Игнацио Гарделла (30 марта 1905 г., Милан, Ломбардия - 16 марта 1999 г.) был итальянским архитектором и дизайнером.
Родился в семье архитекторов, первым из которых был его тезка, он окончил инженерный факультет Миланского политехнического университета в 1928 году (в то время как он получил степень в области архитектуры в IUAV в 1949 году).
Игнацио Гарделла в пятидесятыеВ студенческие годы он познакомился с другими молодыми героями миланской сцены, вместе с которыми он участвовал в создании итальянского современного движения.
Его многолетняя профессиональная деятельность, начавшаяся еще до его окончания в конце 20-х годов с отцом, дала огромное количество проектов и реализаций.
В те же годы он был лидером важных культурных мероприятий, таких как ЦИАМ (в 1952 году он вместе с другими основал летнюю сессию в Венеции; в 1959 г. он участвовал в CIAM X в Otterlo в Нидерландах) или первых конференциях (начиная с 1949 г.).
Фигура Гарделла оставалась на вершине итальянской архитектуры на протяжении всех 1960-х и 1970-х годов с интенсивной профессиональной деятельностью, значение которой Доказано его присутствием в международных публикациях. На последнем этапе своей жизни Гарделла, ныне находящийся среди выдающихся деятелей итальянской архитектуры, по-прежнему работал над значительными проектами, такими как (1975–1989), которые снова вывели его на передний край архитектурных дебатов.
Деятельность Гарделлы сыграла определяющую роль и в области дизайна, начиная с 1947 года, когда он основал агентство Azucena с Luigi Caccia Dominioni, первая компания, открывшая итальянское дизайнерское производство высокого качества. Гарделла проектировал в первую очередь декоративные предметы мебели.
Если кто-то будет искать стиль Игнацио Гарделлы, он, вероятно, будет дезориентирован. Его проекты с годами менялись в соответствии с меняющимися архитектурными тенденциями, часто предвосхищая их, но всегда содержали элементы, расходящиеся с течением, с которым они могли быть связаны. Гарделла - один из итальянских рационалистов, но использование им местных строительных технологий, таких как знаменитая кирпичная ширма Диспенсарио в Алессандрии, в некотором смысле делает его еретиком.
В 1950-х он приблизился к направлениям регионализма, но его здания также сохраняли абстракцию, отделяющую их от самых известных произведений или неореализма.
В 1960-х и 1970-х годах он, казалось, придерживался строго профессиональная форма практики, такая как Современное движение или Международный стиль. Его Uffici Alfa Romeo (1969) выступал против использования промышленных материалов и разработки сложной программы. Но Гарделла строго контролировал форму, навязывая симметричную композицию.
В 1980-х он, казалось, придерживался постмодерна, но на самом деле он не разделял его принципов. Так, он сам сказал: «Всегда трудно сказать, кто отцы, а кто сыновья. Но я в шутку сказал, что если бы мы действительно были отцами всех выставленных работ (на Венецианской биеннале 1980 года), мы бы имели признать (...), что ложился спать с женщинами всех типов и рас ". (С. Guidarini, 2002).
На самом деле некоторые аспекты его работы остаются неизменными на протяжении всей его долгой карьеры и составляют непрерывность. Эти аспекты можно объединить в двух дополнительных пунктах:
- архитектура Гарделлы всегда сохраняет самообладание, которое можно было бы назвать «классическим». Об этом можно судить по исключительной изысканности его деталей, которые сравнимы с деталями его современника и друга Франко Альбини, будь то контроль всего проекта здания или дизайн архитектурных пространств. В его архитектуре есть озабоченность и акцент на непосредственном, на стиле момента и исследование своего рода вневременности.
- Этот аспект дополняет его способность изменять регистры, приспосабливаться к genius loci (дух места), как это удалось немногим другим архитекторам. Если сравнить почти современное в Алессандрии с венецианским, можно понять, что между ними есть большая разница. Изменились материалы, декоративные элементы и концепция объема. Очевидно, это связано с его желанием воспринимать влияние искусственной среды или контекста.
Среди его первых построек можно отметить здание (1934–38), которое является одним из шедевров рационалистической архитектуры.
«Casa Alle Zattere» в Венеции (1953)Перед войной он также участвовал в нескольких важных архитектурных конкурсах, таких как:
.
В ранний послевоенный период Гарделла снова приступил к своей деятельности с полной отдачей, создав много важных работ и несколько шедевров, таких как:
Публикации Гарделлы, хотя они включают Многие статьи и проекты, опубликованные во всех крупных международных обзорах, представляют не только теоретический интерес. Список его публикаций доступен по адресу:
Гарделла также имел опыт важную роль в образовании, благодаря его приглашению в 1949 году Джузеппе Самона стать частью персонала IUAV. Его академическая карьера привела его к должности профессора Ordinario в 1962 году, которую он занимал до 1975 года.
Он выиграл множество призов, среди которых: Premio Nazionale of Olivetti по архитектуре (1955), Medaglia d'oro del Presidente della Repubblica ai benemeriti della Scuola, della Cultura e dell'Arte 1977 года (Золотая медаль, Leone d'Oro alla carriera dalla Biennale di Venezia (1996), почетное членство в RIBA (Королевский институт британских архитекторов), член Accademia di San Luca и социально-онорарио Accademia di Belle Arti di Брера.