Королевство Люба. Люба | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1585–1889 | |||||||||
Карта Империи Лунда и королевств Люба в Бассейн реки Конго около 1850 года. | |||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
МуЛопве | |||||||||
• c.1780–1810 гг. | Илунга Сунгу | ||||||||
История | |||||||||
• Основано | 1585 | ||||||||
• Прекращено | 1889 | ||||||||
| |||||||||
Сегодняшняя часть | Демократической Республики Конго |
Королевство Луба или Империя Луба (1585–1889) было доколониальным центральноафриканским государством, возникшим на болотистых лугах в Упемба депрессии на территории нынешнего юга Демократическая Республика Конго.
Археологические исследования показывают, что впадина Упемба постоянно заселялась, по крайней мере, с 4 века нашей эры. В IV веке этот регион был заселен железными земледельцами. На протяжении веков жители региона научились использовать сети, гарпуны, делать байдарки и расчищать каналы через болота. Они также изучили методы вяления рыбы, которая была важным источником белка; они начали торговать сушеной рыбой с жителями голодающей по белку саванны.
К 6 веку рыбаки жили на берегах озер, обрабатывали железо и торговали пальмовым маслом.
К 10 веку народ Упембы диверсифицировал свою экономику, сочетая рыболовство, сельское хозяйство и металлообработку. Металлисты полагались на торговцев, чтобы те доставили им медь и древесный уголь, которые им были необходимы при плавке. Торговцы экспортировали соль и железные изделия, а также импортировали стеклянные бусы и каури ракушки из далекого Индийского океана.
. К XIV веку жители региона объединились в различные успешные фермерские и торговые сообщества - начался постепенный процесс слияния сообществ. Некоторые сообщества начали сливаться в более крупные и централизованные; причина этого, вероятно, связана с конкуренцией за все более ограниченные ресурсы.
Королевство Луба было основано королем Конголо Мвамбой около 1585 года. Его племянник и непосредственный преемник Калала Илунга, расширил империю на верхний левый берег реки реки Луалаба. На пике своего развития в штате было около миллиона человек, плативших дань уважения своему королю.
Согласно устной традиции, Конголо Мвамба основал столицу около озера Боя. С востока прибыл охотник по имени Илунга Мбиди Килуве. Илунга женился на двух сестрах Конголо - Буланде и Мабеле. Враждебность между Конголо и Илунгой выросла до такой степени, что Илунга ушел в неизвестное место. У Буланды был сын по имени Калала Илунга - Илунга Мбиди Килуве был отцом, а Конголо - дядей. Калала начал затмевать своего дядю. Конфликт между ними нарастал, но обернулся в пользу Калалы; Калала в конце концов захватил власть и обезглавил своего дядю. Согласно традиции, правление Калалы положило начало периоду экспансии Королевства. Новая династия Илунга, согласно традиции, расширила Королевство на запад за озера Кисале. Новая династия также установила более централизованное государство, в котором король правил тесно с губернаторами.
Согласно историку Томасу Рифу, достоверность истории и наличие определенных фигур, таких как Колонго, Калала и Илунга под вопросом. Риф считает, что рассказы об основании Любы - это мифические сказки.
Успех королевства Любы во многом был обусловлен его развитием в форме правительство, достаточно прочное, чтобы противостоять срывам споров о наследовании, и достаточно гибкое, чтобы включать иностранных лидеров и правительства. Модель правления Луба была настолько успешной, что была принята Королевством Лунда и распространилась по всему региону, который сегодня находится на севере Анголы, северо-западе Замбии и юге Демократической Республики Конго.
Закон и порядок находились в ведении короля, известного как Мулопве («священный король»), с помощью дворянского двора, известного как Бамфумус . Короли правили своими подданными через клановых королей, известных как Балопве . Разнообразное население Любы было связано Бамбудье, тайным обществом, которое хранило память о Любе и преподавало повсюду в королевстве.
Традиция Мбудье гласит, что все правители Империи Луба ведут свою родословную от Калалы Илунга, мистического охотника, которому приписывают свержение Конголо Мвамбы. Этой цифре также приписывают введение передовых технологий ковки железа народам Луба. Короли Люба после своей смерти стали божествами, а деревни, которыми они правили, превратились в живые святыни, посвященные их наследию.
Сердце Любы было усеяно этими достопримечательностями. Центральными регалиями Любы для королей и других дворян были мвади, женские воплощения исконных королей. Посохи, подголовники, подставки для лука и королевские сиденья с изображением этого предмета олицетворяли божественный статус правителя и элегантную изысканность его двора.
В королевстве Люба содержались официальные «люди памяти», входившие в группу под названием Мбудье. Они несли ответственность за сохранение устных историй, связанных с королями, их деревнями и обычаями страны. Параллели с такими чиновниками можно найти в соседних королевствах, таких как Куба и Лунда.
Местная экономика привела к развитию нескольких небольших королевств Люба. Торговцы Люба связывали конголезский лес на севере с богатым минералами регионом в центре современной Замбии, известным как Медный пояс. Торговые пути, проходящие через территорию Любы, также были связаны с более широкими сетями, простирающимися как на побережья Атлантического, так и Индийского океана.
С образованием королевства Люба, экономика была сложной и основывалась на системе дани, которая перераспределяла сельскохозяйственные, охотничьи и горнодобывающие ресурсы среди знати. Правящий класс обладал фактически монополией на такие предметы торговли, как соль, медь и железная руда. Это позволило им продолжить свое господство в большей части Центральной Африки.
Как и в Королевстве Куба, Королевство Люба высоко ценило искусство. Резчик имел относительно высокий статус, о чем свидетельствовало тесло (топор), которое он носил на плече. Искусство Любы не было очень однородным из-за обширной территории, которую контролировало королевство. Однако некоторые характеристики являются общими. Важная роль женщины в мифах о творении и политическом обществе привела к тому, что многие предметы престижа были украшены женскими фигурами.
Подголовники и посохи имели большое значение в отношении верований о вещих снах и поклонении предкам. Считалось, что сны передают сообщения из потустороннего мира. Поэтому было обычным делом украшать две фигуры жриц на подголовнике, на котором одна спала. Посохи Любы, обычно принадлежавшие королям, деревенским вождям или придворным сановникам, также были вырезаны с двойными или парными женскими фигурами. Отдельные фигуры на произведениях искусства, особенно на посохах, изображали умерших королей, духи которых переносятся в теле женщины.
У Любы имя «Нколе» стоит во главе каждой генеалогии. Это почетный титул, буквально означающий «по существу могущественный». Он был дан трем самым дальним патриархам и символически вставлен во все родословные.
В традиции балуба «Касала» - это четко определенная форма лозунгов или стихов вольного стиха. Его поют или декламируют, иногда с инструментальным сопровождением, как мужчины, так и женщины, являющиеся профессиональными специалистами. В нем драматизируются публичные события, вызывающие сильные эмоции, такие как мужество в битве, коллективная радость на официальных мероприятиях и тяжелая утрата на похоронах. Как по стилю, так и по содержанию, касала сама по себе представляет собой довольно разнообразный жанр, наряду с пословицами, мифами, баснями, загадками, сказками и историческими повествованиями.
Престиж, придаваемый родословной священных царей, был огромен, и правители небольших соседних вождеств стремились связать себя с культурой Люба. В обмен на дань в виде товаров и труда эти менее могущественные правители были интегрированы в королевскую родословную и приняли священных предков Любы как своих собственных. Придворные традиции Любы, в том числе художественные стили и скульптурные формы, также передавались государствам-клиентам.
В конце концов, торговля на дальние расстояния разрушила королевство Люба. В 1870-х и 1880-х годах торговцы из Восточной Африки начали поиск рабов и слоновой кости в саваннах Центральной Африки. Империя подверглась набегам в поисках рабов, что положило начало быстрому разрушению Королевства Люба. В 1889 году империя была разделена на две части из-за спора о престолонаследии, в результате чего империя стала единым государством. Позже империя была присоединена к Бельгийскому Свободному государству Конго.