Игнац Генрих фон Вессенберг

редактировать
Игнац Генрих фон Вессенберг, портрет Мари Элленридер, 1819

Игнац Генрих Карл фон Вессенберг (4 ноября 1774 г. - 9 августа 1860 г.) был немецким писателем и ученым, либеральным католическим церковником, а также генеральным викарием и администратором Констанцской епархии. Пропитанный с ранней юности жозефинистскими и февронианскими принципами, он выступал за Немецкую национальную церковь, несколько слабо связанную с Римом, поддерживаемую государством и защищаемую им от папского вмешательства. Он поощрял использование разговорного языка в литургических текстах, сборнике гимнов и регулярных воскресных проповедях.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Генеральный викарий
  • 3 Наследие
  • 4 Работы
  • 5 Ссылки
Жизнь

Родился в Дрездене, Игнац Генрих Вессенберг был сыном аристократической семьи Брайсгау, и ему было суждено сделать карьеру в церкви. Его отец, Иоганн Филипп Карл фон Вессенберг, был наставником принцев выборного Дома Веттина. В 1776 году его семья вернулась в Фрайбург в Дальней Австрии. Его старший брат Иоганн фон Вессенберг позже поступил на дипломатическую службу Габсбургской монархии.

Игнац фон Вессенберг изучал богословие в иезуитской школе Аугсбург и университеты Диллинген, Вюрцбург и Вена. Богословское влияние на него оказал Иоганн Майкл Зайлер. В возрасте восемнадцати лет он уже был каноником в Констанции, Аугсбурге и Базеле. В 1798 году от имени принца-епископа Далберг отправил Вессенберга с дипломатической миссией в новообразованную Гельветскую республику. Папа Пий VII признал работу Вессенберга на конституционном обсуждении Устава осенью 1801 года в Берне в успешном обеспечении церковных прав в швейцарской части Констанцской епархии.

В 1802 году, будучи еще иподиаконом, он был назначен генеральным викарием Констанцской епархии принцем-епископом Карлом Теодором фон Дальбергом. Только в 1812 году он был рукоположен в священники в Фульде в возрасте 38 лет.

Перед тем, как стать генеральным викарием, он продемонстрировал свои либеральные взгляды на религию и католическую церковь в труде под названием Der Geist des Zeitalters (Цюрих, 1801 г.). В 1802 году он основал ежемесячный обзор Geistliche Monatsschrift, который редактировал и использовал как средство распространения своих идей религиозного просвещения. Протесты против этого обзора были таковы, что Дальберг приказал приостановить его 25 мая 1804 года. Он был заменен Konstanzer Pastoralarchiv, который был менее оскорбительным и продолжал выпускаться ежегодно в двух томах до 1827 года. Для реализации его любимых планов Национальная немецкая церковь при примасе Дальберге, Вессенберг приложил тщетные усилия на соборе, который Наполеон созвал в Париже в 1811 году и на Венском конгрессе в 1815 году.

Генеральный викарий
Бюст Игнаца Генриха фон Вессенберга. Автор Ганс Баур.

Прогрессивный церковник, он приступил к отмене всего, что он считал излишним или суеверным в отношении религиозных обычаев. Он отменил различные церковные праздники в кантонах Аргау и Св. Галлен в 1806 г. и сотрудничал с наполеоновским правительством Швейцарии в Люцерне в подавлении монастырей. Он получил поддержку духовенства, но в швейцарской части Констанцской епархии нововведения Вессенберга вызвали большое неудовольствие.

Его приказы в случае смешанных браков (1808 г.) разрешить детям мужского пола воспитываться в религии отца, а женщине - в религии матери; и особенно его многочисленные супружеские и другие устроения, которые выходили за рамки его компетенции, побудили Фабрицио Скиберраса Тестаферрата, папского нунция в Люцерне, призвать его к ответу, но Вессенберг настаивал на том, что не было сделано ничего, выходящего за рамки юрисдикции епископа Констанции, одновременно давая Тестаферрате понять, что он не признает апостольскую нунциатуру.

Вессенберг присутствовал на Венском конгрессе (1814/15 г.) в качестве уполномоченного представителя принца примаса Далберга, чтобы добиваться реорганизация немецкой церкви под руководством предстоятеля и заключение конкордата со Святым Престолом, охватывающего все земли Германии. Его усилия потерпели неудачу из-за особых интересов как государей, так и римской курии. Суверены искали государственных епископов, каждый из которых подчинялся своим правителям, в то время как курия не была склонна видеть единую немецкую церковь с примитивным руководством, как это было раньше в имперской церковной структуре.

Во время своего правления он был особенно примечателен своей глубокой заботой о лучшем обучении и более строгой дисциплине духовенства, а также его настойчивостью в проведении регулярных воскресных проповедей в приходских церквях и еженедельных религиозных инструкций в государственных школах. Он учредил регулярно планируемые пастырские конференции для непрерывного образования духовенства. Он издал ряд молитвенников и сборников гимнов для использования в своей епархии. Хотя он не отвергал традиционные формы народного благочестия в стиле барокко, поскольку его внимание было сосредоточено на укреплении приходов, он особенно поощрял паломничество, фестивали, братства или людей, посещающих монастырские церкви вместо людей.

По многочисленным просьбам католиков Швейцарии, Папа Пий VII положил конец реформистским планам Вессенберга в этой части епархии, отделив швейцарские кантоны от Констанцской епархии. Справка от 21 октября 1814 г. 2 ноября того же года Папа приказал епископу Далбергу без промедления сместить Вессенберга с должности генерального викария. Дальберг держал приказ Папы в секрете, хотя в начале 1815 года он временно заменил Вессенберга на посту генерального викария каноником фон Роллом по личным причинам. Летом 1815 г. он обратился к правительству Бадена с просьбой подтвердить назначение Вессенберга его епископом-соадъютером с правом наследования. Правительство согласилось с желанием Дальберга, но Рим отказался признать его коадъюторство.

В том же году Вессенберг анонимно опубликовал печально известный антипапский трактат под названием Die deutsche Kirche, Ein Vorschlag zu ihrer neuen Begründung und Einrichtung. Это призыв к его плану создания Немецкой национальной церкви и предлагает подробные планы ее организации. 17 февраля 1817 года, через семь дней после смерти Дальберга, капитул Констанции избрал Вессенберга капитуляром и епархиальным администратором, но его избрание было признано недействительным Пием VII в записке от 15 марта 1817 года.

Игнац Генрих фон Вессенберг на смертном одре, нарисованный Гебхардом Гаггом, 1860 г.

В июле Вессенберг отправился в Рим, надеясь привлечь на свою сторону папу и вернуться в качестве предстоятеля своей предполагаемой Немецкой церкви или, по крайней мере, как Епископ Констанции. Его любезно принял кардинал Эрколе Консалви, государственный секретарь, но ему сказали, что, прежде чем папа вступит с ним в какие-либо переговоры, ему придется уйти с поста администратора и, как Франсуа Фенелон, сделайте заявление о том, что он не одобряет все, что не одобряет папа. Отказавшись подчиняться этим условиям, он покинул Рим и с одобрения правительства Бадена продолжал действовать в качестве администратора Констанции до 1827 года, открыто не повиноваясь папе. Пий VII запретил Констанцскую епархию в своем Быке Provida sollersque от 16 августа 1821 года, включив ее в состав недавно построенной Фрайбургской епархии (чей первый архиепископ, Бернхард Болль, был назначен в 1827 г.) и недавно созданной Роттенбургской епархии.

. После выхода на пенсию в 1827 году он вел частную жизнь как гражданин Констанца, где он дал выход своим анти- папских настроений и распространял свои рационалистические взгляды на религию и церковь с помощью различных трактатов и частых публикаций в антирелигиозном обзоре Die freimüthigen Blätter (Констанс, 1830–1844).

Вессенберг умер в Констанце в возрасте 85 лет, был похоронен в левом проходе Констанц Минстер.

Наследие

«Святилище для морально забытых девушек», которое он основан в 1855 году, позже стал «социальным центром Вессенберга».

Его коллекция картин легла в основу Городской галереи Вессенберга в музее Росгартен в Констанце; его обширная частная библиотека сегодня хранится в Университете Констанца.

В 1979 году в его честь была названа школа Wessenberg-Schule в Констанце в знак признания его содействия образованию.

Работы

Его главные литературные произведения:

  • Die grossen Kirchenversammlungen des 15. und 16. Jahrhunderts in Beziehung auf Kirchenverbesserung (4 тома, Констанция, 1840, 2-е изд., 1845), крайне антипапские (ср. Hefele, in Tübinger Quartalschrift, 1841, 616 кв.)
  • Die Stellung des römischen Stuhles gegenuber dem Geiste des 19. Jahrhunderts (Цюрих, 1833)
  • Die Bisthumssynode und die Erfordernisse und Bedingungen einer heilsamen Herstellung derselben (Фрайбург, 1849 г.). T

Последние две работы помещены в Указатель.

Он также является автором сборника стихов (7 томов, Штутгарт, 1843–54), ряд из которых положил на музыку Бетховен.

Ссылки

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). "Игнац Генрих фон Вессенберг". Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Игнацом Генрихом фон Вессенбергом.
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:57:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте