Капова пещера

редактировать
Пещера и археологические раскопки в России
Капова пещера
Капова пещера
Капова пещера Вход в Каповую пещеру
Капова пещера Капова пещера Местоположение в Россия
Альтернативное названиеБашкир : Шүлгәнташ / Шульган-Таш
МестоположениеБурзянский район
ОбластьБашкортостан, Россия
Координаты53 ° 2'39,9 ″ N 57 ° 3'50 ″ E / 53,044417 ° N 57,06389 ° E / 53,044417; 57.06389 Координаты : 53 ° 2'39.9 ″ N 57 ° 3'50 ″ E / 53,044417 ° N 57.06389 ° E / 53,044417; 57.06389
Типизвестняковая пещера
История
ПериодыПалеолит
Портал в Каповую пещеру

Капова пещера (Русский : Капова пещера, также известная как Шульган-Таш, Башкир : Шүлгәнташ) - известняковая карстовая пещера в Бурзянском районе г. Башкортостан, Россия, ок. 200 км к юго-востоку от Уфы, на юге Уральских гор. Пещера, расположенная на реке Белая в заповеднике Шульган-Таш, наиболее известна благодаря возрасту 16000 лет верхнему палеолиту наскальным рисункам и рисункам.

Содержание
  • 1 Описание
  • 2 Зал рисунков
  • 3 Открытие, раскопки
  • 4 Башкортские легенды и предания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Описание

Сегодня, это участок дикого густого леса и высоких белых скал, место обитания оленей, медведей, башкорт пчел. Примерно 10-20 тысяч лет назад климат и ландшафт были другими. Лето было коротким, а зимние месяцы очень длинными и холодными, а пейзаж был тундровым. Люди искали убежище в расселинах и пещерах среди скал.

Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан (Русский : Сарыкускан). Он образует огромную арку высотой 30 м (98 футов). Слева от входа в пещеру находится озеро, из которого берет начало река Шульган (рус. : Шульган). Внутри пещеры протекает подземная река Шульган (Рус. : Подземный Шульган), создавшая пещеру. Эта трехэтажная пещерная система имеет длину около 3 км (1,9 мили) с вертикальной амплитудой 165 м (541 фут), включая сифонные подводные полости, большие залы, галереи, подземные озера и реку

Устье пещеры Шульганташ, называемой теперь Порталом. Глубоко в Портале ручей Шульган выходит из земли, образуя бассейн под названием Голубое озеро. Озеро бездонно. Глубиной ниже 33 метров он соединяется с гигантской подземной водной полостью.

Проход ведет от портала к ряду залов на уровне земли. Сначала идет Главная галерея, затем Сталагмитовый зал. Двигаясь в том же направлении на север, можно попасть в Купольный зал и Зал Знаков и, наконец, в самый дальний зал, Зал Хаоса. Залы различаются по размеру и форме: Главная галерея и Зал Хаоса имеют продолговатую форму. Залы Сталагмита и Купола имеют круглую форму, Зал Знаков - прямоугольную. Их длина достигает 90, ширина 20-30 и высота 7-20 метров. Залы соединены туннелями разной длины и формы, кое-где встречаются комковатые завалы. Воздух снаружи достигает Главной галереи и слегка ощущается и Сталагмитовый зал. Но в Купольном зале и далее зимой и летом состояние воздуха постоянно. Отец, которого мы продвигаем, сталактиты и сталагмиты, которых мы встречаем. Стены тоже покрыты кальцитовым агломератом, глубина которого иногда достигает полуметра. Некоторые камни кальцита имеют причудливую форму.

Рудиментарные следы жизни первобытного человека можно найти уже в залах залов нижнего этажа. На стенах зала Срединного купола отчетливо видны пятна разлитой краски, а также какой-то орнамент геометрических фигур - знаков. В соседнем Зале Знаков количество таких фигур значительно увеличивается. В углу Зала Хаоса. В слое почвы археолог Щелинский обнаружил остатки пожара и рудиментарные следы жизнедеятельности древних людей.

Схема первого этажа пещеры Подземное озеро в пещере

Зал Хаоса фактически можно назвать музеем наземной части пещеры. На его стенах изображено двухцветное изображение длинношерстных лошадей, рядом с ними геометрическая фигура в виде трапеции и чуть дальше группа геометрических знаков.

Изображение антропоидного существа, единственного в пещере Шульганташ, также можно найти в этом зале. На протяжении многих веков все рисунки были покрыты полупрозрачной кальцитовой коркой. Экспедиция под руководством выдающегося археолога О.Н. Бадера очистила изображения лошадей в 1976 году. Чтобы подняться на верхний ярус пещеры, нужно вернуться в Сталагитовый зал, где в крыше есть дыра, ведущая вверх. Для соединения пола с отверстием установлена ​​стальная лестница, за которой следует ступенчатый земляной откос, по которому другая лестница длиной 16 метров ведет посетителей на верхний ярус.

Поднявшись по лестнице, посетители попадают в длинный и высокий зал, который называют Первой галереей. Он открывает череду залов верхнего яруса. Двигаясь дальше на север, нужно пересечь небольшой Вестибюль, чтобы попасть в самый известный зал Шульганташа - Зал Рисунков.

Маршрут по пещере в северном направлении можно продолжить, пока отец. Посетить еще 14 больших и малых залов: Вторая галерея, Акустический зал, Овальный зал, Храмовый зал, Верхний и Алмазный залы, зал Верхнего озера (с большим озером в нем), Радуга. и Хрустальные залы, Зал Горного Короля, Галерея Ада, Зал Бездны, Зал Транссифон и Дальний зал.

Путь в отдаленные залы довольно сложен, тропа преграждается множеством опасных участков и луж. В зале Транссифон можно увидеть реку Шульган в ее подземном течении. За Дальним залом есть полость, заполненная водой, сифон. Спелеолог и аквалангист Владимир Киселев однажды проехал до 317 метров к северу внутри сифона и был вынужден вернуться, не найдя этому конца.

Чудо Хрустального зала - это серебристая бахрома сосулек кальцита, свисающая с потолка. Среди величественных украшений пещеры - «молочные реки», состоящие из крошечных кристаллов кальцита, хрупких и хрустящих, которые еще не стали твердыми.

Пещерные ручьи иногда образуют небольшие воронки в залах на полу, где могут появиться зерна пещерного жемчуга, тогда как на стенах есть корка мраморного оникса, местами глубиной до полуметра. Мраморный оникс - это разновидность мрамора, которую можно найти только в пещерах.

Зал Рисунков

Самые древние рисунки находятся в верхнем ярусе. Они были написаны в эпоху позднего палеолита., Когда кроманьонцы жили на планете. На нижнем ярусе Каповой пещеры размещены более поздние изображения конца ледникового периода. Их размер варьируется от 44 до 112 сантиметров. Уран-ториевое датирование показало, что самые древние рисунки в Каповой пещере были сделаны 36 400 лет назад.

В январе 1959 года Александр Рюмин, старший научный сотрудник Прибельского отделения Башкирский государственный природный заповедник, сделал сенсационное открытие. Он обнаружил рисунки древних людей на стенах пещеры Шульганташ (Капова). Александр Рюмин, спустившись под землю на поиски летучих мышей, обнаружил красочные настенные изображения различных животных - лошадей, носорогов и мамонтов. Это стало настоящей мировой сенсацией - ученые того времени считали, что рисунки ископаемых животных эпохи палеолита были характерны только для Западной Европы - такая древняя наскальная живопись встречается в мире только в Франции и Испания. С этого момента Капова пещера приобрела статус важного историко-культурного комплекса, не имеющего аналогов в Восточной Европе.

Лучшая композиция - на правой половине восточной стены. В центре композиции, в пределах досягаемости руки древнего живописца, - рисунок животного, «коня Рюмина» - первое изображение из всех обнаруженных в пещере Шульганташ. Следом идут изображения нескольких мамонтов и носорога. Все животные идут справа налево с одним маленьким мамонтом или идут в противоположном направлении. На противоположной стене изображены зубр или бык и мамонты с теленком. В этом зале также можно увидеть изображение трапеции со странными линиями и знаками внутри фигуры и необычными ушами наверху. Подобные геометрические знаки неоднократно встречаются на рисунках Шульганташ (пещера Чапова).

Игнатьевская пещера расположена примерно в 120 км (75 миль) от Каповой пещеры.

Открытие, раскопки

Местные жители боялись посещать пещеру. Первые письменные сведения о пещере Шульганташ появились в январе 1760 года. Первый член-корреспондент Российской академии наук П.И. Рычков посетил Вознесенский завод в Башкирии. Здесь ему рассказали о пещере, находящейся в 12 км от завода.

Подробное описание пещеры или точнее ее наземной части он дал в своей статье «Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии у реки Белая, какие из всех пещер Башкирии самые славные и почитаемые »(в его книге« Сочинения и переводы для пользы и развлечения служащих »-« Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащих », 1760).

Десять лет спустя (1770 г.) пещеру исследовал академик И.И. Лепёхин, который изучил верхний ярус и дал яркое изображение его в своих «Путевых заметках».

Иван Лепёхин Название «Капова» происходит от капающей воды (рус. : капающая вода).

В середине и второй половине XIX века пещеру Шульганташ изучали многие путешественники и исследователи (южноуральские геологи Н.Г. Мяглицкий и А.И. Антипов в 1858 г.). Местный лесник Федор Симон иногда организовывал экскурсии в пещеру.

В 1896 году нижний этаж пещеры обследовали сотрудники Оренбургского отделения Русского географического общества Д. Соколова, И. Заневского и Ф. Симона, которые сняли план входной части нижнего этажа и составили протокол его осмотра и обмера. Исследователи отметили, что описание П.И. Рычкова полностью согласна «с действительным состоянием пещеры: во всех указанных местах было найдено все, что он отметил».

В 1923 году геолог и ученый Г.В. Вахрушев исследовал пещеру до Верхнего озера. Он составил ее грубую схематическую карту и выпустил небольшую книгу «Загадки Каповой пещеры». Было начало исследовательской работы. В 1931 г. Вахрушев снова приехал в пещеру, уточнил данные о пещере, описал окрестности пещеры. Он также написал различные легенды о пещере Шульган-Таш.

В 1960 году в пещере и начала работать группа московских археологов под руководством О.Н. Бадера. За всю свою работу он открыл более 30 рисунков, включая мамонтов, лошадей, носорогов, бизонов и геометрические фигуры. Рисунки были очищены от кальцитовой корки и грязи, сфотографированы и тщательно исследованы. Предполагалось, что они относятся к периоду позднего палеолита (25-10 тыс. Лет до н.э.). Главным результатом долгих исследований стала его книга «Капова пещера. Палеолитическая живопись », изданная в 1965 году. Бадер считал, что все рисунки представляют собой единый комплекс и относительно одновременны.

В этот период исследование самой пещеры Шульган-Таш проводилось сотрудниками Башкирский государственный университет под руководством Е.Д. Богдановича и И.И. Кудряшевой. Составили реальную карту пещеры. Проведены первые микроклиматические наблюдения, обследованы удаленные труднодоступные места.

После смерти Отто Бадера в 1979 г. исследования в пещере прекратились. Возникли проблемы с сохранением чертежей. Пещеру было решено полностью закрыть. Работы в пещере возобновил только в 1982 г. ленинградский археолог В.Е. Щелинский. В то время он руководил комплексная палеолитическая экспедиция, ежегодно проводившая археологические исследования на Южном Урале.

Когда были нанесены рисунки на стены пещеры? На этот вопрос удалось ответить В.Е. Щелинскому. Древние рисунки - остатки стоянки современников этих рисунков. Он считал, что они относятся к эпохе палеолита. Также В. Щелинский считает, что значительная часть рисунков пещеры объединена в композиции, отражающие мифологические представления древних людей. Впервые удалось выделить четко выраженный культурный слой эпохи верхнего палеолита, датируемый примерно XIV тыс. До н.э.. Прослеженные очаги указывают на использование древними жителями открытого огня. Кроме того, глиняный жирный светильник, каменные, преимущественно кремневые орудия труда, кусочки охры, украшения в виде бус и кулонов из камня и небольших раковин ископаемых моллюсков, кости животных ледникового периода - мамонта, пещерного медведя, лисы. Встречались заяц, сурок, пищухи, тушканчик.

Археолог В.Н. Широков из Екатеринбурга считает, что пещера Шульган-Таш была святилищем.

I. В 1991 году в нем работал В. Киселев для комплексного исследования пещеры Шульган-Таш. Совершил погружения на подземной реке Шульган. В.Г. Котов исследовал пещеру и считает, что Капова пещера для народов Южного Урала была культовым центром, где совершались обряды посвящения и возрождения природы. В.Г. Котова, а также В. Широков считает, что ритуалы, которые совершались в пещере в то время, были связаны с ритуалами посвящения.

Юрий Сергеевич Ляхницкий составил подробную и точную карту пещерного массива Шульган-Таш. В 2002 году он опознал рисунки - «бледный мамонт», рядом с ним был рисунок человека и силуэт другого мамонта. Сейчас Шульганташ считается одной из достаточно хорошо изученных пещер.

Башкортские легенды и предания

Сердце Южного Урала с озером Шульган и истоками легендарных рек Агидель, Яйык, Хакмар и Ногош связано с жизнью и подвигами бессмертных героев эпосов «Уральский батыр » и «Акбутхат» ( Акбузат ), которые относятся к мировым художественным сокровищам. Для древних башкортов эта местность была центром земли, где могли взаимодействовать и взаимопроникноваться небесный, природный и подводный миры.

С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий и сказок. Самое поразительное, что основные действия во многих старинных сказках и других фольклорных произведениях как можно скорее привязаны к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган. И не случайно и пещера, и озеро в них носят имя хозяина подземного мира (подводного царя) Шульгена.

Шульген - один из главных отрицательных персонажей многих древних башкортских эпосов (эпосов: «УРАЛ-БАТЫРЬ», «АКБУЗАТ», «КАРА-ЮРГА», «АХАК КОЛА» и др.); Герои: Хаобань в эпосе «Акбузат»; Кушак-батыр в эпосе «КАРА-ЮРГА»; Батыр Миней в эпосе «Кунгир буга» и о.

. ОЗЕРО ШУЛГАН (ШУЛГЕН) возникло согласно легенде из остатков Моря Потопа, устроенных Дивом (Гигантом) и Шульгеном после удара посохом земли. Об озере Шульген, например, в эпосе «АКБУЗАТ» сказано: «Когда водный падишах (царь) проиграл битву, он нашел бездонный бассейн и нырнул в это озеро. Озеро стало известно как ШУЛЬГЕН».

В эпосе «Акбузат » и эпосе «Урал-батыр» описывается жертвоприношение человека озеру Шульган. Падишаху подводного (подземного) мира подарили красивую девушку (Рычков нашел «сухую человеческую голову» во время посещения пещеры в 1760 году).

Во многих легендах и преданиях башкорт озеро Шульган занимает центральное место. Так что все события эпоса «Арбузат» разворачиваются именно вокруг этого озера. На берегу озера в полнолуние появляется девушка Наркас в образе золотой утки. Молодой охотник (Хаобань) получает от нее подарок - коня Акбузат (Toolpar с крыльями) и бесчисленные стада домашнего скота. Единственным условием для Хаобаня при этом является запрет поворачиваться к озеру после получения подарков. Но испугавшись шторма, вызванного выходом из озера Тоулпар, Хаобань огляделся, и все животные снова исчезли в озере.

. Действие другой легенды «Кунгыр буга» происходит у озера Шульган. В этом озере Батыр (герой) Миней находит пропавшую дочь старика и старуху. В этом городе ее украл водяной воришка (владелец озера). Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовища и уносит на землю девушек, людей и скот.

Мотивы обитания лошадей и крупного рогатого скота на озере и их частичного исчезновения в этом же озере распространены в многочисленных легендах и эпосах башкорт.

В Бурзянском районе распространена легенда об озере Елкысыккан-куль, из которого вышли лошади. Эта легенда (М.В.Лосиевского) рассказывает о батыре Бишлаке, встретившем на охоте в окрестностях озера Шульган удивительного странника. Странник попросил Бишлака отдать ему свою собаку. Странник предложил собаке табун лошадей. Бышлак должен был ехать вперед, не оглядываясь. Но из любопытства он огляделся, и на полпути стадо вернулось к озеру.

Охотник стал богатым человеком, и его потомки (племя) с его времени называются Баюлины (богатые). От этого стада произошла порода серых лошадей.

А озеро получило название Елкысыккан - озеро, куда выходили лошади. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения в районе пещеры Шульган-Таш (названное озером Шульган).

В народных традициях очень часто озеро Шульган является местом рождения чудо-коня. Так, в версии легенды «Ахак Кола» внешний вид вожака стада Ахак Кола описывается следующим образом: «Шульган подошел к озеру. Но ему удалось поймать только жеребенка - кобыла нырнула обратно в озеро. озеро, но этот жеребенок стал хромым (отсюда и ее название: «Ахак Кола» - хромая светло-желтая лошадь с черным хвостом).

Связанные с пещерой легенды олицетворяют внешнюю силу. сурово и непонятно, чем окружающая нас природа. Владимир ДАЛ, посетивший Оренбургскую губернию в качестве официального, собрал произведения устной культуры, в частности, башкирского фольклора. По башкирским сказкам и легендам охарактеризовал Каповую пещеру. дивы, фантастические существа), каменная собака. Замечательно, что собака боится плети. Сто раз ударить ее плетью - пойдет дождь.

По словам П.И. Рычкова, Башкиры (Башкиры)) обычно прятали здесь свои семьи и лошадей во время войн и ир восстания. Скот, естественно, оставался на нижнем этаже пещеры, а женщины, дети и старики поднимались наверх. Здесь всегда хранилась еда.

Ссылки
  • Лоусон, Эндрю Дж. (2012). Расписные пещеры. Наскальное искусство палеолита в Западной Европе. Издательство Оксфордского университета. п. 197. ISBN 978-0-19-969822-6.
  • Силберман, Нил Ашер, изд. (2012). Оксфордский компаньон археологии. Издательство Оксфордского университета. п. 176. ISBN 978-0-19-973578-5.
  • Ю.С.Ляхницкий.Шульганташ..- Уфа: Китап.2002.с.192-194. ФП- 2001 ISBN 5-295-03088-1
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:51:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте