Франсуа Фенелон

редактировать
Его светлость. Франсуа Фенелон, PSS
архиепископ Камбре
François de Salignac de la Mothe-Fénelon.PNG Портрет Джозефа Вивьен
ЦерковьРимско-католическая
АрхиепископияКамбре
См.Кафедральный собор Старого Камбре
Установлен30 мая 1695 г.
Срок истек7 января 1715 года
ПредшественникЖак-Теодор де Бриас
ПреемникЖан д'Эстре
Личные данные
Дата рождения(1651-08 -06) 6 августа 1651 г.. Сент-Мондан, Франция
Умер7 января 1715 (1715-01-07) (63 года). Камбре, Франция
Род занятийБогослов, писатель, наставник
Alma mater Collège du Plessis

Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон ( Французский: ), более известный как Франсуа Фенелон (6 августа 1651 г. - 7 января 1715 г.), был французом Римско-католический архиепископ, теолог, поэт и писатель. Сегодня его помнят в основном как автора книги Приключения Телемаха, впервые опубликованной в 1699 году.

Содержание
  • 1 Детство и образование, 1651–75
  • 2 Ранние годы в качестве священника, 1675–85
  • 3 Миссионер гугенотов, 1686–87
  • 4 важных друга, 1687–89
  • 5 Королевский наставник, 1689–97
  • 6 Квиетистские споры, 1697–99
  • 7 Позднее лет
  • 8 Фенелон как реформатор и защитник прав человека
  • 9 Цитаты
  • 10 Работы
  • 11 См. также
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки
Детство и образование, 1651–75

Фенелон родился 6 августа 1651 года в Шато-де-Фенелон, в Сент-Мондане, Перигор, Аквитания, в долине реки Дордонь, второй из трех детей Понса де Салиньяка, графа де ла Мот-Фенелона от его жены Луизы де ла Кропт. Пониженные ко времени Франсуа статусом «безденежной старой знати», La Mothe-Fénelons произвела лидеров как в церкви, так и в государстве. Его дядя Франсуа в настоящее время служил епископом соседнего Сарла, престола, в котором пятнадцать поколений семьи Фенелон занимали епископское кресло. «Фактически, такое положение занимало так много членов семьи, что его начали рассматривать практически как семейное владение, на которое Салиньяк-Фенелон имел право как сеньоры местности»

Раннее образование Фенелона было предоставленный в Château de Fénelon частными репетиторами, которые дали ему основательные знания в области языка и литературы греческих и латинских классиков. В 1663 году, в возрасте 12 лет, он был отправлен в Каорский университет, где изучал риторику и философию под влиянием Jesuit ratio studiorum. Когда молодой человек проявил интерес к карьере в церкви, его дядя, маркиз Антуан де Фенелон (друг Жан-Жака Олье и Винсента де Поля ) устроил ему учиться в Collège du Plessis в Париже, студенты богословия учились по той же программе, что и студенты богословия в Сорбонне. Там он подружился с Антуаном де Ноалем, который позже стал кардиналом и архиепископом Парижа. Фенелон продемонстрировал столько талантов в Коллеж дю Плесси, что в 15 лет его попросили прочитать публичную проповедь.

Около 1672 года (то есть примерно в то время, когда ему был 21 год), дяде Фенелона удалось записать его в Сульпиций семинарию в Париже..

Ранние годы священника, 1675–85

Примерно в 1675 году (когда ему было бы 24) Фенелон был рукоположен в священник. Сначала он мечтал стать миссионером на Востоке, но вместо этого по наущению друзей он проповедовал в приходах Сульпициана и выполнял рутинную пастырскую работу, поскольку его репутация красноречия начала расти.

В начале 1679 года Франсуа Харлай де Шампваллон, архиепископ Парижа, избрал Фенелона директором Nouvelles-Catholiques, сообщества в Париже для молодых девушек-гугенотов, которые были разлучены со своими семьями. и собирались присоединиться к Римской церкви. В 1681 году он опубликовал педагогический труд Traité de l'éducation des filles (Трактат о воспитании девочек), который привлек к нему большое внимание не только во Франции, но и за рубежом.

С 1681 по 1695 год Фенелон был настоятелем укрепленного монастыря в Кареннаке.

Миссионер гугенотов, 1686–87

В этот период Фенелон стал дружил со своим будущим соперником Жак-Бенинь Босуэ. Когда Людовик XIV отменил Нантский эдикт в 1685 году, Церковь начала кампанию по отправке величайших ораторов страны в регионы Франции с наибольшей концентрацией гугенотов. чтобы убедить их в заблуждениях протестантизма. По предложению Босуэ Фенелон был включен в эту группу вместе с такими великими ораторами, как Луи Бурдалу и Эспри Флешье.

. Следующие три года он провел в районе Сентонж. Франция проповедует протестантам. Он убедил короля вывести войска из региона и попытался избежать прямых проявлений религиозного притеснения. Но, в конце концов, он был готов прибегнуть к силе, чтобы заставить протестантов прислушаться к его посланию. Он считал, что «быть обязанным делать добро всегда является преимуществом, и что еретики и раскольники, когда они вынуждены уделять внимание истине, в конечном итоге отказываются от своих ошибочных убеждений, в то время как они никогда бы не исследовали эти вопросы, если бы не авторитет. сдерживал их. "

Важные друзья, 1687–89

В этот период Фенелон помогал Босуэ во время его лекций по Библии в Версале. Вероятно, именно по настоянию Босуэ он написал свою «Réfutation du système de Malebranche sur la nature et sur la grâce», работу, в которой он критиковал Николя Мальбранша на взгляд оптимизма, творение и воплощение. Эта работа не была опубликована до 1820 года, спустя много времени после смерти Фенелона

Фенелон также подружился с герцогом де Бовилье и герцогом де Шеврезом, которые были женаты на дочери министра финансов Людовика XIV Жан-Батиста Кольбера. Он написал трактат о существовании Бога.

В 1688 году Фенелон впервые встретился со своей кузиной Жанной Мари Бувье де ла Мотт Гийон, обычно известной просто как мадам Гийон. В то время она была хорошо принята в кругу общения Бовилье и Шевре. Фенелон был глубоко впечатлен ее набожностью и активно наставлял ее. Позже он стал приверженцем и защищал ее бренд квиетизма.

Королевский наставник, 1689–97
Фенелон и герцог Бургундский Невиль

В 1689 году Людовик XIV назвал друга Фенелона герцогом де Бовилье. как губернатор королевских внуков. По рекомендации Бовилье Фенелон был назначен наставником старшего сына дофина, 7-летнего герцога Бургундского, который был вторым в очереди на престол. Это принесло ему большое влияние при дворе.

В качестве наставника Фенелон отвечал за формирование характера будущего короля Франции. Специально для своего молодого подопечного он написал несколько важных работ. К ним относятся его «Басни» и «Диалоги смерти».

Но, безусловно, самой продолжительной из его работ, написанных Фенелоном для герцога, были его Les Aventures de Télémaque [Приключения Телемаха, сына Улисса], написанные в 1693–1694 годах. На первый взгляд «Приключения Телемаха» были романом о сыне Улисса Телемахе. С другой стороны, это стало резкой атакой на божественное право абсолютную монархию, которая была доминирующей идеологией Франции Людовика XIV. В отличие от Босуэ, который, будучи наставником дофина, написал Politique tirée de l'Écriture sainte, который подтвердил божественные основы абсолютной монархии, а также увещевал будущего короля проявлять сдержанность и мудрость. Обладая абсолютной властью, Фенелон зашел так далеко, что написал: «Хорошие короли редки, а монархи - в целом плохие».

Французский историк литературы Жан-Клод Бонне называет Телемак «истинным ключом к музею восемнадцатого века». воображение." Одно из самых популярных произведений века, оно сразу же стало бестселлером как во Франции, так и за рубежом, выдержав множество изданий и переведено на все европейские языки и даже на латинские стихи (сначала в Берлине в 1743 году, затем в Париже Этьеном Вилем [ 1737-87]). Это вдохновило множество подражаний, таких как роман аббата Жана Террассона Жизнь Сетоса (1731), который, в свою очередь, вдохновил Моцарта Волшебная флейта. Кроме того, он более непосредственно служил сюжетом для оперы Моцарта «Идоменей» (1781). На обоях появились сцены из Télémaque. Американский президент Эндрю Джексон оклеил вестибюль своей рабской плантации Эрмитаж в Теннесси сценами из Телемаха на острове Калипсо.

Большинство полагало, что наставничество Фенелона привело к резкому улучшению поведения молодого герцога.. Даже мемуарист Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон, который вообще не любил Фенелона, признал, что, когда Фенелон стал наставником, герцог был избалованным и жестоким ребенком; когда Фенелон оставил его, герцог усвоил уроки самоконтроля, а также был глубоко впечатлен пониманием своих будущих обязанностей. Поэтому Телемаха широко считают наиболее полным представителем реформизма в кругу Бовилье-Шевреза, который надеялся, что после смерти Людовика XIV его автократический вид может быть заменен монархией, менее централизованной и менее абсолютной, и с большей роль для таких аристократов, как Бовилье и Шеврез.

В 1693 году Фенелон был избран на 34 место в Французской академии.

. В 1694 году король назвал Фенелона аббатом Сен-Валери, прибыльный пост стоимостью 14000 ливров в год.

Начало - середина 1690-х годов имеет большое значение, поскольку именно в этот период началась мадам де Ментенон (почти морганатическая жена Людовика XIV примерно с 1684 года). регулярно консультироваться с Фенелон по вопросам совести. Кроме того, поскольку Фенелон имела репутацию эксперта по обучению девочек, она обратилась к нему за советом по поводу дома Сен-Сир, который она основывала для девочек.

В феврале 1696 года король назначил Фенелона архиепископом Камбре, в то же время попросив его остаться в должности наставника герцога Бургундского. Фенелон согласился, и в августе его освятил его старый друг Босуэ.

Споры квиетистов, 1697–99

Как уже отмечалось, Фенелон познакомился с мадам Гийон в 1688 году и стал поклонником ее работ.

В 1697 году, после посещения г-жой Гийон школы г-жи де Ментенон в Сен-Сире, Поль Годе де Марэ, епископ Шартрский (Сен-Сир был находящийся в пределах его епархии ) выразил обеспокоенность по поводу ортодоксальности г-жи де Ментенон. Епископ отметил, что мнения г-жи Гийон поразительно похожи на Мигеля де Молиноса 'квиетизма, который Папа Иннокентий XI осудил в 1687 году. Г-жа де Ментенон ответила, попросив церковная комиссия для проверки ортодоксальности мадам Гийон: комиссия состояла из двух старых друзей Фенелона, Босуэ и де Ноай, а также главы Сульпицианского ордена, членом которого был Фенелон. Комиссия заседала в Исси и после шести месяцев обсуждений изложила свое мнение в «Статей д'Исси», 34 статьях, в которых кратко осуждались некоторые мнения г-жи Гийон, а также излагалось краткое изложение Католический взгляд на молитву. И Фенелон, и епископ Шартрский подписали статьи, как и все три члена комиссии. Мадам Гийон немедленно подчинилась решению.

В Исси комиссия попросила Босуэ дополнить статьи экспозицией. Таким образом, Босуэ приступил к написанию Instructions sur les états d'oraison, которые он представил членам комиссии, а также епископу Шартра и Фенелона с просьбой подписать их перед публикацией. Фенелон отказалась подписать, утверждая, что мадам Гийон уже признала свои ошибки и нет смысла осуждать ее дальше. Более того, Фенелон не согласился с интерпретацией Статей д'Исси Босуэ, как он писал в Explication des Maximes des Saints (произведение, которое часто считают его шедевром - англ.: Maxims of the Saints). Фенелон интерпретировал «Статьи д'Исси» гораздо более сочувственно квиетистской точке зрения, чем предлагал Босуэ.

Людовик XIV ответил на споры, отчитав Босуэ за то, что тот не предупредил его ранее о мнениях Фенелона, и приказал Босуэ, де Ноай и епископ Шартрский ответить Максиму святых. Шокированный тем, что наставники его внука придерживались таких взглядов, король снял Фенелона с поста королевского наставника и приказал Фенелону оставаться в пределах архиепископа Камбре.

Это развязало двухлетнюю войну памфлетов, поскольку стороны обменялись мнениями. 12 марта 1699 г. инквизиция официально осудила Максимов святых, а Папа Иннокентий XII перечислил 23 конкретных предложения как неортодоксальных.

Фенелон немедленно заявил, что подчиняется власти папы, и отвергает собственное мнение. На этом вопрос квиетизма был отброшен.

Однако в том же году были опубликованы «Приключения Телемаха». Эта книга также взбесила Людовика XIV, поскольку, казалось, ставила под сомнение сами основы его режима. Таким образом, даже после того, как Фенелон отказался от своих квиетистских взглядов, король отказался отозвать свой приказ, запрещающий Фенелону покидать свою архиепископию.

Более поздние годы
Бюст Франсуа Фенелона в Кареннаке, Франция

Будучи архиепископом Камбре, Фенелон провел большую часть своей время в архиепископском дворце, но также проводил несколько месяцев в году , посещая церкви и другие учреждения в пределах своей архиепископии. Он проповедовал в своем соборе в дни праздников и проявлял особый интерес к обучению в семинарии и к проверке кандидатов в священники до их рукоположения.

Во время Войны за испанское наследство испанские войска расположились лагерем в его архиепископии (территория, которую Франция только недавно захватила у Испании), но они никогда не вмешивались в выполнение его архиепископских обязанностей. Однако военные действия привели к появлению беженцев, и Фенелон открыл свой дворец для беженцев, спасающихся от продолжающегося конфликта.

Для Фенелона все войны были гражданскими войнами. Человечество было единым обществом, и все войны в нем величайшее зло, поскольку он утверждал, что чьи-то обязательства перед человечеством в целом всегда больше, чем обязательства перед отдельной страной.

В эти последние годы Фенелон написал серию книг. анти- янсенист работает. Толчком послужила публикация Cas de Conscience, которая возродила старое янсенистское различие между вопросами права и вопросами факта и утверждала, что, хотя церковь имеет право осуждать определенные мнения как еретические, она не имеет права обязать Можно полагать, что эти мнения действительно содержались в Корнелиус Янсен в Августине. Трактаты, проповеди и пастырские письма, которые Фенелон написал в ответ, занимают семь томов в его собрании сочинений. Фенелон особенно осудил «Моральные размышления о новом Завете» Паскье Кенеля. Его труды способствовали возникновению волны научных мнений, которые привели к булле Папы Климента XI 1713 г. Unigenitus, осуждающей мнение Кеснеля.

Хотя в последние годы своей жизни он был ограничен архиепископией Камбре, Фенелон продолжал действовать как духовный наставник для г-жи де Ментенон, а также герцогов де Шеврез и де Бовилье, герцога Бургундского, и других известных лиц.

Последние годы жизни Фенелона были омрачены смертью многих из его близких друзей. Незадолго до своей смерти он попросил Людовика XIV заменить его человеком, выступающим против янсенизма и верным ордену Сульпициан. Он умер 7 января 1715 года.

Фенелон как реформатор и защитник прав человека

Фенелон писал об опасностях власти в правительстве. Историк Поль Азар отмечает, что автор поставил перед своим вымышленным героем Телемахом трудные вопросы, которые он должен был задать Идоменею, королю Саленте:

«те же самые вопросы, в том же печальном тоне, Фенелон задает своему ученику, герцогу Бургундскому, против того дня, когда ему придется захватить королевскую власть: понимаете ли вы конституцию королевской власти? Ознакомились ли вы с моральными обязательствами королей? Искали ли вы средства утешения людей? Порождаемое зло абсолютной властью, некомпетентным управлением, войной, как вы защитите от них своих подданных? И когда в 1711 году тот же герцог Бургундский стал французским дофином, Фенелон представил ему целый ряд реформ в рамках подготовки к его вступление ».

Фенелон вызывает восхищение за его защиту прав человека. Он писал:

Народ - это не в меньшей степени член человеческого рода, который есть общество в целом, чем семья - член определенной нации. Каждый человек несравненно больше должен человечеству, которое является великой родиной, чем той стране, в которой он родился. Как семья для нации, так нация для всеобщего блага; а потому для нации несравненно больше вреда для неправильной нации, чем для семьи для неправильной семьи. Отказаться от человеческих чувств - значит не просто отказаться от цивилизации и вернуться к варварству, это значит разделить слепоту самых жестоких разбойников и дикарей; это значит быть уже не человеком, а каннибалом ».

Цитаты

« Sur-tout ne vous laissez point ensorceler par les привлекает diaboliques de la géométrie ».

« Выше все, не позволяйте себя очаровывать дьявольскими чарами геометрии ».

Œuvres completeètes De François de Salignac De La Mothe Fénélon. TOME V, Briand 1810, LETTRE CXLII (142), p. 106

Работы
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • «François de Salignac de la Mothe Fénelon.» Энциклопедия мировой биографии, 2-е изд. Gale Research, 1998.
  • Сабина Мельхиор-Бонне, Фенело п. Париж; Éditions Perrin, 2008.
  • Питер Горде, Франсуа Фенелон, биография: Апостол чистой любви. Брюстер, Массачусетс; Paraclete Press, 2012.
  • Кристоф Шмитт-Маас, Стефани Штокхорст и Духван Ан (ред.). «Фенелон в эпоху Просвещения: традиции, адаптации и вариации». Амстердам - ​​Нью-Йорк, Родопи, 2014.
Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Франсуа Фенелоном
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Франсуа Фенелоном.
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:34:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте