Бо Йоханнес Эдфельт (21 декабря 1904 г. - 27 августа 1997 г.) был шведским писателем, поэтом, переводчиком и литературным критиком.
Уроженец Тибро, Эдфельт был избран членом Шведской академии в 1969 году, заняв место № 17. Он сменил Эрика Линдегрена., а после его смерти его сменил Гораций Энгдал.
Среди других произведений Эдфельт перевел работы Нелли Сакс, Георга Тракла, Новалиса, Андреас Грифиус, Т. С. Элиот и Эзра Паунд.
Эдфельт был сын лейтенанта Августа Эдфельта и Эллен Хеллнер. Он вырос в Скаре, где изучал латынь и греческий язык в старшей школе. Осенью 1923 года он изучал скандинавские языки в Лундском университете. Он также посещал публичные лекции по философии и истории литературы.
С 1924 по 1930 год, за исключением военной службы в 1925–26, Эдфельт изучал северные языки, английский, немецкий, историю литературы и педагогику, включая курс истории философии, в Упсальском университете. В течение этого периода он посещал студенческие кружки, в которых обсуждались Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг.
После того, как он получил степень магистра в Упсале весной 1930 года, Эдфельт переехал в Стокгольм. Финансовый кризис, последовавший за крахом Уолл-стрит 1929 года, вскоре оказал влияние на шведский рынок труда, и в начале 30-х годов Эдфельт зарабатывал на жизнь написанием литературных обзоров. Осенью 1931 года он был нанят в качестве временного учителя в муниципальную школу в Сторвике в Гестрикланде.
Зимой 1930–31 годов Эдфельт в Стокгольме познакомился с художницей, которой позже посвятил его коллекция Aftonunderhållnng (Вечерние развлечения). 2 марта 1932 года пара поженилась в Нилофтете в Скансене в Стокгольме.
В 1933 году Эдфельт временно переехал в небольшой город Мариефред, где он завершил свой сборник Högmässa (Высокая месса) под наблюдением старшего поэта Бертил Мальмберг, поселившийся в сельской идиллии после лет в Мюнхене.
В 1923 году Эдфельт дебютировал с сборник стихов Gryningsröster (голоса рассвета) 1923 г., когда ему было всего 19 лет. Затем последовали сборники Unga Dagar (Young Days) 1925 и Ansikten (Faces) 1929. Кроме классики, на него повлияли Франц Верфель, Бертольд Брехт, Эрих Кестнер, Вильгельм Экелунд, оч Биргер Сьёберг.
Зрелую поэзию Эдфельта можно охарактеризовать как традиционалистскую в форме, но модернистскую в изображения. Он совершил свой главный прорыв в 1934 году, выпустив Högmassa («Высокая масса»), о которой писали многие шведские ежедневные газеты. К тому времени Эдфельт находился под влиянием шведских поэтов, таких как Бертил Мальмберг, Биргер Сьёберг, Бо Бергман и Эрик Аксель Карлфельдт, но также всемирно известными знаменитостями, такими как Шарль Бодлер, Бертольт Брехт и Т. С. Элиот.
Другая характерная черта поэзии Эдфельта 1930-х годов - это многочисленные отсылки к литературе, начиная от Библии и древних трагических драматургов до психоанализа и модернизма. Иногда Эдфельт даже повторно использует часть метрической структуры старых шведских поэтов, чтобы создать определенное настроение.
Aftonunderhållning (Evening Entertainment) 1932, I Denna Natt (This Very Night) 1936, Vintern Är Lång («Зима длинная») 1939 и Sång för Reskamrater (Песня для попутчиков) 1941 - все относятся к тому же творческому периоду, что и Хёгмэсса. Эти книги отличает контраст между темными человеческими страданиями и искупительным пламенем любви.
В сборниках Elden och Klyftan (Огонь и расселина) 1943 г. и Bråddjupt Eko (Осадки) Echo) 1947, поэзия Эдфельта становится более интроспективной. Начиная с Hemliga slagfält (Тайные поля битвы) 1952 года, в его сборниках присутствует элемент прозаической поэзии.
Культурные учреждения | ||
---|---|---|
Предшественник. Эрик Линдегрен | Шведская академия,. Место № 17. 1969-1997 | Преемник. Гораций Энгдал |