Генри Стубб или Стубб (1632–1676) был английским врачом, писателем и ученым.
Он родился в Партни, Линкольншир, получил образование в Вестминстерской школе. Получив в детстве покровительство пуританина, Генри Вейна Младшего, он получил стипендию в Крайст-Черч, Оксфорд, которую окончил в 1653 году. во время гражданской войны в Англии, он сражался за Оливера Кромвеля с тех пор до 1655 года.
Он был назначен вторым хранителем Бодлианской библиотеки, но в 1659 году его дружба с Генри Вейном привела к тому, что он был отстранен от этой должности. Его работа «Свет, сияющий из тьмы» не помогла, поскольку была воспринята как нападение на духовенство.
Он стал врачом в Стратфорд-на-Эйвоне, а после Реставрация была утверждена в англиканской церкви. В 1661 г. был назначен на Ямайку. Ямайский климат противоречил ему, и он вернулся в Англию в 1665 году. Он разработал медицинскую практику как в Бате, так и в Уорвике.
. В 1673 году он писал против герцога Йоркского и Мария из Модены в «Парижских газетах». Его арестовали, ему угрожали повешением.
Он утонул в результате несчастного случая в Бристоле и был похоронен в Бате.
Энтони Вуд считал Стуббе самым известным латинским и греческим ученым своего времени, а также великим математиком и историком.
После Реставрации он писал полемические статьи против Королевского общества. Они были истолкованы как свидетельство изменения его политических и религиозных взглядов. Однако недавние исследования предполагают, что главной темой его жизни является преемственность, а его нападки на Королевское общество являются частью его завуалированной атаки на клерикальные и монархические власти, которые Королевское общество, как считается, поддерживает. С его нападением на Королевское общество была связана критика Фрэнсиса Бэкона : Стуббе облагал налогом раннее Королевское общество как «лицо Бэкона». Стуббе также поддерживал Томаса Гоббса в его споре с математиком и членом-основателем Королевского общества Джоном Уоллисом.
. В 1671 году он написал «Отчет о подъеме и прогрессе». магометанства и защиты его и его религии от клеветы христиан. Он не смог опубликовать эту книгу, считая ее первой работой на английском языке, сочувствующей исламскому богословию ; он распространялся в частном порядке. Он попытался продемонстрировать сходство между верованиями ислама и унитарного христианства. Стуббе также можно рассматривать как часть растущей традиции того времени, которая выражала неудовлетворенность интеллектуальной несостоятельностью тринитаризма и стремилась обнаружить первоначальные унитарные корни христианской традиции на Ближнем Востоке. По отношению к иудаизму Стуббе, как и Джон Толанд и Эдвард Стиллингфлит, последовали примеру Джона Селдена и Джеймса Харрингтона, отстаивая религиозную терпимость.
Его разнообразные интересы и чувство подлинной интеллектуальной широты раскрываются в его авторстве книги, посвященной шоколаду, который он называет индийским нектаром, и в котором он критиковал тех, кто отказался от него по пуританским соображениям.