Игорь Мандич | |
---|---|
Игорь Мандич на книжной ярмарке Interliber 2008 в Загребе | |
Родился | (1939-11-20) 20 ноября 1939 г. (возраст 80). Шибеник, Югославия. (сейчас Хорватия ) |
Род занятий | Журналист, писатель-фрилансер |
Язык | Хорватский |
Образование | MA in Сравнительная литература |
Alma mater | Университет Загреба |
Период | 1959– настоящее время |
Предмет | Литература, музыка, СМИ, феминизм, гастрономия, сексуальность и эротика |
Игорь Мандич (родился в Шибеник, 20 ноября 1939 г.) - хорватский писатель, литературный критик, обозреватель и публицист.
По словам историка литературы Слободана Просперова Новака, Мандич - самый важный и самый разносторонний хорватский газетный писатель второй половины 20 века. Его полемические тексты ознаменовали югославскую публицистическую эпоху 1960-1970-х годов. Известный своим свежим, острым стилем письма и противоположными взглядами, он был назван «мастером ссор».
Игорь Мандич родился в Шибенике в 1939 году. Его отец, которого Мандич описал как «человек, добившийся самого себя », владел книжным магазином, сыгравшим важную роль в интеллектуальной жизни Шибеникский район. Во время итальянской оккупации Далмации в Второй мировой войне отец Мандича вел дела с итальянцами, все время тайно помогая партизанскому сопротивлению, снабжая их пишущие машинки, драгоценный товар в военное время. Тем не менее, коммунистические власти национализировали его магазин в 1948 году, оставив семью без единственного источника дохода.
Мандич окончил начальную школу в Сплите, где его семья переехали после того, как потеряли книжный магазин. После окончания классической гимназии в Сплите в 1958 году Мандич изучал сравнительную литературу на факультете гуманитарных и социальных наук Загребского университета, который окончил в 1963 году. В университетские годы Мандич начал писать литературные и музыкальные обзоры, публиковать их в студенческих газетах, литературных журналах и культурных еженедельниках.
В 1965 году, после прохождения обязательной военной службы, Мандич постоянно поселился в Загребе, работала литературным критиком в хорватской газете Vjesnik. Год спустя Мандич устроился на полную ставку в Vjesnik литературным и музыкальным критиком, а также обозревателем в Vjesnik u srijedu, популярном еженедельном журнале, издаваемом той же компанией.
Статьи и колонки Мандича быстро привлекли внимание. Особенно противоречивой была его музыкальная критика; Среди прочего, его заявление о том, что работы Чайковского "принадлежат [ред] музею", вызвало множество гневных выражений как отдельных лиц, так и организаций. Перед редакцией стояла дилемма: они хотели сохранить Мандича, но при этом сохранить хорошие отношения с музыкальным истеблишментом. Чтобы решить эту проблему, директор Вьесника Божидар Новак спросил Мирослава Крлежу, ведущего хорватского и югославского писателя и интеллектуала того времени, что он думает о произведениях Игоря Мандича. Крлежа ответил, что, хотя он не согласен со всем, что написал Мандич, обществу нужно больше критиков, таких как он. Это оказалось решающим в спасении работы Мандича в Вьеснике. Сам Мандич не осознавал всей степени противостояния своим взглядам и узнал о вмешательстве Крлежи только много лет спустя. Подобный спор вспыхнул в 1974 году, когда Мандич описал произведения Чайковского как «самый китчевый опус в истории музыки».
В 1977 году Мандич опубликовал сборник своих литературных обзоров, содержащий в октябре 1971 г. рецензию на книгу хорватского писателя Петара Шегедина, который впоследствии подвергся чистке за «крайний национализм», в октябре 1971 года. После публикации Мандича в речи в июле 1977 года раскритиковал Душан Драгосавац, секретарь исполнительного комитета Союза коммунистов Хорватии, который обнаружил, что этот обзор недостаточно дистанцирует от тезисов Шегедина и обвинил Мандича в «националистическом уклоне». Мандич счел эту критику несправедливой и ответил беспрецедентным открытым письмом Драгосаваку, опубликованным в журнале «Око», в котором он поддержал свой текст, утверждая, что «нельзя фальсифицировать историю литературы, опуская части, которые в никак не были идеологически осуждены ». Драгосавац ответил собственным открытым письмом, утверждая, что обзор Мандича неприемлем из-за его «идеологических и политических аспектов», но заверил его, что его статус автора не должен подвергаться опасности.
Нападение на Мандича. был продолжен Komunist, официальным изданием Союза коммунистов Югославии, который в статье под названием «Злоупотребление нашей демократией» обвинял Мандича в «национализме в действии», а также критиковал Око и Вьесник за публикацию двух открытых писем без комментариев, то есть без указания, кто был прав, а кто виноват. Мандич ответил письмом, в котором он отверг ярлык «националистический», сославшись на несколько статей из своей Хорватской весны -эра, в которых он критиковал националистические эксцессы. Наконец, Мандич подвергся нападкам в статье, опубликованной в самом Vjesnik, в которой также содержится предостережение против «буржуазной идеологии и традиционно антикоммунистической и сепаратистской базы Хорватский национализм ".
«Проблема Приапа» («Проблема Приапа», 1999), озаглавленная «Вульгарные эссе или эссе о пошлости», представляет собой сборник эссе Мандича, первоначально опубликованных в «Эротике» в период с 1985 по 1992 год.Мандичу запретили публиковаться в хорватских газетах и журналах более десяти лет. Он сохранил свою работу, но был переведен в Erotika, журнал softcore Вьесника, и, пока он еще мог издавать свои книги, они прошли без единого отзыва в СМИ. В этот период он сотрудничал с некоторыми белградскими журналами, такими как НИН и Дуга.
С 1993 по 1995 год Мандич писал культурные комментарии для Слободна Далмация, а с 1997 года он работает фрилансером. писатель, публикующийся в различных периодических изданиях, таких как Novi Plamen.
Мандич был главным редактором Vjesnik с февраля по октябрь 2000 года. Ему удалось внедрить качественный контент и демократизировать контролируемую правительством газету после десятилетие правления Хорватского демократического союза, но был отклонен Наблюдательным советом за неспособность увеличить тираж и сделать газету прибыльной.
Мандич был опрошен в Борис Малагурский ' s документальный фильм Вес цепей 2 (2014). Мандич в настоящее время ведет популярную еженедельную колонку для Nedjeljni Jutarnji, "orava Kutija".
В 1999 г. получил награду Матица хрватска А. Г. Матош за книгу «Кнжижевно (ул) ратиште. В 2005 году он получил награду «За заслуги перед жизнью» Ассоциации хорватских журналистов. В 2006 году на книжной ярмарке Sa (n) jam knjigu u Puli он получил премию Kiklop Award за свою книгу Sebi pod kožu. В 2008 году он получил награду Йошко Кулушича за заслуги перед газетой Слободна Далмация.
Мандич - очень плодовитый писатель. Издает литературные критики, социально-культурологические фельетоны и очерки. Он пожизненно сотрудничал с различными радио- и телевизионными станциями.
Он опубликовал следующие книги: