлеви транскрипцией римского титула Цезарь.

Д. М. Данлоп попытался связать китайский термин, обозначающий «хазары», с одним из племенных имён уйур, или Токуз Огуз, а именно с Касаром (гл. 葛薩Gésà). Возражения состоят в том, что Uyğur 葛薩 Gésà / Qasar было не именем племени, а скорее фамилией вождя племени 思 结 Sijie (согдийский : Sikari) из Toquz Oğuz (Ch. 九姓 jĭu xìng), и что в среднекитайском этнониме «хазары» всегда предшествовало слово Tūjué, которое тогда все еще использовалось для Göktürks и их отколовшихся групп (Tūjué Kěsà bù: 突厥 可 薩 部; Tūjué Hésà: 突厥 曷 薩) и первый слог «Khazar» транскрибируются с помощью других символов (可 и 曷), чем 葛, который используется для передачи слога Qa- в уйğурском слове Qasar.

После сообщается, что они приняли еврейское письмо, и вполне вероятно, что, хотя и говорили на тюркском языке, хазарская канцелярия при иудаизме, вероятно, переписывалась на иврите. В Expositio in Matthaeum Evangelistam, Газари, предположительно хазары, упоминаются как гуннские люди, живущие на землях Гога и Магога и считающиеся обрезанными и omnem Judaismum observat, соблюдая все законы иудаизма.

Хотя хазарский язык вымер несколько веков назад, современные тюркские языки до сих пор называют Каспийское море «Хазарским морем» (ср. Khazar University и Хазарские острова в Баку, Азербайджан).

Лингвистика

Определение происхождения и природы хазар тесно связано с теориями их языков, но это вопрос большой сложности, так как в хазарский язык сохранился, и государство было полиглотом и полиэтническим. В то время как королевская или правящая элита, вероятно, говорила на восточной разновидности тюркского шаз, подчиненные племена, по-видимому, говорили на разновидностях лир тюркского, таких как охурик, язык, по-разному отождествляемый с булдарским, чувашским и гуннским (последнее основано на утверждении персидского историка аль-Иахри, что Хазарский язык отличался от любого другого известного языка ). Один из способов проследить их происхождение состоит в анализе возможных этимологий этнонима «хазар».

История

Племенное происхождение и ранняя история

Племена, которыедолжны быть составлять Хазарскую империю, были не этническим союзом, а скоплением степных кочевников и народов, пришедших в подчиняться и подчиняться ядру тюркского руководства. Многие тюркские группы, такие как одурийские народы, в том числе Šaraurs, Ours, Onoğurs и Bulğars, ранее входившие в состав Конфедерация Tiĕlè (鐵勒), засвидетельствована довольно рано, оказавшись вытесненной на Запад сабирами, которые, в свою очередь, бежали от азиатских аваров и начали течь в зоне Волга - Каспий - Понтийский регион с 4-го века н.э. и записана Приском как проживающая в Евразии. степи еще в 463. Они, по-видимому, происходят из Монголии и Южной Сибири после падения кочевого государства гуннов / Xiōngnú. Разнообразная племенная федерация во главе с этими тюрками, вероятно, включающая в себя сложный набор иранцев, протомонгольских, уральских и палео-сибирских кланы., победившие Жужанский каганат гегемонистов центральноазиатских авар в 552 году, устремились на запад, захватив с собой других степных кочевников и народов Согдианы.

Правящая семья этой конфедерации могла происходить из клана Āshǐnà (阿 史 那) западно-тюркских племен, хотя Константин Цукерман относится к shǐnà и их ключевой роли в формировании хазар скептически. Голден отмечает, что отчеты на китайском и арабском языках почти идентичны, что делает связь сильной, и предполагает, что делает их лидером, возможно, был Ёпишеку (китайский: 乙 毗 射 匱), который потерял власть или был убит около 651 года. Продвигаясь на запад, конфедерация достигла земель Акацироев, которые были важными союзниками Византии в борьбе с армией Аттилы.

Возвышение хазарского государства

Эмбриональное государство Хазария начало формироваться примерно после 630 года, когда оно возникло в результате распада более крупного Гектюркского каганата. Войска Göktürk проникли через Волгу к 549 г., из-за чего они вынуждены бежать в святилище венгерской равнины. Клан shǐnà, племенное название которого было Tür (ü) k, появилось на сцене к 552 году, когда они свергли Rourans и основали Göktürk Qaanate. К 568 году эти Göktürks искали союз с Византией для атаки Персии. междоусобная война вспыхнула между старшими восточными гектюрками и младшим западно-тюркским каганатом несколько десятилетий спустя, когда после смерти Таспара Кагана, спор о престолонаследии привел к династическому между избранным наследником Таспара, Апа Каганом, и правителем, назначенным верховным советом племени, Усёна Сету (阿 史 那 摄 图), Ишбарой Каганом.

В первые десятилетия 7-го века Осена ябгу Тонг сумел стабилизировать западное разделение, но после его смерти, оказав решающую военную помощь Византии в разгроме сасанидской армии в Персидском регионе. В самом сердце страны западно-тюркский Каганат распался под давлением вторгшихся армий династии Тан и разделился на две конкурирующие федерации, каждую из которых состояла из пяти племен, известных под общим названием «Десять стрел» (Он Ок). Оба ненадолго бросили вызов гегемонии Тан в Восточном Туркестане. На западе тем временем возникли два новых кочевых государства: Старая Великая Болгария при Кубрате, вождя клана Дуглу и субконфедерация Ношиби, также состоящая из пяти племен. Дугли бросили вызов аварам в районе реки Кубань - Азовского моря, в то время как хазарский Каганат консолидировался дальше на запад, по-первой, во главе с династией Осёна. С победой над племенами в 657 году, спровоцированной генералом Су Дингфангом (蘇 定 方), китайское господство было наложено на их восток после последней операции по зачистке в 659 году, но две конфедерации булгар и хазар боролись за господство в западном степи, и с приходом последних к власти первые либо уступили хазарскому правлению, либо как при Аспарух, сын Кубрата, переместился еще дальше на запад через Дунай, чтобы заложить основы Первая Болгарская империя на Балканах (ок. 679 г.).

Таким образом, Хазарский Каганат сформировался из руин этой кочевой империи, распавшейся под давлением Тан армии династии на востоке где-то между 630 и 650 годами. После завоевания ими нижнего Поволжья на востоке и области на западе между Дунаем и Днепром и их подчинением Оногур - Булар союз, примерно в 670 году, правильно созданный хазарский Каана тэ появляется, став самым западным -существующим преемником грозного Гёктюрк-Каганата после его распада. Согласно Омельяну Прицаку, язык федерации Оногур-Булдар должен был стать lingua franca Хазарии по мере своего. поражение. Халиф Язид II ответил, отправив 25000 арабских войск на север, быстро отбросив хазар через Кавказ, вернув Дербент и наступив на Баланджар. Арабы прорвали оборону хазар и штурмовали город; большинство его жителей было убито или порабощено, но некоторым удалось бежать на север. Несмотря на свой успех, арабы еще не разбили хазарскую армию и отступили к югу от Кавказа.

В 724 году арабский полководец аль-Джаррах ибн Абдаллах аль-Хаками нанес сокрушительное поражение хазарам в длительной битве между реками Кир и Аракс, затем двинулся к захвату Тифлиса, подчинив Кавказскую Иберию мусульманскому сюзеренитету. Хазары нанесли ответный удар в 726 г. под предводительством князя по имени Барджик, начав крупное вторжение в Албанию и Азербайджан; к 729 году арабы потеряли контроль над северо-восточным Закавказьем и снова были вынуждены перейти к обороне. В 730 году Барджик вторгся в Иранский Азербайджан и разбил арабские силы в Ардебиле, убив генерала аль-Джарра аль-Хаками и ненадолго оккупировав город. Барджик был побежден и убит в следующем году в Мосуле, где он руководил хазарскими войсками с трона, установленного с отрубленной головой аль-Джарры. В 737 году Марван ибн Мухаммад вошел на территорию Хазар под предлогом перемирия. Затем он предпринял внезапную атаку, в которой каган бежал на север, а хазары сдались. Ресурсов влияния на дела Закавказья у арабов не было. Каган был вынужден принять условия, связанные с обращением в ислам, и подчиниться халифату, но это соглашение было недолгим, поскольку сочетание внутренней нестабильности среди Омейядов и византийской поддержки нарушило соглашение в течение трех лет, и хазары вновь - заявили о своей независимости. Предположение о том, что хазары приняли иудаизм еще в 740 году, основано на идее, что отчасти это было повторное утверждение независимости как по отношению к Византии, так и по отношению к Халифату, хотя и соответствовало общей Евразийская тенденция к принятию мировой религии.

Какими бы ни были последствия кампаний Марвана, война между хазарами и арабами прекратилась более чем на два десятилетия после 737 года. Арабские набеги продолжались до 741 года, но их контроль в регионе был ограничены, поскольку поддержание большого гарнизона в Дербенте еще больше истощило и без того перегруженную армию. Вскоре разразилась третья мусульманская гражданская война, которая привела к революции Аббасидов и падению династии Омейядов в 750 году.

В 758 году Аббасиды Халиф аль-Мансур попытался укрепить дипломатические отношения с хазарами, приказав Язиду ибн Усайду ас-Сулами, одному из своих дворян и военному губернатору Армении, чтобы взять царскую хазарскую невесту. Язид женился на дочери Хазар-кагана Багатура, но она умерла по необъяснимым причинам, возможно, при родах. Ее слуги вернулись домой, убежденные, что ее отравила какая-то арабская фракция, и ее отец был в ярости. Хазарский полководец Рас Тархан вторгся на юг Кавказа в 762–764 гг., Опустошив Албанию, Армению и Иберию и захватив Тифлис. После этого отношения между хазарами и аббасидами становились все более теплыми, чья внешняя политика была в целом менее экспансионистской, чем у Омейядов, и прервалась только серией набегов в 799 году на еще один неудавшийся брачный союз.

Хазары и венгры

Около 830 г. вспыхнуло восстание в Хазарском каганате. В результате три кабар племени хазар, вероятно, большинство этнических хазар присоединились к венграм и двинулись через Леведию в то, что венгры называют этелкёз, территория между Карпатами и Днепром. Венгры столкнулись с первым нападением печенегов около 854 г., хотя другие источники утверждают, что нападение печенегов было причиной их отъезда в Этелькёз. Новыми соседями венгров были варяги и восточные славяне. С 862 года венгры (уже известные как унгри) вместе со своими союзниками кабарами начали серию набегов из Этелькёз в Карпатский бассейн, в основном против Восточно-Франкской империи (Германия). и Великая Моравия, но также против Балатонского княжества и Болгарии. Затем они вместе перебрались в районы современной Румынии и Венгрии, где большинство хазар перешло из иудаизма в христианство в 10-13 веках. Помимо евреев, среди этих хазар могли быть шаманисты и христиане.

Возвышение Руси и падение хазарского государства

Торговые пути Причерноморья, VIII – XI века

Автор 9 век, группы Варяжской Руси, развивая мощную военно-торговую систему, начали исследовать юг по водным путям, контролируемым хазарами и их покровительством. оратора, волжские болгары, частично в погоне за арабским серебром, которое текло на север для накопления через торговые зоны Хазаро-Волжских болгар, частично для торговли мехами и изделиями из железа. Северный торговый флот, миновавший Атиль, платил десятину, как и в Византийском Херсоне. Их присутствие могло побудить к формированию государства русов, убедив славян, мерджа и чуд объединиться для защиты общих интересов от хазарских поборов со стороны властей. дань. Часто утверждают, что Русьский каганат по образцу хазарского государства образовался на востоке, и что варяжский вождь коалиции присвоил титул каган (каган) еще в 830-х годах: титул сохранились для обозначения князей Киевской Руси, столица которой, Киев, часто ассоциируется с хазарским основанием. Строительство крепости Саркел при техническом содействии византийского союзника Хазарии в то время, вместе с чеканкой автономной хазарской монеты примерно в 830-х годах, возможно, было защитной мерой от новых угроз со стороны варягов для север и от мадьяр по восточной степи. К 860 году Русь проникла до Киева и через Днепр до Константинополя.

Место хазарской крепости в Саркеле (аэрофотоснимок из раскопок Михаила Артамонова в 1950-е годы).

Союзы часто менялись. Византия, которой угрожали набеги варяжской Руси, помогала Хазарии, а Хазария временами позволяла северянам проходить через свою территорию в обмен на часть добычи. С начала 10 века хазары сражались на нескольких фронтах, так как вторжения кочевников усугублялись восстаниями бывших клиентов и вторжениями бывших союзников. pax Khazarica был пойман в клещи между степными печенегами и усилением нарождающейся власти Руси на севере, что подорвало данную империю Хазарии. Согласно Шехтерскому тексту, хазарский правитель царь Вениамин (ок. 880–890) сражался против союзных войск пяти земель, действия которых, возможно, поощрялись Византией. Хотя Вениамин победил, его сын Аарон II столкнулся с другим вторжением, на этот раз во главе с аланами, чей лидер обратился в христианство и вступил в союз с Византией, которая при Лев VI Мудрый призывал их сражаться против хазар.

К 880-м годам хазарское владение Средним Днепром из Киева, где собирали дань с восточнославянских племен, начало ослабевать, когда Олег Новгород перехватил контроль над город от варяжских военачальников Аскольд и Дир, и приступили к тому, что должно было стать основой русской империи. Хазары первоначально разрешили русов использовать торговый путь вдоль реки Волги и совершать набеги на юг. Увидеть. Согласно Аль-Масуди, каган дал свое согласие при условии, что русы отдадут ему половину добычи. Однако в 913 году, через два года после того, как Византия заключила мирный договор с Русьми в 911 году, набег варяжов, при попустительстве хазар, через арабские земли привел к просьбе хазарской исламской гвардии занять хазарский престол. за разрешение нанести ответный удар большому контингенту русов после его возвращения. Целью было отомстить за насилие, которое русы раззи причинили своим единоверцам-мусульманам. Войска русов были полностью разгромлены и уничтожены. Хазарские правители перекрыли проход по Волге к Руси, что спровоцировало войну. В начале 960-х гг. Хазарский правитель Иосиф писал Хасдаю ибн Шапруту об ухудшении хазарских отношений с Русью: «Защищаю устье реки (Волги-Волги) и помешать русам, прибывшим на их кораблях, отправиться морем против измаильтов и (в равной степени) всех (их) врагов от отправления по суше к Бабу.'

Святославу I из Киева (в лодке), разрушитель Хазарского Каганата.

Военачальники Руси начали несколько войн против Хазарского Каганата и совершили набег на него. Письмо Шехтера повествует историю похода на Хазарию HLGW (недавно идентифицированного как Олег Черниговский) около 941 года, в котором Олег был побежден хазарским генералом Песахом. Союз хазар с Византийской империей начал распадаться в начале 10 века. Византийские и хазарские силы могли столкнуться в Крыму, и к 940-м годам император Константин VII Порфирогенит размышлял в De Administrando Imperio о способах изоляции и нападения на хазар. Византийцы в тот же период начали с переменным успехом попытки союзов с печенегами и русью. Святославу I, наконец, удалось уничтожить хазарскую имперскую власть в 960-х годах, круговым ударом, захлестнувшим хазарские крепости, такие как Саркел и Таматарха, достигнув Кавказские кассоги / черкесы и обратно в Киев. Саркел пал в 965 году, а затем столица Атиль, ок. 968 или 969.

В русской летописи поражение хазарских традиций связано с обращением Владимира в 986 году. Согласно Первичной летописи, в 986 году хазарские евреи присутствовали в Владимир диспут, чтобы решить вопрос о предполагаемой религии Киевской Руси. Неясно, были ли это евреи, поселившиеся в Киеве, или эмиссары какого-то оставшегося еврейского хазарского государства. Обращение в одну из верований людей Священного Писания было предпосылкой любого мирного договора с арабами, чьи болгарские послы прибыли в Киев после 985 года.

Посетитель Атиля написал вскоре после разграбления города. что его виноградники и сад были стерты с лица земли, что на земле не осталось ни винограда, ни изюма, и не было даже милостыни для бедных. Попытка восстановления могла быть предпринята, поскольку Ибн Хаукал и аль-Мукаддаси ссылаются на него после этой даты, но по времени аль-Бируни ( 1048) он был в руинах.

Последствия: удар, упадок и рассеяние

Хотя Поляк утверждал, что хазарское царство не полностью уступило походу Святослава, а продержалось до 1224 года, когда Монголы вторглись на Русь, по большому счету, русско-огузские кампании оставили Хазарию опустошенной, с, возможно, многими хазарскими евреями в бегстве, оставив после себя в лучшем случае небольшое крупное государство. Он оставил мало следов, за исключением некоторых топонимов, и большая часть его населения, несомненно, была поглощена полчищами преемников. Аль-Мукаддаси, в письме ок. 985 г., упоминает Хазар за Каспийским морем как район 'горе и убожество, мед, много овец и евреев. Кедрен упоминает совместное русско-византийское нападение на Хазарию в 1016 году, которое нанесло поражение ее правителю Георгию Цулу. Название предполагает христианскую принадлежность. В конце рассказа говорится, что после поражения Цуля хазарский правитель «верхней Мидии» Сенакчериб был вынужден просить мира и подчинения. В 1024 Мстислав Черниговский (один из сыновей Владимира) выступил против своего брата Ярослава с армией, в которую входили «хазары и кассоги», в отбитой попытке восстановить своего рода «хазарское» владычество над Киевом. Упоминание Ибн ал-Асира о «набеге Курда Фаглуна на хазар» в 1030 году н.э., в котором последние были побеждены 10 000 его людей, было воспринято как указание на такое нападение. Остатки хазар, но Бартольд идентифицировал этого Фаглуна как Фаул ибн Мухаммад, а «хазар» как грузин или абхазов. Киевский князь по имени Олег, внук Ярослава, как сообщается, был похищен «хазарами» в 1079 году и отправлен в Константинополь, хотя большинство ученых считает, что это отсылка к Полы - Кипчаки или другие степные народы, господствовавшие тогда в Причерноморье. После завоевания Тмутаракани в 1080-х годах Олег Святославич, сын князя Черниговского, присвоил себе титул «архонт Хазарский». Говорят, что в 1083 году Олег отомстил хазарам после того, как его брат Роман был убит их союзниками половцами / половцами. После еще одного конфликта с этими половцами в 1106 году хазары исчезают из истории. К 13 веку они выжили в русском фольклоре только как «еврейские герои» на «земле евреев». (земля Джидовская).

К концу XII века Петахия из Ратисбона сообщил о путешествии через то, что он называл «Хазарией», и почти ничего не мог сказать, кроме описания ее минимума ( сектанты), живущие среди запустения в вечном трауре. Похоже, речь идет о караимах. Францисканский миссионер Вильгельм Рубрук также нашел только обедневшие пастбища в низовьях Волги, где когда-то находился Итал. Джованни да Пьян дель Карпине, папский легат при дворе Монгол хан Гуюк в то время упомянул о неустановленном в остальном еврейском племени, брутахи, возможно в Поволжье. Хотя связи сделаны с хазарами, эта связь основана просто на общей атрибуции иудаизма.

Понтийские степи, c. 1015 (области, отмеченные синим цветом, возможно, все еще находятся под контролем хазар).

10-й век зороастрийцы денкарт зарегистрировали крах хазарской власти, объяснив его затмение ослабляющим эффектом «ложного» религия. Упадок был современником упадка Трансоксиана империи саманидов на востоке, и оба события открыли путь к возвышению Великой империи сельджуков, основание которой в преданиях упоминаются хазарские связи. Какая бы сущность-преемник ни выжила, она больше не могла функционировать как оплот против давление к востоку и югу от экспансий кочевников. К 1043 году кимеков и кыпчаков, продвигаясь на запад, оказали давление на уз, которые, в свою очередь, оттеснили печенегов на запад, в сторону балканских провинций Византии.

Хазария, тем не менее, оставила свой след в восходящих государствах и некоторых их традициях и институтах. Намного раньше Цицак, хазарская жена Льва III, представила византийскому двору отличительный кафтан, или мантию верховой езды кочевых хазар, цицакион (τζιτζάκιον), и это было принято как торжественный элемент императорского наряда. Упорядоченная иерархическая система преемственности по «весам» (лествичная система: лествичная система) к великому князю Киева, возможно, была смоделирована по образцу хазарских институтов на примере Русского каганата.

Прото-венгерское понтийское племя, возможно, угрожающее Хазарии еще в 839 году (Саркел), практиковало свою институциональную модель, такую ​​как двойное правление церемониального кендэ-кюндю и гюла, осуществляющего практическое и военное управление, как данников хазар. Диссидентская группа хазар, кабары, присоединилась к венграм в их миграции на запад, когда они двинулись в Паннонию. Элементы венгерского населения можно рассматривать как продолжателей хазарских традиций в качестве государства-преемника. Византийские источники называют Венгрию Западной Туркией в отличие от Хазарии, Восточной Туркии. Линия гюла произвела королей средневековой Венгрии через происхождение от Арпада, в то время как кабары дольше сохранили свои традиции и были известны как «черные венгры» (fekete magyarság). Некоторые археологические данные из Челарево предполагают, что кабары исповедовали иудаизм, так как там были найдены могилы воинов с еврейскими символами, в том числе меноры, шофары, этроги, лулавы, свечи, сборщики пепла, надписи на иврите и шестиконечная звезда, идентичная Звезде Давида.

Печати, обнаруженной при раскопках на хазарских стоянках. Однако это скорее шаманские солнечные диски, чем сделанные евреями.

Хазарское государство было не единственным еврейским государством, возникшим между падением Второго Храма (67–70 гг. Н. Э.) и основание Израиля (1948). второе государство в Йемене также приняло иудаизм в 4 веке, продлившись до подъема ислама.

Хазарское царство, как говорят, стимулировало мессианские устремления к возвращению в Израиль еще в Иуда Галеви. Во времена египетского визиря аль-Афдаля Шаханшаха (ум. 1121) некий Соломон бен Дуджи, которого часто называют хазарским евреем, пытался отстаивать мессианские усилия по освобождению и возвращению все евреи в Палестину. Он написал во многие еврейские общины, чтобы заручиться поддержкой. В конце концов он переехал в Курдистан, где его сын Менахем несколько десятилетий спустя принял титул Мессия и, собрав для этой цели армию, взял крепость Амадия к северу от Мосула. Его проект был воспротивился раввинским властям, и он был отравлен во сне. Одна из теорий утверждает, что Звезда Давида, до тех пор являвшаяся декоративным мотивом или магической эмблемой, начала приобретать свою национальную ценность в поздней еврейской традиции из-за ее более раннего символического использования Менахемом.

Слово хазар как этноним, последний раз использовался в 13 веке людьми на Северном Кавказе, которые, как считается, исповедовали иудаизм. Природа гипотетического Хазар диаспора, еврейский или иначе, является спорным. Авраам ибн Дауд упоминает о встрече с учениками-раввинами, происходящими от хазар, вплоть до Толедо, Испания в 1160-х годах. Кое-где сохранились хазарские общины. Многие хазарские наемники служили в армиях исламских халифатов и других государств. Документы из средневекового Константинополя свидетельствуют о существовании хазарской общины, смешанной с евреями пригорода Пера. Хазарские купцы были активны как в Константинополе, так и в Александрии в XII веке.

Религия

Тенгризм

Прямых источников хазарской религии не так много, но, по всей вероятности, они изначально занимались в традиционной тюркской форме культовых практик, известных как тенгрианство, которые сосредоточены на боге неба Тенгри. Кое-что о его природе можно вывести из того, что мы знаем об обрядах и верованиях сопредельных племен, таких как северокавказские гунны. Этому верховному божеству приносились жертвы коня. Обряды включали подношения огню, воде и луне, замечательным существам и «богам дороги» (ср. Древнетюркский йол тенгри, возможно, бог удачи). Амулеты Солнца были широко распространены как культовые украшения. Сохранялся культ дерева. Все, что было поражено молнией, человеком или предметом, считалось жертвой верховному богу неба. Загробная жизнь, если судить по раскопкам аристократических курганов, во многом была продолжением жизни на земле, воины хоронили с их оружием, лошадьми, а иногда и с человеческими жертвоприношениями: на похоронах одного тудруна в 711-12 годах 300 солдат были убиты, чтобы сопровождать их. его в потусторонний мир. Поклонение предкам соблюдалось. Ключевой религиозной фигурой, по-видимому, был шаман подобный каму, и именно они (qozmím) были изгнаны, согласно рассказам хазарских обращений на иврит.

Многие источники предполагают, и значительное количество ученых утверждают, что харизматический клан Осёна играл зародышевую роль в раннем хазарском государстве, хотя Цукерман отвергает широко распространенное представление об их ключевой роли как о «фантоме». Ашуна были тесно связаны с культом Тенгри, чьи обычаи включали в себя обряды, выполняемые, чтобы обеспечить племя защитным промыслом небес. Считалось, что каган правит благодаря куту, «небесному повелению / удаче править».

Христианство

Хазария долгое время служила буферным государством между Византийская империя, а также кочевники северных степей и империя Омейядов после того, как они выступили в роли доверенного лица Византии против Сасанидской персидской империи. Альянс был разорван около 900 года. Византия начала побуждать аланов напасть на Хазарию и ослабить свою власть в Крыму и на Кавказе, одновременно стремясь достичь согласия с растущей властью Руси на севере, что было стремились принять христианство.

На южном фланге Хазарии и ислам, и византийское христианство обращали в свою веру великие державы. Византийский успех на севере был спорадическим, хотя армянские и албанские миссии из Дербенда строили церкви в большом количестве в морском Дагестане, затем в хазарском районе. Буддизм также проявлял свое влияние. привлечение лидеров как Восточного (552–742), так и Западного Каганатов (552–659), которые были прародителями Хазарского государства. В 682 году, согласно армянской хронике Мовсея Дашсуранчи, царь Кавказской Албании, Вараз Трдат, послал епископа Исраила обратить кавказцев в христианство. «Хунны», которые были подчинены хазарам, сумели убедить Алпа Илут'уера, зятя хазарского кагана, и его войско отказаться от своих шаманских культов и присоединиться к христианской лоне.

Арабский мученик-грузин Святой Або, который обратился в христианство в пределах Хазарского царства около 779-80 гг., Описывает местных хазар как нерелигиозных. В некоторых отчетах зарегистрировано христианское большинство в Самандар, или мусульманское большинство.

Иудаизм

Хазарская «монета Моисея», найденная в Разливном кладе и датированная ок. 800. На нем написано «Моисей - посланник Бога» вместо обычного мусульманского текста «Мухаммад - посланник Бога».

Об обращении хазар в иудаизм сообщается из внешних источников и в хазарских Переписка, хотя сомнения остаются. Документы на иврите, подлинность которых долгое время подвергалась сомнению и сомнению, в настоящее время широко признаны специалистами либо как подлинные, либо как отражающие внутренние хазарские традиции. С другой стороны, археологические свидетельства обращения в христианство остаются неуловимыми и могут отражать либо незавершенность раскопок, либо то, что слой реальных приверженцев был незначительным. Обращение степных или периферийных племен в универсальную религию - довольно хорошо подтвержденное явление, и обращение хазар в иудаизм, хотя и необычное, не было бы уникальным. Другие ученые пришли к выводу, что обращения хазарской элиты в иудаизм не произошло. Некоторые ученые, Моше Гиль, недавно поддержанный Шауль Штампфер, отвергают обращение как миф.

Известно, что евреи как из исламского мира, так и из Византии имели мигрировал в Хазарию во время гонений при Ираклии, Юстиниане II, Льве III и Романе Лакапеносе. Для Симона Шамы, еврейские общины с Балкан и Босфорского Крыма, особенно из Пантикапея, после этих гонений начали мигрировать в более гостеприимный климат языческой Хазарии и присоединились к ним. там евреи из Армении. Фрагменты Генизы, утверждает он, проясняют, что реформы иудаизма пустили корни во все население. Это образец обращения элиты, предшествующий широкомасштабному принятию новой религии широким населением, которое часто сопротивлялось навязыванию. Одним из важных условий массового обращения в веру было оседлое городское государство, где церкви, синагоги или мечети служили средоточием религии, в отличие от свободного кочевого образа жизни в открытых степях. Традиция иранских иудео-татов утверждает, что их предки были ответственны за обращение хазар. Легенда, восходящая к итальянскому раввину 16-го века Иуда Москато, приписывает его Ицхаку ха-Сангари.

И дату обращения, и степень о его влиянии за пределами элиты, которое в некоторых ученых часто сводится к минимуму, являются предметом споров, но в какой-то момент между 740 и 920 годами н.э. появляются хазарская королевская власть и знать Отчасти утверждается, что он обратился в иудаизм, возможно, чтобы отклонить конкурирующее давление арабов и византийцев принять либо ислам, либо православие.

История дискуссий о хазарском еврействе

Самым ранним из сохранившихся арабских текстов, относящихся к хазарскому еврейству, является, по-видимому, текст ибн Рустаха, персидского ученого, написавшего энциклопедический труд по географии в начале X века. Считается, что ибн Рустах получил большую часть своей информации из работ своего современника Абу аль-Джайхани, жившего в Средней Азии.

10 век Киевское письмо имеет древнетюркское (орхонское) слово-фразу OKHQURÜM, «Я читал (это или это)».

Христианин Ставелотский в его Expositio in Matthaeum Evangelistam (ок. 860–870-е гг.) упоминается Газари, предположительно хазары, жившие на землях Гога и Магога, которые были обрезаны и омнем Judaismum observat - соблюдение всех законов иудаизма. Новое нумизматическое свидетельство монет, датированных 837/8 г., с надписями ар аль-Хазар (Земля хазар) или Муса расул Аллах (Моисей - посланник Бога, в подражание исламской фразе на монетах: Мухаммад Расул Аллах) предполагают, что обращение произошло в то десятилетие. Олссон утверждает, что свидетельства 837/8 знаменуют только начало долгой и сложной официальной иудаизации, завершившейся несколько десятилетий спустя. Еврейский путешественник 9-го века, Эльдад ха-Дани, как говорят, сообщил испанским евреям в 883 году, что на Востоке существует еврейское государство и что фрагменты легендарного Десяти затерянных племен, часть линии Симеона и половина линии Манассии, жили в «земле хазар», получая дань от примерно 25 до 28 царств. Согласно другой точке зрения, к 10 веку, когда королевский клан официально утверждал иудаизм, среди большинства хазар произошла ненормативная разновидность исламизации.

К 10 веку письмо короля Иосиф утверждает, что после обращения царя «Израиль вернулся (йашуву йисраэль) с народом Казарии (в иудаизм) в полном покаянии (би-тшува шелема)». персидский историк Ибн аль-Факих писал, что «все хазары - евреи, но недавно они были иудаизированы». Ибн Фадлан, основываясь на своей миссии халифа (921–922) к волжским булгарам, также сообщил, что «основной элемент государства, хазары, были иудаизированы», что было подтверждено караимами. ученый Якуб Киркисани около 937 года. Обращение, по всей видимости, произошло на фоне трений, возникших как из-за активизации византийской миссионерской деятельности от Крыма до Кавказа, так и из-за попыток арабов установить контроль над последним в 8 веке н. э. и восстание, подавленное хаварами примерно в середине 9 века, часто упоминается как отчасти под влиянием их отказа принять иудаизм. Современные ученые обычно рассматривают преобразование как медленный процесс, проходящий через три стадии, что согласуется с моделью Ричарда Итона синкретического включения, постепенной идентификации и, наконец, вытеснения более старой традиции.

Некоторое время между 954 и 961 годами, Хасдай ибн Шапру из ал-Андалуса (мусульманская Испания) написал письмо с запросом на имя правителя Хазарии и получил ответ от Иосифа Хазарского. Обмены этой хазарской перепиской вместе с письмом Шехтера, обнаруженным в Каир Гениза и знаменитым платоном диалогом Иуда Галеви, Сефер ха-Кузари («Книга (хазар)»), которые правдоподобно опирались на такие источники, предоставляют нам единственное прямое свидетельство местных традиций, касающихся обращения. Царь Булан, как говорят, изгнал колдунов и получил ангельские посещения, побуждающие его найти истинную религию, после чего он в сопровождении своего визиря отправился в пустынные горы Варсана на берегу моря, где он наткнулся на пещеру, возвышающуюся над равниной Тиюл, в которой евреи праздновали субботу. Здесь ему сделали обрезание. Затем говорят, что Булан созвал королевские дебаты между представителями трех авраамических религий. Он решил обратиться, когда убедился в превосходстве иудаизма. Многие ученые помещают это c. 740, дата подтверждается собственным счетом Халеви. Детали одновременно иудейские, и тюркские: тюркский этногонический миф говорит о пещере предков, в которой Āshnà были зачаты от скрещивания их человеческого предка и предка-волка. Эти рассказы предполагают, что имел место рационализирующий синкретизм местных языческих традиций с еврейским законом, объединяющий мотив пещеры, места древнего ритуала и хранилища забытых священных текстов, тюркских мифов о происхождении и еврейских представлений об искуплении Израиля. падшие люди. Принято считать, что они приняли раввинистический, а не караитский иудаизм.

Ибн Фадлан сообщает, что решение споров в Хазарии решалось судьями, принадлежащими к его общине, будь то христиане, иудеи, мусульмане или язычники.. Некоторые данные свидетельствуют о том, что хазарский царь считал себя защитником евреев даже за пределами королевства, отвечая на мусульманские или христианские интересы в Хазарии после преследования евреев за границей со стороны ислама и Византии. Ибн Фадлан подробно описывает инцидент, в котором царь Хазарии разрушил минарет мечети в Атиле в качестве мести за разрушение синагоги в Дар аль-Бабунаже, и якобы сказал, что поступил бы хуже, если бы не опасения, что Мусульмане, в свою очередь, могут нанести ответный удар евреям. Хасдай ибн Шапрух искал информацию о Хазарии в надежде, что сможет найти «место на этой земле, где измученный Израиль может править самим собой», и написал, что если бы это было правдой, чтобы доказать, что в Хазарии был такой царь, он без колебаний оставил бы свое высокое положение.

Альберт Харкави отметил в 1877 г., что арабский комментарий к Исайи 48:14 приписывается Саадии Гаону или караимскому ученому Бенджамину Нахаванди, истолковавшему «Господь возлюбил его» как ссылку «на хазар, которые пойдут и разрушат Вавилон » (т. Е. Вавилония ), название, используемое для обозначения страны арабов. Это было воспринято как показатель надежд евреев на то, что хазарам удастся разрушить халифат.

ислам

В 965 году, когда Каганат боролся против победоносного похода русского князя Святослав, исламский историк Ибн аль-Атир упоминает, что Хазария, подвергшаяся нападению узов, обратилась за помощью к Хорезму, но их апелляция была отклонена, потому что они считались «неверными» (ал. -kuffâr: язычники). Говорят, что за исключением царя, хазары обратились в ислам, чтобы заключить союз, а турки при военной помощи Хорезма были отброшены. Именно это, по словам Ибн аль-Атира, привело к обращению еврейского царя Хазара в ислам.

Утверждения хазарского происхождения

Утверждения о хазарском происхождении народов или предположения о том, что хазары были поглощены ими, касались казахов, венгров, славянских иудаистов субботников, мусульман карачаевцев, Кумыки, аварцы, донские казаки и украинские казаки, тюркоязычные крымчаки и их крымские соседи караимы молдавским Чангош, горские евреи и др. тюркские говорящие крымские караимы (известные в крымскотатарском языке как гарайлар), некоторые из которых мигрировали в 19 веке из Крыма в Польшу и Литву, заявив о своем хазарском происхождении. Специалисты по истории хазар сомневаются в этой связи. Ученые также скептически относятся к утверждениям, что татароязычные крымчакские евреи в Крыму происходят от хазар.

крымские караимы и крымчаки

В 1839 г. караимские ученый Авраам Фиркович был назначен российским правительством исследователем происхождения еврейской секты, известной как караимы. В 1846 году один из его знакомых, русский востоковед Василий Васильевич Григорьев (1816–1881), предположил, что крымские караимы принадлежали к хазарской семье. Фиркович категорически отверг эту идею, и эту позицию поддерживал Фиркович, который надеялся, что, «доказав», что его люди имеют турецкое происхождение, обеспечит им исключение из российских антиеврейских законов, поскольку они не имели оснований для распятия Христа. Эта идея имеет заметный резонанс в крымских караимских кругах. Сейчас считается, что он подделал большую часть этого материала на хазарах и караимах. Специалисты по истории хазар также сомневаются в этой связи. Генетическое исследование европейских караимов Бруком не обнаружило никаких доказательств хазарского или тюркского происхождения какой-либо однопородной линии, но выявило связи европейских караимов с египетскими караимами и раввинскими еврейскими общинами.

Еще одна турецкая крымская группа, Крымчаки сохранили очень простые еврейские традиции, по большей части лишенные галахического содержания и очень увлеченные магическими суевериями, которые после длительных образовательных усилий великого сефардского ученого Хаима Езекия Медини стал соответствовать традиционному иудаизму.

Хотя утверждение, что они не были евреями, позволило многим крымским караимам пережить Холокост, который привел к убийству 6000 крымчаков после войны. многие из последних, несколько равнодушные к своему еврейскому наследию, т. получил сигнал от крымских караимов и отрицал эту связь, чтобы избежать антисемитского воздействия стигматизации евреев.

Ашкенази-хазарские теории

Некоторые ученые предположили, что хазары сделали это. не исчезли после распада своей Империи, но мигрировали на запад, чтобы в конечном итоге составить часть ядра ашкеназского еврейского населения Европы. Большинство ученых встречает эту гипотезу скептически или осторожно. Немецкий востоковед Карл Нойман в контексте более раннего спора о возможных связях между хазарами и предками славянских народов предположил, что еще в 1847 году хазары-эмигранты могли повлиять на основное население восточноевропейских евреев.

Эту теорию затем подхватил Альберт Харкави в 1869 году, когда он также заявил о возможной связи между хазарами и ашкеназами, но теория о том, что новообращенные хазары составляют основную часть ашкеназов, была впервые был предложен западной публике в лекции Эрнеста Ренана в 1883 году. Иногда возникали предположения, что в восточноевропейских евреях был небольшой хазарский компонент в работах Джозефа Джейкобса (1886), Анатоль Леруа-Больё, критик антисемитизма (1893 г.), Максимилиан Эрнест Гумплович и русско-еврейский антрополог Самуэль Вайссенберг. В 1909 году Хьюго фон Кучера развил эту идею в виде исследования длиной в целую книгу, утверждая, что хазары составляют основу современного ашкенази. Морис Фишберг представил это понятие американской аудитории в 1911 году. польско-еврейский экономический историк и генерал-сионист Ицхак Шиппер в 1918 году. Исраэль Бартал предположил, что начиная с Хаскала и далее полемические памфлеты против хазар были вдохновлены сефардские организации, противостоящие хазаро-ашкенази.

ученые-антропологи, такие как Роланд Б. Диксон (1923), и писатели, такие как Х. Г. Уэллс (1920) использовал его, чтобы доказать, что «основная часть еврейства никогда не была в Иудее», тезис, который должен был иметь политическое эхо в более поздних мнениях. В 1932 году Самуэль Краусс высказал предположение, что библейский ашкеназ относится к северной Малой Азии, и отождествил его с хазарами, что сразу же оспаривалось Якобом Манном. Десять лет спустя, в 1942 году, Авраам Н. Полак (иногда называемый Поляком), впоследствии профессор истории средних веков в Тель-Авивском университете, опубликовал монографию на иврите в из чего он пришел к выводу, что восточноевропейские евреи пришли из Хазарии. DM Данлоп, писавший в 1954 году, считал, что очень мало доказательств подтверждают то, что он считал простым предположением, и утверждал, что теория происхождения ашкенази-хазар выходит далеко за рамки того, что позволяют «наши несовершенные записи». Леон Поляков, предполагая, что евреи Западной Европы возникли в результате «панмиксии» в первом тысячелетии, в 1955 году утверждал, что широко распространено мнение, что восточные евреи Европы произошли от смеси хазарских и немецких евреев. Работа Поляка нашла некоторую поддержку в Сало Виттмайер Барон и Бен-Цион Динур, но была отклонена Бернардом Вайнрибом как вымысел (1962). Бернард Льюис был из мнение о том, что слово в Каир Гениза, интерпретируемое как Хазария, на самом деле Хаккари, и поэтому оно относится к курдам гор Хаккари на юго-востоке Турции.

Гипотеза хазар-ашкеназов привлекла внимание гораздо более широкой общественности с публикацией в 1976 г. работы Артура Кестлера Тринадцатое племя, которая была одновременно положительно рассмотрена и отвергнута как фантазия, и несколько опасная. Израильский историк Цви Анкори утверждал, что Кестлер позволил своему литературному воображению поддержать тезис Поляка, который большинство историков отвергает как умозрительный. Посол Израиля в Великобритании назвал это «антисемитской акцией, финансируемой палестинцами», в то время как Бернард Льюис утверждал, что эта идея не подтверждается никакими доказательствами и была отвергнута всеми серьезными учеными <426.>Рафаэль Патай, однако, зарегистрировал некоторую поддержку идеи о том, что остатки хазар сыграли роль в росте восточноевропейских еврейских общин, и несколько исследователей-любителей, таких как Борис Альтшулер (1994), поддержали этот тезис публично. глаз. Иногда этой теорией манипулируют, чтобы отрицать еврейскую государственность. В последнее время появилось множество подходов, от лингвистики (Пол Векслер ) до историографии (Шломо Санд ) и популяционной генетики (Эран Эльхайк, генетик из Университета Шеффилда ), чтобы поддержать эту теорию. В широком академическом плане и идея о том, что хазары в массовом порядке обратились в иудаизм, и предположение, что они эмигрировали, чтобы сформировать основное население ашкеназского еврейства, остаются весьма полемическими проблемами.

Один из тезисов утверждал, что хазарское еврейское население вошел в северную диаспору и оказал значительное влияние на подъем евреев-ашкенази. С этим тезисом связана теория, изложенная Полом Векслером, о том, что грамматика идиш содержит хазарский субстрат. В 2018 году Кевин Алан Брук привел генетические данные в качестве аргумента против утверждения о том, что ашкенази имеют какое-либо хазарское происхождение.

Использование в антисемитской полемике

Согласно Майклу Баркуну, хазарская гипотеза никогда не играла большой роли в антисемитизме, хотя он пишет, что в истории последнего довольно странно упускается из виду влияние, которое она оказала на американских антисемитов после ограничений на иммиграцию в 1920-х годах. Позднее работы Мориса Фишберга и Роланда Б. Диксона использовались в расистской и религиозной полемической литературе как в Великобритании, в британском исрализме, так и в Соединенных Штатах. В частности, после публикации книги Бертона Дж. Хендрика «Евреи в Америке» (1923) она стала популярной среди сторонников иммиграционных ограничений в 1920-х годах; расовые теоретики, такие как Лотроп Стоддард ; сторонники антисемитской теории заговора, такие как Ку-клукс-клан Хирам Уэсли Эванс ; такие антикоммунистические полемисты, как Джон О. Бити и Уилмот Робертсон, взгляды которых повлияли на Дэвида Дьюка. Согласно Иеошафату Харкаби (1968) и другим, он сыграл роль в арабской антисионистской полемике и приобрел антисемитский характер. Бернард Льюис, отмечая в 1987 году, что арабские ученые отказались от него, заметил, что он лишь изредка всплывал в арабских политических дискуссиях. Он также сыграл некоторую роль в советском антисемитском шовинизме и славянской евразийской историографии; в частности, в работах таких ученых, как Лев Гумилев, он стал использоваться движением за христианскую идентичность сторонников превосходства белых и даже террористическими эзотерическими культами, такими как Аум Шинрикё.

Генетические исследования

Гипотеза о хазарском происхождении у ашкенази также была предметом яростных разногласий в области популяционной генетики, где были сделаны заявления относительно свидетельств как за, так и против нее. В 2012 году Эран Эльхайк выступал за наличие значительного хазарского компонента в отцовской линии, основываясь на исследовании Y-ДНК евреев-ашкенази с использованием кавказского населения - грузин, армян и азербайджанских евреев - в качестве заместителей. Доказательства историков, которые он использовал, подверглись критике со стороны Шауля Штампфера, и технический ответ генетиков на такую ​​позицию в основном пренебрежительный, утверждая, что, если следы происхождения хазар существуют в генофонде ашкенази, вклад будет совсем незначительным или незначительным. Один генетик, Рафаэль Фальк, утверждал, что «национальные и этнические предрассудки играют центральную роль в споре». Согласно Нади Абу Эль-Хадж, вопросы происхождения обычно осложняются трудностями написания истории с помощью исследований генома и предвзятостью эмоциональных вложений в различные повествования, в зависимости от того, делается ли акцент на прямом происхождении или о обращении в еврейской истории. Отсутствие образцов хазарской ДНК, которые могли бы позволить провести проверку, также представляет трудности.

В литературе

Кузари - влиятельная работа, написанная средневековыми испанцами Еврейский философ и поэт раввин Иегуда Галеви (ок. 1075–1141). Разделенный на пять эссе (ma'amarim), он принимает форму вымышленного диалога между языческим царем хазар и евреем, которого пригласили обучить его принципам еврейской религии.. Цель работы, хотя и основана на переписке Хасдая ибн Шапруха с хазарским королем, была не исторической, а скорее защищать иудаизм как богооткровенную религию, написанную в контексте, сначала караимских вызовов испанской раввинской интеллигенции, а затем и противодействия им. соблазны приспособить аристотелизм и исламскую философию к иудейской вере. Первоначально написанный на арабском, он был переведен на иврит Иудой ибн Тиббоном.

Бенджамином Дизраэли в раннем романе «Алрой» (1833), основанном на истории Менахема бен Соломона. Вопрос о массовом обращении в религию и неопределенность правдивости историй об идентичности и обращении являются центральными темами бестселлера Милорада Павича Хазарский словарь.

Х.Н. Юстиниан Туртельтауба, Книга Авраама и Ветер Хазар Марека Холтера и Майкл Чабон Дорогие джентльмены ссылаются на или отображать элементы истории хазар, или создавать вымышленных хазарских персонажей.

Города, связанные с хазарами

Города, связанные с хазарами, включают Атил, хазарский, Самандар ; на Кавказе, Баланджар, Казарки, Самбалут и Самиран ; в Крыму и Taman region, Kerch, Theodosia, Yevpatoria (Güzliev ), Samkarsh (also called Tmutarakan, Tamatarkha), and Sudak ; and in the Don valley, Sarkel. A number of Khazar settlements have been discovered in the Mayaki-Saltovo region. Some scholars suppose that the Khazar settlement of Sambat on the Dnieper refers to the later Kyiv.

See also
Notes
Citations
Bibliography
External links
Последняя правка сделана 2021-05-25 07:31:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте