Джон Колган. OFM | |
---|---|
Шон Мак Колган | |
Джон Колган на фреске, созданной Эммануэлем ди Комо в Св. Колледж Исидора, Рим, ок. 1670 | |
Личный | |
Родился | 1592. Пристаун близ Карндона |
Умер | 15 января 1658 (1658-01-15) (в возрасте 65–66 лет)). С. Anthony's, Leuven |
Религия | Христианство |
Национальность | Ирландец |
Известные работы | Acta Sanctorum Hiberniae |
Образование | Ирландский Францисканский колледж святого Антония Падуанского в Левене |
Профессия | Агиограф и историк |
Военная служба | |
Ранг | Монах |
Орден | Францисканец |
Старший пост | |
Рукоположение | 1618 |
Профессия | Агиограф и историк |
Джон Колган, OFM (Ирландец Шон Мак Колган ; ок. 1592-15 января 1658), был ирландским монахом-францисканцем, отмеченным как агиограф и историк.
Родился Колган ок. 1592 г. в Пристауне около Карндона. Он присоединился к францисканскому ордену и был отправлен учиться в ирландский францисканский колледж святого Антония Падуанского в Лёвене (ирландский: Lúbhán, французский и исторически английский: Louvain) в настоящее время. -день Бельгия в 1612 году. Он был рукоположен в священники в 1618 году. Здесь он, как говорят, некоторое время работал профессором богословия, но вскоре оставил профессорскую кафедру, чтобы посвятить себя ирландским исследованиям, которыми этот колледж был известен..
Отец Хью Уорд (ум. 1635) спроектировал полную историю ирландских святых и для этой цели послал некоторых из своих братьев, в частности, Майкла О'Клери, в Ирландию для сбора материалов. Уорд умер, не успев продвинуться в своей работе, но все собранные материалы остались. Колган, будучи компетентным мастером ирландского языка, имел под рукой прекрасную коллекцию рукописей ирландской агиологии.
Он предпринял большую работу, которая будет опубликована в шести томах, охватывающая весь спектр ирландской церковной истории и древностей. В 1645 году он опубликовал в Лувене третий том этой серии (Acta Sanctorum Hiberniae и т. Д.), Содержащий жития ирландских святых, праздники которых отмечаются в календаре на январь, февраль и март.. Жития святых, праздники которых происходят в последующие месяцы, должны были быть опубликованы в последних трех томах этой серии. Люк Ваддинг в своих Анналах Минорум сообщает нам, что том, посвященный святым за апрель, май и июнь, был в печати после смерти Колгана; это кажется неправильным, поскольку, если бы работа была продвинута так далеко, ее опубликовал бы какой-нибудь коллега.
Второй том этой серии, озаглавленный Trias Thaumaturga и т. Д., Появился в Лувене в 1647 году. В нем рассказывается о трех великих национальных святых Ирландии, Патрике, Бриджит и Коламбсиль. В нем содержатся семь жизней святого Патрика, пять жизней святого Колумбы и шесть жизней святой Бригитты. Долгое время Trias Thaumaturga был почти единственным источником информации о Святом Патрике, и даже со времен Whitley Stokes издания Vita Tripartita (Rolls Series ) работы Колгана не могут можно обойтись. Колган дает латинскую версию Vita Tripartita, которая представляет собой текст, отличный от текста, отредактированного Стоксом; Рукопись Колгана, кажется, полностью исчезла.
Помимо «Житий» в Триасе Тауматурга, в этом томе также содержится много ценных «Приложений», касающихся церковных древностей Ирландии, а также критических и топографических заметок, которые, хотя и не всегда верны, помогают студенту. В 1655 году он опубликовал в Антверпене житие Дунса Скота, в котором попытался доказать, что этот великий врач-францисканец родился в Ирландии, а не в Шотландии, как тогда часто утверждалось. В Bibliotheca Franciscana Colgan говорится, что он умер в 1647 году, но это, очевидно, ошибка, поскольку заметка в его работе о Дунсе Скоте ясно доказывает, что он был жив в 1655 году.
В 1652 году Колган ушел в отставку с должности. профессор, скончавшийся в церкви Св. Антония, Лёвен, 15 января 1658 года.
Труд Колгана по ирландской агиологии имеет несомненную ценность. Хотя, к сожалению, он был очень слабым телосложением, он был человеком больших способностей, трудолюбия и здравого критического чутья. Знание ирландского языка позволило ему в полной мере оценить обширную коллекцию рукописей (теперь по большей части утраченную), собранную по наущению Уорда, в то время как его знакомство с традициями, существовавшими среди ирландцев того времени. о различных именах людей и мест, дала ему преимущество перед писателями наших дней. Колган, хотя и свободно говорил по-ирландски, не знал и по природе вещей не мог знать грамматических форм древнеирландского и среднеирландского. Следовательно, его суждения о датировке рукописей и о значении некоторых сложных выражений не следует рассматривать как необратимые. Другими словами, о Колгане следует судить по критериям своего времени; с этой точки зрения его работа по церковной истории Ирландии не имеет себе равных. Но его мнение не является решающим. Уикенд Colgan Heritage Weekend ежегодно проводится в Карндонаге, графство Донегол, его родном месте, в конце июня.
Его основные работы:
Кроме того, он оставил в рукописи:
Некоторые из них рукописи сейчас находятся в Университетском колледже Дублина, и некоторые из них, хотя их и ищут, еще не обнаружены (см. Gilbert, National MSS. of Ireland, London, 1884; или Doherty, op. cit. ниже, 81–82).
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Джон Колган ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон Компани.