Карел Велебны | |
---|---|
Велебны | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Карел Велебны |
Родился | (1931-03-17) 17 марта 1931 г. |
Происхождение | Прага, Чехословакия |
Умер | 7 марта 1989 (1989-03-07) (57 лет) |
Жанры | Джаз |
Род занятий | Вибрафонист. композитор. руководитель группы. пианист. саксофонист |
инструменты | вибрафон, фортепиано, саксофон |
Карел Велебны (17 марта 1931, Прага - 7 марта 1989 года, Прага) был чешским джазовым музыкантом, композитором, аранжировщиком, актером, писателем и музыкальным педагогом. Велебны был одним из основателей и пионеров современного чешского джаза во второй половине 20 века.
В 7 лет Велебны играл на фортепиано, а в 15 лет, уже будучи энтузиастом современного джаза, научился играть на альт-саксофоне. Окончил гимназию, затем учился игре на ударных в Пражской консерватории. Он сделал свое первое публичное выступление еще в студенческие годы и стал профессионалом на полную ставку сразу после окончания учебы. С 1955 по 1958 год он играл с оркестром чешского джазмена Карела Краутгартнера, затем присоединился к контрабасисту Людеку Хулану, чтобы стать соучредителем Studio 5, которая стала ключевым ансамблем современного чешского джаза. Он продолжал работать с Краутгартнером, пока последний не эмигрировал в 1968 году.
В 1960 году ансамбль Studio 5 был поглощен Танечным оркестром Чешско-словенского рожласу (Танцевальный оркестр Чехословацкого радио), но Велебны и первоначальные участники Studio 5 скоро уйду. В 1961 году Велебный и флейтист Ян Конопасек стали соучредителями SHQ, первоначально входившей в состав театра Spejbl and Hurvínek (таким образом, S pejbl и H uvínek Q уинтет), но позже перешедшие в самостоятельные спектакли. Он стал одним из самых важных коллективов в истории чешского джаза. Велебны был ее руководителем, композитором, аранжировщиком, играл как мультиинструменталист и обучал младших участников группы. Инструментальный состав и состав SHQ часто менялись. Позже Велебны диагностировали серьезное заболевание сердца, и он был вынужден бросить саксофонист и вибрафонист. В более поздние годы его инструментальная роль была в основном ограничена фортепиано.
Карел Велебны играл с различными чешскими джазовыми ансамблями, в том числе с оркестром Камила Хала, ансамблем певцов Линья и иногда с Густавом Бромом ' s Биг-бэнд. Иржи Стивин, Людек Хулан, Рудольф Дашек, Йозеф Вейвода и были среди его постоянных сотрудников. Велебны и S + HQ также аккомпанировали Еве Ольмеровой на ее первом студийном альбоме The Jazz Feeling.
Как композитор Велебны сосредоточился исключительно на джазе, в композиционных стилях и аранжировках, напоминающих Джерри Маллиган, Чик Кориа, Гэри Бертон и Бенни Голсон. Он писал в основном для своих ансамблей (особенно Studio 5 и SHQ), но также и для оркестра Камил Хала, оркестра Карела Влаха и других. Его творчество насчитывает более 200 композиций, в том числе его значительный вклад в музыку для кино.
Велебны также был основателем и руководителем специализированной чешской джазовой педагогики в 1970-х годах. В 1978 году его пригласили в Музыкальный колледж Беркли, где он изучал преподавание джаза и различные подходы европейского и американского джаза. Он организовал и руководил Летней джазовой мастерской в Фридланте до самой своей смерти в 1989 году. Велебны как учитель делал упор на знания техник, которые можно было широко применять в джазовых стандартах. Он также написал специальный учебник по джазу «Jazzová praktika» («Практика джаза»).
Велебный внес значительный вклад в чешский театр. Он стал соучредителем Театра Яры Цимрмана под псевдонимом доктор. Евжен Хедвабны (на самом деле Карел Велебны изобрел Яру Цимрмана как полигистора и величайшего чеха всех веков) и время от времени появлялся на сцене - как актер - в первые годы своего существования.