Кнуд Педерсен (26 декабря 1925 года, Гренаа - 18 декабря 2014 года, Гентофте ) был датским художником и лидером сопротивления. Он родился в датском городе Оденсе. Его карьера общественного деятеля началась в 1942 году, когда он вместе с семью другими молодыми датчанами основал группу сопротивления Черчилль Клуббен (The Churchill Club ). После войны он некоторое время работал репортером в газете, посещал юридическую школу и работал в кинокомпании, прежде чем посвятить свою жизнь искусству.
Кнуд Педерсон | |
---|---|
Яри Вэлитало, 2010 | |
Родился | 26 декабря 1925 года |
Умер | 18 декабря 2014 года |
Место упокоения | Ассистенс Кладбище |
Национальность | Датчанин |
Известен за | сопротивление Дании во время Второй мировой войны |
Уголовное (-ые) обвинение (-я) | Саботаж, кража, разрушение собственности |
Кнуд Педерсон был борцом сопротивления во время Второй мировой войны. Возмущенный тем, что датское правительство допустило вторжение нацистов без сопротивления датской армии, он и группа датских подростков основали Клуб Черчилля, названный в честь британского лидера Уинстона Черчилля. Клуб Черчилля саботировал автомобили, вокзалы и украл у нацистов много оружия и взрывчатки. Кнуд был арестован и осужден за саботаж, кражу, уничтожение имущества и другие правонарушения. Его арестовали и посадили на два года. Первый год он провел в городской тюрьме, называемой тюрьмой короля Ганса Гадеса, а затем был переведен в государственную тюрьму Нюборга. Перед освобождением 27 мая 1944 года он сдал университетский экзамен. Он доказал, что саботажник может стать судьей в Дании. Он не знал, что делать после этого. Сопротивление отказало ему, так как нацисты наблюдали за ним, и его можно было легко опознать во время секретных миссий. В конце концов, он присоединился к роте К, дивизиону В, группе № 4. Они перемещали тайники с оружием с места на место, чтобы избежать обнаружения немцами.
После Много саботажных акций и 2 года тюрьмы, Педерсен обратился к искусству, частично как художник, но в основном как организатор. До того, как стать саботажником, он любил рисовать. Его отец настолько поддержал его, что он открыл для него счет в местном художественном магазине, что позволило ему покупать любые материалы, которые он пожелал. Его мечтой было сделать искусство доступным для всех, и с этой целью он запустил несколько проектов. В 1943 году он получил разрешение от властей на установку Byens billede, «Картина города», пустую раму, в которой можно было выставлять картины. В 1945 году он основал свою Kunstbibliotek, или Художественную библиотеку, пункт проката произведений искусства, где люди могли арендовать картину по цене пачки сигарет. Оба проекта существуют до сих пор: прохожие встретят картину города на площадях Николая Кирке в Копенгагене.
Будучи молодым богемным жителем Копенгагена в конце 1950-х - начале 1960-х годов, Педерсен познакомился со многими местными художниками.. Среди них был Артур Кёпке или Копке, гражданин Германии, эмигрировавший в Данию в 1958 году. Копке руководил небольшой галереей Galerie Køpcke, в которой выставлялись одни из самых передовых произведений искусства в Европе того времени. Помимо работ местных художников, он выставлял работы Пьеро Манзони, Кристиана Мегерта, Дитера Рота, Роберта Филлиу, Ники де Сен-Фалль и Даниэль Спёрри. Через Рот, Филлиу и Спёрри он также вошел в контакт с Джорджем Мачюнасом, человеком, который придумал имя Флуксус. Он предложил организовать концерт Fluxus в Копенгагене, и Мачюнас согласился.
К тому времени Копке был вынужден покинуть свою старую галерею, и Педерсен дал ему убежище в Николая Кирке, старой неосвященной церкви в центре Копенгагена, где располагалась Художественная библиотека. Было вполне естественно, что Педерсен проявил интерес, и в результате с 23 по 28 ноября в Николай Кирке прошла первая серия концертов Fluxus, когда-либо проводившихся в Дании - вторая серия концертов в истории Fluxus. 1962. Педерсен наслаждался опытом и продолжал организовывать концерты Fluxus в Художественной библиотеке. Концерты в ноябре 1962 года объединили группу из четырех человек, состоящую из Педерсена, Копке и двух молодых датских композиторов по имени Эрик Андерсен и Хеннинг Кристиансен, которые оживили жизнь датского искусства многочисленными выступлениями Fluxus. в 1963 и 1964 годах многие из них организовал Педерсен.
Педерсен, однако, всегда продолжал работать с другими артистами, помимо тех, что были связаны с Fluxus. В 1964 году он заключил соглашение с пивоварней Tuborg о том, что произведения искусства можно будет выставлять на боках пивных фургонов, когда они разъезжают по стране. В Художественной библиотеке он установил музыкальный автомат с произведениями звукового искусства и предложил сдавать музыкальные автоматы в аренду каждому заинтересованному учреждению. В 1968 году он открыл сберегательный счет по специальной процентной ставке в датском банке Бикубен и положил на него 100 датских крон. Через 285 лет 100 крон вырастут до 659 миллиардов крон; достаточно денег, чтобы профинансировать три проекта художников Fluxus Эрика Андерсена, Джорджа Брехта и Артура Копке.
Однако, из организатора, Педерсен превратился в художника. Это развитие вполне естественно, поскольку искусство Fluxus во многом связано с созданием рамок, в которых искусство может развиваться. Оглядываясь назад, можно сказать, что даже его самые ранние проекты, такие как «Картина города», можно рассматривать как своего рода произведение искусства. В 1967 году он открыл Копенгагенский музей современного искусства, виртуальный музей, где он до сих пор является директором, получая ежедневные приглашения и публикации из других музеев. В связи с выставкой «Fluxshoe», которая гастролировала по Англии в начале 1970-х, он организовал «футбольный матч с двумя мячами» на спортивной площадке Университетского колледжа в Оксфорде. В 1992 году в связи с фестивалем под названием «Отлично 1992» он создал супермаркет Good Buy Supermarket - однодневную распродажу произведений искусства в обычном супермаркете. И по тому же случаю он организовал «Три звезды à la Carte», где блюда Fluxus подавались в ресторанной обстановке. Новую реализацию произведения можно было испытать в Балтийском центре в Гейтсхед 15 февраля 2009 года в связи с выставкой «Джордж Мачюнас. Мечта о Флюксусе ».
Однако упомянутые выше проекты составляют лишь часть от общего объема добычи Pedersen. Помимо того, что он всю жизнь руководил Художественной библиотекой, он также является плодовитым писателем и инициатором многих проектов. Он основал киношколу в Эбельтофте, основал Netbogklubben, клуб NetBook для продажи цифровых книг и многого другого. В 60-е, 70-е и 80-е годы он был активным участником сети мэйл-арта, обмениваясь произведениями искусства с сотнями художников по всему миру. Сегодня эти работы вместе с большим количеством работ Fluxus и связанных с ними документов составляют основную часть архива Кнуда Педерсена Fluxus, расположенного в Кунстхаллен Николай в Копенгагене. Однако название «архив» вводит в заблуждение: «архив» - это не систематический сбор материалов, а свидетельство долгой жизни, потраченной на создание и распространение произведений искусства.
Как сказал сам Педерсен: «Я не собираю, просто никогда ничего не выбрасываю». Он умер 18 декабря 2014 года в возрасте 88 лет.
6 мая 1942 года Кнуд и другие члены клуба были доставлены в офис и допрошены. Они пытались найти выход из этого, но потерпели неудачу. Они пытались скрыть правду, но другие участники слишком сильно искажали истории и давали много информации. Допрос длился до 2 часов ночи. После допроса его отправили в тюрьму короля Ганса Гадеса. Педерсен однажды сказал: «Пройдет много времени, прежде чем я снова засну свободным человеком». Через несколько часов он и другие члены Клуба Черчилля были отправлены в суд.
Был спор о том, кто будет принимать суд, Дания или Германия. Если бы процесс проходил в Германии, мальчиков казнили бы. Если бы Дания принимала суд, их могли бы приговорить к 4 годам лишения свободы. В конце концов, Дания устроила суд при нескольких условиях: что директор будет удален из школы и изгнан из Ольборга (Ольборг). Во-вторых, немцы дали понять, что во время судебного разбирательства немецкий наблюдатель будет постоянно находиться в зале суда, внимательно наблюдая и докладывая Берлину.