Иоганн Штаден | |
---|---|
единственный известный портрет Иоганна Штадена | |
Родился | 2 Июль 1581 (крещен). Нюрнберг |
Умер | 15 ноября 1634 (похоронен). Нюрнберг |
Иоганн Штаден (крестился 2 июля 1581-15 Ноябрь 1634 г.) был немцем барокко органистом и композитором. Он наиболее известен как основатель так называемой Нюрнбергской школы.
Он был сыном Ганса Штадена и Элизабет Лёбель. Точная дата его рождения неизвестна; Считается, что он родился в Нюрнберге в 1581 году (дата на единственном сохранившемся портрете), и записи показывают, что некий Йоханнес Старн крестился в июле 1581 года. В 18 лет Штаден был уже довольно знаменит и служил органист одной из городских церквей; к 1604 г. он работал придворным органистом в Байройте ; в том же году он женился. В 1605 году двор переехал в Кульмбах, где Штаден оставался до 1610 года, издав два сборника светских песен: Neue teutsche Lieder (1606) и Neue teutsche geistliche Gesäng (1609). Возможно, он снова посетил Байройт в 1610 году и вернулся в Нюрнберг в 1611 году, когда его дочь крестилась там.
В июне 1612 года он снова покинул Нюрнберг, чтобы стать преемником Ганса Лео Хасслера в качестве придворного органиста в Дрездене. Он оставался там примерно до 1614/15, став органистом в Нюрнбергской церкви Шпиталькирхе 20 июня 1616 года. Позже в том же году он переехал в Лоренцкирхе, сменив Каспара Хасслера. Наконец, в 1618 году он занял самую престижную музыкальную должность в Нюрнберге: органист в (Sebalduskirche). Он занимал этот пост до своей смерти в 1634 году.
Большая часть работ Стадена сохранилась в печатных собраниях. Его первыми опубликованными произведениями были светские песни Neue teutsche Lieder (1606), другие Neue teutsche Lieder (1609) и Venus Kräntzlein (1610); Песни содержат упрощенные ритмы, гармонично просты и практически не содержат имитационного контрапункта. То же можно сказать и о его духовных песнях, из которых он издал несколько сборников. Другая духовная музыка представляет значительно больший интерес: Harmoniae sacrae (1616) содержит некоторые из самых ранних немецких духовных концертов, вводя понятия обязательного бассо континуо, независимого инструментального сопровождения и сольного концерта в традициях Нюрнберга; эти особенности также можно увидеть в других сборниках духовной хоровой музыки. Однако основным стилем оставался стиль мотета. Инструментальная музыка Стадена состоит из около 200 произведений, включая не только различные танцевальные формы, но и некоторые из первых немецких инструментальных сонат. Эти пьесы могли быть написаны для группы исполнителей под названием Nuremberg Musikkränzlein.
Штаден был очень известен как учитель; он сыграл важную роль в создании Нюрнбергской традиции, и его самый важный ученик, Иоганн Эразм Киндерманн, передал эту традицию через Георга Каспара Веккера и Генриха Швеммера в братьям Кригерам и, в конечном итоге, Иоганну Пахельбелю, которые учились и у Веккера, и у Швеммера. Среди других учеников Штадена были трое его сыновей (Иоганн, Адам и Зигмунд Теофил Штаден ), а также другие меньшие нюрнбергские композиторы. Помимо создания так называемой нюрнбергской школы посредством обучения молодых музыкантов, деятельность Штадена в Нюрнберге в течение 1620–30-х годов включала оценку новой музыки, посвященной городу (в том числе Концерт Geistliche Сэмюэля Шейдта 1634 года).