Кешавдас Мишра (1555–1617), обычно известный под мононимом Кешавдас или Кешавадаса, был Ученый санскрита и поэт хинди, наиболее известный благодаря своей Расик Прия, новаторскому произведению рити каал (период процедур) литературы на хинди.
Кешавдас Мишра был Санадхья Брахман, вероятно, 1555 г. рядом с Орчха в Тикамгарх. Среди его предков было много пандитов, и выводы из его писаний предполагают, что, как это было типично для пандита, предпочтительным языком его семьи и языком, которому он подвергался в детстве, был Санскрит. Среди этих предков были Динакара Мишра и Трибикрама Мишра, оба были вознаграждены правителями Томара в Дели и Гвалиор, а также его дедом Кришнадаттой Мишрой и его отец, Кашинатха Мишра, который оба были учеными правителей королевства Орчха. Его старший брат, Балабхадра Мишра, также был поэтом.
Несмотря на семейную связь с санскритом, Кешавдас принял местный стиль хинди, известный как Бридж Бхаша, для его сочинений. Самоуничижение, которое последовало за этим знаменательным сдвигом - он однажды назвал себя «тупоголовым хинди-поэтом» - противоречит его значимости, которую Эллисон Бруш назвала «решающей вехой в литературной культуре Северной Индии». Его решение означало отказ от в высшей степени формализованного, стилизованного и общепринятого жанра, который считался де-факто требованием любого поэта, не говоря уже о том, чтобы работать при королевских дворах того времени. Дело не в том, что поэзия на хинди была новой, поскольку она давно пропагандировалась, в основном устно и, в частности, религиозными деятелями, а скорее в том, что она осуждалась. В частности, его не любили сами пандиты. В глазах критиков, по словам Буша, «быть писателем на национальном языке означало демонстрировать как лингвистические, так и интеллектуальные недостатки».
Большая часть успеха Кешавдаса может быть отнесена к парадоксу, что он использовал санскритскую традицию в своей народной поэзии. Литературный статус Бридж Бхаша уже становился принятым среди простых людей в поколениях, непосредственно предшествовавших ему, в значительной степени из-за движения бхакти, которое стремилось возродить вайшнавитский индуизм и которое было сосредоточены в городах Вриндаван и Матхура. Это движение религиозного возрождения привело к строительству множества новых храмов, и те, кто распространял и принимал бридж бхаша в то время, считали, что это был язык, на котором говорил Кришна. Поэты-бхакти, такие как Свами Харидас, создали новые народные религиозные произведения, которые отказались от санскрита, который был традиционным языком религии и браминов, и их песни пели вместе, а не изолированно
На рост значения Кешавдас также повлияла политика того времени. Империя Великих Моголов властвовала в этом районе, а Орчха была подчиненным государством. Правители-данники утверждали свою оставшуюся власть через культурные каналы, и Кешавдас был связан со двором Орчхи со времен правления Мадхукар-шаха. Буш описывает его как «друга, советника и гуру королей Орчха, но... также непревзойденного поэта и интеллектуала».
Первоначально он был при дворе Индраджита Сингха, брата Бундела правитель Рам Сингх. В 1608 году, когда Вир Сингх Део пришел к власти, Кешавдас присоединился к его двору. Ему даровали джагир из 21 селения.
Кешавдас умер в 1617 году.
Ратан Бавани (ок. 1581) - это самая ранняя работа, приписываемая Кешавдасу. Вполне возможно, что Мадукар заказал его, хотя в этом нет уверенности. Он отличается от всех последующих работ Кешавдаса своим композиционным стилем и отчетливой антимугольской политической позицией. Буш говорит, что это «должно быть, имело большой резонанс и, возможно, даже послужило некоторым утешением для этого недавно побежденного и недавно исповеданного вайшнавами княжества». Стихотворение содержит 52 секстета стихов, в которых смешан стиль расо западной Индии с вайшнавитскими влияниями, а также переработаны темы классической индийской литературы с учетом локализации. На нем Вишну изображен как сторонник Ратнасены Бунделы, четвертого сына Мадукара, чьи воинские подвиги во время завоевания Моголов Орчхи прославляются. Правдивость даже основной представленной информации сомнительна - например, она игнорирует то, что Ратнасена Бундела боролся за Акбара, а также против него - но, похоже, это было сделано намеренно.
Приписываются три антологии стихов. ему - Расикприя (1591), Рамчандрика (1600) и Кавиприя (1601). Рамчандрика - это сокращенный перевод Рамаяны в 30 разделах.
Его другие работы включают Рахших (1600), Чхандамала (1602), Вирсингдев Чарит (1607), Виджнангита (1610) и Джахангирджас Чандрика (1612).
Он восхвалял Бетву и Орчху как самые прекрасные вещи на земле, и именно он сделал их знаменитыми. Поседевший с годами, он сожалел о том дне, когда симпатичные девушки, которых он встретил на Бетве, назвали его Бабой - стариком.
Вирсингдев Харит - это агиография короля Бунделы Вира Сингха Део, который был его покровителем.
Примечания
Цитаты
Библиография
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кешавдас. |