Хай Руи уволен из офиса (китайский : 海 瑞 罢 官 ; пиньинь : Hǎi Ruì bà guān ; Wade-Giles : Hai Jui Pa-kuan) - театральная пьеса, известная своим участием в китайской политике во время Культурная революция.
У Хань, написавший пьесу, был историком (и муниципальным политиком в Пекине), который сосредоточился на династии Мин. В 1959 году У Хань заинтересовался жизнью Хай Руи, министра Мин, который был заключен в тюрьму за критику императора. У Хань написал несколько статей о своей жизни и бесстрашной критике императора. Затем Ву написал пьесу для Пекинской оперы под названием «Хай Жуй уволен с должности», которую он несколько раз редактировал перед финальной версией 1961 года.
Пьеса - трагедия, в которой честный чиновник разносит жалобы народа к императору за счет своей карьеры. На ней Хай изображен как опытный судья, который просит аудиенции у императора. Затем Хай критикует Императора за терпимость к коррупции и злоупотреблениям, совершаемым другими чиновниками в имперском правительстве. Император настолько оскорблен критикой Хая, что увольняет Хая с должности. Хай восстановлен в должности после смерти императора.
Пьеса была опубликована под псевдонимом Ву, Лю Мяньчжи, именем ученого династии Сун и сторонника Юэ Фэя. Спектакль пользовался большим успехом и первоначально был высоко оценен Мао Цзэдуном. В связи с изменением политического климата пьеса позже подверглась серьезной критике.
После первого представления пьесы критики начали интерпретировать ее как аллегорию для Пэн Дэхуая критика Мао во время Лушаньской конференции 1959 года, в которой критика Пэном Большого скачка Мао привела Мао к чистке Пэна. Согласно этой интерпретации, Хай Жуй - это Пэн, а император Мин - Мао. Сам Пэн согласился с этой интерпретацией и заявил: «Я хочу быть Хай Руи!» в письме Мао от 1962 года с просьбой вернуться в политику.
Убедившись, что Хай Жуй был аллегорией Пэн Дэхуая, в 1965 году Мао разработал долгосрочный план по устранению своего главного соперника в партии, китайца Президент Лю Шаоци, критикуя автора пьесы У Хань. Критикуя и удаляя У Хана, Мао планировал раскритиковать и отстранить своего начальника в Пекине Пэн Чжэня, который был одним из ближайших сторонников Лю Шаоци, с конечным намерением критиковать и устранять президента Лю Шаоци.
В начале Культурной революции, в 1966 году, Яо Вэньюань опубликовал статью с критикой пьесы, основанной на интерпретации того, что пьеса, сочувственно изображая позицию Пэна, была нападением на председателя Мао. У Хань стал одной из первых жертв Культурной революции и умер в тюрьме в 1969 году.
После чистки У радикальные маоисты быстро изгнали других «правых» из культурных учреждений Китая, и театр стал инструментом для Банда четырех, чтобы атаковать своих политических врагов. Пэн Чжэнь и Лю Шаоци были подвергнуты чистке вскоре после У Хана, выполняя политические цели Мао.
Драматург У Хань был посмертно реабилитирован в 1979 году, вскоре после смерти Мао.
Эта тема была также предметом пьесы, написанной Чжоу Синьфаном и с Сюй Сиянем (许 思 言) Хай Жуй представляет свой мемориал (海瑞 上疏, Хай Жуй Шаншу), а пьеса была поставлена труппой Шанхайской пекинской оперы в 1959 году. Чжоу Синьфан также был арестован и преследовался во время культурной революции и умер в 1975 году.