Королевство Люба

редактировать
Королевство Люба. Люба
1585–1889
Карта Империи Лунда и Любы королевства в бассейне реки Конго около 1850 года. Карта Империи Лунда и королевств Люба в Бассейн реки Конго около 1850 года.
ПравительствоМонархия
МуЛопве
• c.1780–1810 гг.Илунга Сунгу
История
• Основано1585
• Прекращено1889
ПредшествующийПреемник
культуры Люба
Свободное государство Конго
Сегодняшняя частьДемократической Республики Конго
Люба показана в нижней части карты синим цветом.

Королевство Луба или Империя Луба (1585–1889) было доколониальным центральноафриканским государством, возникшим на болотистых лугах в Упемба депрессии на территории нынешнего юга Демократическая Республика Конго.

Содержание
  • 1 Происхождение и основание
    • 1.1 Мифы о происхождении
  • 2 Империя Люба
    • 2.1 Правительство
    • 2.2 Царство
    • 2.3 Мбудье
    • 2.4 Экономика
    • 2.5 Искусство и верования
  • 3 Влияние
  • 4 Упадок
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее рассмотрение ading
  • 8 Внешние ссылки
Происхождение и основание

Археологические исследования показывают, что впадина Упемба постоянно заселялась, по крайней мере, с 4 века нашей эры. В IV веке этот регион был заселен железными земледельцами. На протяжении веков жители региона научились использовать сети, гарпуны, делать байдарки и расчищать каналы через болота. Они также изучили методы вяления рыбы, которая была важным источником белка; они начали торговать сушеной рыбой с жителями голодающей по белку саванны.

К 6 веку рыбаки жили на берегах озер, обрабатывали железо и торговали пальмовым маслом.

К 10 веку народ Упембы диверсифицировал свою экономику, сочетая рыболовство, сельское хозяйство и металлообработку. Металлисты полагались на торговцев, чтобы те доставили им медь и древесный уголь, которые им были необходимы при плавке. Торговцы экспортировали соль и железные изделия, а также импортировали стеклянные бусы и каури ракушки из далекого Индийского океана.

. К XIV веку жители региона объединились в различные успешные фермерские и торговые сообщества - начался постепенный процесс слияния сообществ. Некоторые сообщества начали сливаться в более крупные и централизованные; причина этого, вероятно, связана с конкуренцией за все более ограниченные ресурсы.

Королевство Луба было основано королем Конголо Мвамбой около 1585 года. Его племянник и непосредственный преемник Калала Илунга, расширил империю на верхний левый берег реки реки Луалаба. На пике своего развития в штате было около миллиона человек, плативших дань уважения своему королю.

Мифы о происхождении

Согласно устной традиции, Конголо Мвамба основал столицу около озера Боя. С востока прибыл охотник по имени Илунга Мбиди Килуве. Илунга женился на двух сестрах Конголо - Буланде и Мабеле. Враждебность между Конголо и Илунгой выросла до такой степени, что Илунга ушел в неизвестное место. У Буланды был сын по имени Калала Илунга - Илунга Мбиди Килуве был отцом, а Конголо - дядей. Калала начал затмевать своего дядю. Конфликт между ними нарастал, но обернулся в пользу Калалы; Калала в конце концов захватил власть и обезглавил своего дядю. Согласно традиции, правление Калалы положило начало периоду экспансии Королевства. Новая династия Илунга, согласно традиции, расширила Королевство на запад за озера Кисале. Новая династия также установила более централизованное государство, в котором король правил тесно с губернаторами.

Согласно историку Томасу Рифу, достоверность истории и наличие определенных фигур, таких как Колонго, Калала и Илунга под вопросом. Риф считает, что рассказы об основании Любы - это мифические сказки.

Империя Люба

Правительство

Успех королевства Любы во многом был обусловлен его развитием в форме правительство, достаточно прочное, чтобы противостоять срывам споров о наследовании, и достаточно гибкое, чтобы включать иностранных лидеров и правительства. Модель правления Луба была настолько успешной, что была принята Королевством Лунда и распространилась по всему региону, который сегодня находится на севере Анголы, северо-западе Замбии и юге Демократической Республики Конго.

Закон и порядок находились в ведении короля, известного как Мулопве («священный король»), с помощью дворянского двора, известного как Бамфумус . Короли правили своими подданными через клановых королей, известных как Балопве . Разнообразное население Любы было связано Бамбудье, тайным обществом, которое хранило память о Любе и преподавало повсюду в королевстве.

Царство

Традиция Мбудье гласит, что все правители Империи Луба ведут свою родословную от Калалы Илунга, мистического охотника, которому приписывают свержение Конголо Мвамбы. Этой цифре также приписывают введение передовых технологий ковки железа народам Луба. Короли Люба после своей смерти стали божествами, а деревни, которыми они правили, превратились в живые святыни, посвященные их наследию.

Сердце Любы было усеяно этими достопримечательностями. Центральными регалиями Любы для королей и других дворян были мвади, женские воплощения исконных королей. Посохи, подголовники, подставки для лука и королевские сиденья с изображением этого предмета олицетворяли божественный статус правителя и элегантную изысканность его двора.

Мбудье

В королевстве Люба содержались официальные «люди памяти», входившие в группу под названием Мбудье. Они несли ответственность за сохранение устных историй, связанных с королями, их деревнями и обычаями страны. Параллели с такими чиновниками можно найти в соседних королевствах, таких как Куба и Лунда.

Экономика

Местная экономика привела к развитию нескольких небольших королевств Люба. Торговцы Люба связывали конголезский лес на севере с богатым минералами регионом в центре современной Замбии, известным как Медный пояс. Торговые пути, проходящие через территорию Любы, также были связаны с более широкими сетями, простирающимися как на побережья Атлантического, так и Индийского океана.

С образованием королевства Люба, экономика была сложной и основывалась на системе дани, которая перераспределяла сельскохозяйственные, охотничьи и горнодобывающие ресурсы среди знати. Правящий класс обладал фактически монополией на такие предметы торговли, как соль, медь и железная руда. Это позволило им продолжить свое господство в большей части Центральной Африки.

Искусства и верования

Как и в Королевстве Куба, Королевство Люба высоко ценило искусство. Резчик имел относительно высокий статус, о чем свидетельствовало тесло (топор), которое он носил на плече. Искусство Любы не было очень однородным из-за обширной территории, которую контролировало королевство. Однако некоторые характеристики являются общими. Важная роль женщины в мифах о творении и политическом обществе привела к тому, что многие предметы престижа были украшены женскими фигурами.

Подголовники и посохи имели большое значение в отношении верований о вещих снах и поклонении предкам. Считалось, что сны передают сообщения из потустороннего мира. Поэтому было обычным делом украшать две фигуры жриц на подголовнике, на котором одна спала. Посохи Любы, обычно принадлежавшие королям, деревенским вождям или придворным сановникам, также были вырезаны с двойными или парными женскими фигурами. Отдельные фигуры на произведениях искусства, особенно на посохах, изображали умерших королей, духи которых переносятся в теле женщины.

У Любы имя «Нколе» стоит во главе каждой генеалогии. Это почетный титул, буквально означающий «по существу могущественный». Он был дан трем самым дальним патриархам и символически вставлен во все родословные.

В традиции балуба «Касала» - это четко определенная форма лозунгов или стихов вольного стиха. Его поют или декламируют, иногда с инструментальным сопровождением, как мужчины, так и женщины, являющиеся профессиональными специалистами. В нем драматизируются публичные события, вызывающие сильные эмоции, такие как мужество в битве, коллективная радость на официальных мероприятиях и тяжелая утрата на похоронах. Как по стилю, так и по содержанию, касала сама по себе представляет собой довольно разнообразный жанр, наряду с пословицами, мифами, баснями, загадками, сказками и историческими повествованиями.

Влияние

Престиж, придаваемый родословной священных царей, был огромен, и правители небольших соседних вождеств стремились связать себя с культурой Люба. В обмен на дань в виде товаров и труда эти менее могущественные правители были интегрированы в королевскую родословную и приняли священных предков Любы как своих собственных. Придворные традиции Любы, в том числе художественные стили и скульптурные формы, также передавались государствам-клиентам.

Упадок

В конце концов, торговля на дальние расстояния разрушила королевство Люба. В 1870-х и 1880-х годах торговцы из Восточной Африки начали поиск рабов и слоновой кости в саваннах Центральной Африки. Империя подверглась набегам в поисках рабов, что положило начало быстрому разрушению Королевства Люба. В 1889 году империя была разделена на две части из-за спора о престолонаследии, в результате чего империя стала единым государством. Позже империя была присоединена к Бельгийскому Свободному государству Конго.

См. Также
Ссылки
  1. ^ Шиллингтон, Кевин (1995). История Африки. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. стр. 140-4. ISBN 0-312-12598-4.
  2. ^ Илифф, Джон (2007). Африканцы: История континента. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. Стр. 106. ISBN 978-0-521-86438-1.
  3. ^Йодер, Джон К. (2004). «Люба: истоки и рост». В Шллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки. Рутледж. п. 854. ISBN 978-1-57958-245-6.
  4. ^Nziem, Ndaywel è (1992). «Политическая система Любы и Лунды: ее возникновение и расширение». В Огот, Бетвалл А. (ред.). Всеобщая история Африки, V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век. Калифорнийский университет Press. п. 592. ISBN 978-0520039162.
  5. ^Пейдж, Уилли Ф. (2001). Энциклопедия африканской истории и культуры: от завоевания до колонизации (1500-1850). Факты о файле. п. 157. ISBN 978-0816044726.
  6. ^Пети, Пьер (2004). «Люба: семнадцатый и восемнадцатый века». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки. Рутледж. п. 855. ISBN 978-1-57958-245-6.
  7. ^«Люба - Искусство и жизнь в Африке - Музей искусств Университета Айовы». africa.uima.uiowa.edu. Проверено 26 апреля 2019 г.
Дополнительная литература
  • Reefe, Thomas Q. (1981). Радуга и короли: История Империи Люба до 1891 года. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 9780520041400.
  • Юенгст, Даниэль Африканское искусство, женщины, история: народ люба в Центральной Африке. Создано и продюсировано Линдой Фриман; исполнительный продюсер, Лоррейн Э. Холл; сценарий и режиссер Дэвид Ирвинг; рассказала доктор Мэри Ноутер Робертс. Chappaqua, NY: LS Video, 1998. [Видеозапись]
  • Бантье, Хан. Песня и ритуал Kaonde: La musique et son role dans la vie sociale et rituelle Luba. Тервюрен: Королевский музей Центральной Африки, 1978 год.
  • Бейтман, Чарльз Сомервилль Латроб. Первое восхождение на Касаи: послужной список под Одинокой звездой. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1889.
  • Бликли, Роберт. Baluba Mask. Нью-Йорк: St. Martin Press, 1978.
  • Боннке, Рейнхард. Отчет церкви, Мбужи-Майи, Заир. Лагуна-Хиллз, Калифорния: Министерство Рейнхарда Боннке, 1980-89? [Видеозапись]
  • Браун, Х.Д. «Нкуму Тумбы: ритуальное вождь в Среднем Конго». Africa, v. 14 (1944).
  • Бертон, Уильям Фредерик П. Бог работает с ними: восемнадцать лет истории евангелизационной миссии Конго. Лондон: Victory Press, 1938.
  • Бертон, Уильям Фредерик П. Люба, религия и магия в обычаях и вере. Tervuren: Musee Royal de l’Afrique Centrale, 1961.
  • Элисофон, Элиот. Балуба. Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1958.
  • Традиции, изменения, история: Les "Somba" du Dahomey, Septentrional. Поль Мерсье. Paris: Editions Anthro-pos Paris, 1968. xiii + 538 pp.
  • Caeneghem, Van R. «Memoire De l’Institut Royal Colonial Belge, Classe des Sciences Morales et politiques». Godsbegrip der Baluba van Kasai. Vol. XXII. Брюссель: n.p., 1954. N. pag. Распечатать. 8.
  • Бортолот Александр Ив. «Королевства Саванны: Империи Люба и Лунда». В Хейльбрунн Хронология истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000. Печать.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 09:53:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте