Каетан Мюльманн

редактировать
Каетан Мюльманн на приеме для исполнителей в Вене Хофбург, 30 марта 1938 г., между фрау Зейсс- Инкварт и Паула Вессели ; Йозеф Геббельс говорит

Каетан «Кай» Мюльманн (26 июня 1898 г. - 2 августа 1958 г.) был австрийским историком искусства, который был офицером СС. и сыграл важную роль в экспроприации искусства нацистами нацистами, особенно в Польше. Он работал с Артуром Зейсс-Инквартом в первоначальном нацистском правительстве в Вене после аншлюса, в Генерал-губернаторстве (оккупированная Польша) и в Гааге, где он возглавлял информационный центр по искусству в оккупированных Нидерландах, известный как Dienststelle Mühlmann (Агентство Мюльманна). Его характеризовали как одного из величайших воров искусства среди нацистов, а возможно, и когда-либо.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранняя жизнь и Первая мировая война
    • 1.2 Зальцбург
    • 1.3 Вена
    • 1.4 Оккупированная Польша
    • 1.5 Dienststelle Mühlmann в Нидерландах
    • 1.6 Послевоенное время
    • 1.7 Частная жизнь
  • 2 Оценка
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
Жизнь

Ранние годы и Первая мировая война

Мюльманн родился 26 июня 1898 г. в Уттендорфе, около Целль-ам-Зее в Австрии. Его отец умер, и его мать снова вышла замуж за двоюродного брата отца; В семье было восемь детей, шестеро из которых выжили. Позже старший брат Мюльмана присоединился к гестапо. Мюльманн вырос на ферме и учился в школе в Зальцбурге. Достигнув необходимого возраста 17 лет в 1915 году, он пошел добровольцем на службу в Первую мировую войну; он был награжден несколько раз, но в 1918 году был тяжело ранен и перенес легочную инфекцию, которая отразилась на его здоровье на всю жизнь. В это время он вступил в Социалистическую партию и оставался ее членом в течение нескольких лет.

Зальцбург

В 1922 году он поступил в университет, изучал историю искусства в Инсбруке и Вене, а в 1926 году завершил его докторская степень в Венском университете, защитив диссертацию по барочным фонтанам и водному искусству в Зальцбурге. Затем он вернулся в Зальцбург, где приобрел репутацию гражданского активиста, выступающего за улучшение достопримечательностей города и издавшего книгу о работе одного защитника, написал в целом положительные обзоры произведений искусства и работал главным рекламным агентом для Зальцбургский фестиваль. Он говорил на австрийском диалекте и стал известен как сетевик. Среди людей, с которыми он встречался в это время и раньше, и которые позже помогли ему в его карьере, были Герман Геринг (Мюльманн дружил со своими сестрами, которые жили в районе Зальцбурга, и есть история, которую он отрицал., что он помог Герингу бежать из Германии после провала пивного путча в Мюнхене в 1923 году) и Артур Зейсс-Инкварт.

Австрийская нацистская партия была запрещена в июле 1934 г. после убийства канцлера Энгельберта Дольфуса, и Мюльманн всегда отрицал, что был членом тогда или ранее; однако как американская разведка, так и нацистские источники заявляют, что он был одним из первых членов, и в 1935 году он и еще пять человек были арестованы в Зальцбурге и обвинены в принадлежности к нацистам; обвинение против Мюльмана было уменьшено с государственной измены до «членства в тайном обществе», а его приговор был сокращен до срока отбытия, но, согласно докладу Эрнста Кальтенбруннера, первоначальный приговор был 20 лет. После суда и осуждения он продолжал работать в качестве связующего звена между нацистами, оставшимися в Австрии, и партийной организацией и военизированными формированиями в изгнании в Баварии. Изо всех сил стараясь избегать явной политической принадлежности, он стал видным членом умеренного крыла австрийской партии, которая в конечном итоге одержала победу над радикальной фракцией; В начале 1938 года он встретился с Гитлером от имени Зейсс-Инкварта и предоставил ему конфиденциальную информацию, которая укрепила его позиции на переговорах с канцлером Куртом Шушнигом, в дополнение к призыву убрать Йозеф Леопольд.

Вена

После аншлюса в марте 1938 года Зейсс-Инкварт назначил его государственным секретарем в Федеральной канцелярии, а затем в Министерстве внутренних дел и по делам культуры., а также Представитель по государственной художественной политике. Он стал капитаном СС; Позже он дослужился до звания оберфюрера. В качестве главы III отдела в канцелярии Reichsstatthalter, который отвечал за «управление и отделение собственности volksfeindliche» (то есть «врагов народа»), он сыграл важную роль в конфискации собственность венских евреев, которая предшествовала действиям в Альтрейхе (до аншлюса Германии).

В июне 1939 г. он был уволен Йозефом Бюркелем, новым гауляйтером Вены, якобы за санкционирование действий кабаре, критикующих немцев из Альтрейха, но на самом деле за «австрийские тенденции»: финансирование австрийских культурных учреждений за пределами Вены и стремление сохранить произведения искусства, экспроприированные у венских евреев в Вене. Это было частью волны увольнения австрийцев со стороны Бюркеля, которая вызвала значительное недовольство.

Оккупированная Польша

После вторжения в Польшу Геринг предложил ему должность своего специального представителя по Сохранение художественных ценностей на бывших польских территориях, его миссия заключалась в «сохранении» (разграблении) произведений искусства. Он также получил приказы от Гитлера через Рейнхарда Гейдриха и от Ганса Франка, который был назначен губернатором Генерал-губернаторства (оккупированная немцами часть Польши). ; Зейсс-Инкварт был также отправлен в Польшу в качестве заместителя генерал-губернатора при Франке. Частично причиной разграбления Польши было культурное обнищание; Нацисты также истребили интеллигенцию, закрыли все высшие учебные заведения и приняли меры по снижению рождаемости. Вдобавок, как и ранее в Австрии, они заняли правовую позицию, согласно которой евреи были отдельной нацией, с которой не было заключено мирного договора в конце Первой мировой войны, и чье имущество они, следовательно, могли конфисковать, как собственность враг. В-третьих, в политике, которая была изложена до вторжения в Польшу, они заявили о своем праве на репатриацию «германского искусства», под которым они понимали все произведения немцев и вдобавок все, что ранее находилось во владении немцев <. 127>

В Генерал-губернаторстве Мюльманн руководил «рабочим штатом» из девяти искусствоведов, восемь из которых имели докторскую степень, и два коммандос, каждый с дюжиной человек: один, возглавляемый его братом Йозефом, отвечал за северную часть страна находилась выше 51-й параллели и располагалась в Национальном музее в Варшаве, другая - под руководством и базировалась в Ягеллонской библиотеке в Кракове., для юга. Работая за пределами городов, они опустошили государственные и частные коллекции, университеты, церкви и монастыри. Произведения искусства были разделены на три категории: высшая категория, Wahl I, была сфотографирована и хранилась как зарезервированная для Германского рейха; второй класс, Wahl II, классифицированный как «не обязательно достойный Рейха, но хорошего качества», хранился либо в Польше (в основном в Ягеллонской библиотеке), либо в Deutsche Bank в Берлине; работы третьей степени, Wahl III, обычно сохранялись оккупационной администрацией или СС «для представительских целей», то есть для домов и офисов немцев.

Dienststelle Mühlmann в Нидерландах

Леонардо да Винчи Дама с горностаем

Работа Мюльмана в Польше была настолько эффективной (по его собственному мнению, «в течение шести месяцев было конфисковано почти все художественное имущество земли»), что Вольфрам Сиверс, коммерческий директор Аненербе, хотел, чтобы он наблюдал за вывозом произведений искусства из Южного Тироля, который был передан Италии. Он посетил этот район весной 1940 года и сообщил Сиверсу и главе СС Генриху Гиммлеру, выступая за насильственное удаление всего германского искусства. Однако вместо этого он был назначен открыть офис в Гааге, где он работал под руководством своего старого соратника Зейсс-Инкварта, возглавляя Dienststelle Mühlmann (Агентство Мюльмана), которое функционировало как расчетная палата для экспроприированных произведений искусства. во время оккупации Нидерландов, Франции (где они конкурировали с филиалом Amt Rosenberg ), а также Австрии и Польши, а также в качестве основных дилеров по продаже произведений искусства нацистам. лидеров и для ликвидации остальных. Это была самая разветвленная, безжалостная и плодовитая нацистская грабительская организация. Самым известным является то, что Мюльманн приобрел и каталогизировал огромную коллекцию Mannheimer, которую Гитлер приобрел для своего предполагаемого Führermuseum в Линце в ходе принудительной продажи, которая принесла Зейсс-Инкварт большой комиссия. Хотя он официально сохранил свой пост в Польше, он приветствовал переезд в место, где оккупация была во многих отношениях менее репрессивной, а также оказался в трудном положении в Кракове между конкурирующими требованиями различных начальств: Мартин Борман. предложил ему отправиться в концлагерь за то, что он не поставлял Гитлеру достаточно произведений искусства, Геринг пригрозил посадить его в тюрьму за возвращение картин, в том числе Леонардо да Винчи Дама с Горностай в Польшу из Берлина по приказу Ганса Франка (в конце концов он привез его вместе с Рафаэлем Портретом Джентльмена и Рембрандтом. Пейзаж с Добрым Самаритянином с ним дважды ездили в Берлин поездом), и гнев Франка на него, как сообщается, привел к тому, что он оставил позицию в Польше, что он и сделал в середине или конце 1943 года.

Послевоенный

В июле 1944 года, считая войну проигранной, Мюльманн отступил в Вену; он уже отправил жену и детей в безопасное место. У него не было официальных обязанностей, но он консультировал многих могущественных нацистов; например, Эрнст Кальтенбруннер консультировался с ним по поводу формирования переходного австрийского правительства, которое могло бы быть приемлемым для союзников. Он был схвачен американцами в Зеевальхене в австрийских Альпах 13 июня 1945 года. На допросе он признался в экспроприации собственности евреев, но утверждал, что не знал о Холокосте. Он также утверждал, что работал на сопротивление и освободил Геринга из заключения СС. Он дал полезные показания против ведущих нацистов, и поэтому в 1947 году он был возвращен в Мюнхен в распоряжение американского военного правительства в Баварии; там он помогал находить произведения искусства и антиквариат. В феврале 1948 года он заболел и был доставлен в больницу, из которой ему удалось бежать. Несмотря на усилия Польши и Австрии по его экстрадиции, его так и не поймали. В 1951–52 его судили в Вене заочно и признали виновным в государственной измене; его имущество было объявлено конфискованным, но властям удалось найти только его часть. Он жил в Южной Баварии около озера Штарнберг, периодически продавая произведения искусства, которые он спрятал и оставил с друзьями, а иногда навещал жену и детей; его бывшая жена жила рядом с ними.

В 1958 году он был прооперирован в Мюнхене по поводу рака желудка, но умер от него там 2 августа. Его вдова вернула тело в Зальцбург для захоронения.

Частная жизнь

В 1932 году Мюльманн женился на Леопольдине «Полди» Войтек (также называемой Войтек), успешной художнице Зальцбурга. Ее отец, Йозеф Войтек, был строительным чиновником в городе до 1938 года. Он развелся с ней в 1941 году, а в следующем году, с разрешения Гиммлера, женился на своей любовнице Хильде Циглер. У него было четверо детей. Как сообщается, будучи беглецом в Баварии после войны, он имел несколько романтических отношений, в том числе с Лени Рифеншталь.

Оценка

Мюльманн был одним из самых успешных похитителей искусства нацизма. В 1946 году его описывали как «самого непримиримого нациста в группе мародеров, задержанных для допроса в Америке летом 1945 года». и Джонатан Петропулос, историк искусства, специализирующийся на нацистских грабежах, назвал его «возможно, самым выдающимся грабителем произведений искусства в истории человеческой цивилизации».

Он приобрел для себя значительную собственность во время его нацистская карьера. В дополнение к многочисленным картинам и антиквариату (одна купюра 1941 года от парижского дилера составляет 560 000 франков на ковры, хрустальные лампы и мебель), он использовал различные «арианские» резиденции, включая виллу в Анифе, пригород Зальцбурга, который был взят у еврейской женщины Хелен фон Тауссиг в 1941 году для использования Йозефом Войтеком и передан в собственность его дочери, тогдашней жене Мюльмана; она продолжала жить там после войны. Во время своего пребывания на посту государственного секретаря в Вене он жил в квартире в дворце Бельведер, и в конце войны американцы нашли в его тогдашнем венском доме триптих, взятый у еврея. торговец произведениями искусства плюс ящики с голландским мылом, ликером Bols, ковриками и лампами.

Он был приверженцем «ре-германизации» восточных территорий, которые он и другие считали узурпирован славянами, и во время войны написал книги, в которых описал культурное наследие Кракова, в частности, с этой точки зрения. Книга о городе, которую он написал в соавторстве с Бартелем, начинается так:

Остмарк, Судетская область, Восточная Силезия, район реки Вайхзель - многие имена характерны для немецкой истории из-за внутренней последовательности, влияющей на всем нам глубоко. История Германии на Востоке: это завершение тысячелетней борьбы и борьбы германской жизненной энергии... Уже столетия назад [этот регион] был заселен и защищен нашими германскими предками.

Однако его друзья-помощники расширились. тем, кто не пользуется популярностью у нацистов, таким как [де ], поэт, который был генеральным секретарем Отечественного фронта ; Zernatto упорно трудилась, чтобы получить освобождение Mühlmann из тюрьмы в 1935 году, так что, когда немцы вошли в Вену в марте 1938 года, Mühlmann позволило ему выйти через боковую дверь Федеральной канцелярии. Как сказала его вторая жена по поводу современного искусства, «[h] e никогда не полностью соответствовал нацистской линии»: когда он находился в офисе в Вене, у него была сохранена и одобрена фреска Антона Файстауэра на Зальцбургском фестивале. средства на покупку работы экспрессиониста [de ], которая помогла художнику и его восьми детям выжить.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Джонатан Петропулос. «Важность второго ранга: дело грабителя произведений искусства Каетана Мюльмана». В: Гюнтер Бишоф и Антон Пелинка, ред. Австро-корпоративизм: прошлое, настоящее, будущее. Современные австрийские исследования 4. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction, 1996. ISBN 9781560008330. стр. 177–222.
Последняя правка сделана 2021-05-25 10:08:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте