Последний римский император, также называемый Последний мировой император или Император последних дней, представляет собой фигуру средневековая европейская легенда, которая развивалась как аспект христианской эсхатологии. Легенда предсказывает, что в конце времен последний император появится на земле, чтобы восстановить Римскую империю и взять на себя функции библейского катехона, который остановит грядущее Антихриста. Легенда впервые появляется в апокалиптическом тексте 7-го века , известном как Апокалипсис Псевдо-Мефодия ; это и оракулы тибуртинской сивиллы являются двумя его наиболее важными источниками. Он развивался на протяжении веков и стал особенно заметным в 15 веке. С ним связано понятие Великого католического монарха, как и понятие Папы-ангела.
Легенда основана на Апокалипсисе Псевдо-Мефодия, который был после Книга Даниила и Книга Откровения, «самая распространенная история апокалипсиса в Европе». В работе предлагается Последний Император, который будет сражаться с религиозными врагами, в первую очередь с недавним распространением ислама во время ранних мусульманских завоеваний : он «выступит против них [врагов веры] из Эфиопского моря и пошлет меч и опустошение в Этриб, их родину, захватывая их женщин и детей, живущих в Земле Обетованной ". Победив своих врагов, он отправится в Иерусалим и откажется от своей власти на Елеонской горе. Последний император получил дальнейшее развитие в трудах Адсо из Монтье-ан-Дер, чей Libellus de Antichristo (ок. 954 г.) был популярной биографией антихриста, чьему приходу предшествовал подъем Франкский правитель (продолжение Римской империи); этот Последний Император добровольно откажется от своей власти и умрет, после чего к власти придет Антихрист. Другой важный импульс исходил от оракулов тибуртинской сивиллы, впервые записанных на латыни около 1000 года; его легенда оказалась особенно пригодной для правителей по всей Европе, поскольку она содержала список императоров и королей, ведущих к Последнему Императору, который мог быть пересмотрен или дополнен в зависимости от политических и династических обстоятельств. Он все еще имел большое распространение в пятнадцатом веке.
Представление о Великом Короле занимает видное место в мистических и народных традициях, а также в писаниях людей, которые, как считается, получили дары пророчеств или особых посещений посланников с небес (таких как ангелы, святые или Христос). Великий католический монарх был очень популярен в народном фольклоре до 18 века Просвещения. Он снова появился в пророчестве XIX века, когда французские легитимисты полагали, что граф Шамбор, Генрих V Франции будет новым королем.
Мария-Жюли Яхенни (1850-1941), также известная как «бретонский» стигматик, предсказала, что королем был избран Генрих V, граф Шамбор. Несмотря на его смерть, в одном из ее предсказаний, датированных 1890 годом, говорится, что он все же «зарезервирован для великих эпох», то есть конца времени.
Книга 1871 года «Будущая карьера Наполеона» защищает Наполеона III в качестве римского императора над «новой Римской империей с десятью царствами».
Катехизис католической церкви говорит только о Христе как о царе, который должен проявиться в "в последние дни". В нем говорится об этом проявлении, связанном с его признанием «всем Израилем» и предшествовавшем окончательному судебному процессу церкви, «религиозный обман, предлагающий людям очевидное решение их проблем ценой отступничества от истины. Высший религиозный обман заключается в том, что антихриста, псевдомессианизм, посредством которого человек прославляет себя вместо Бога и своего Мессии, пришедшего во плоти ». В нем не упоминается о приходе какого-либо великого католического монарха, французского или немецкого, или какого-либо континента.
Французский писатель и католик-традиционалист Ив Дюпон высказал мнение, что Великий Монарх будет иметь реставрационный характер и что он восстановит европейскую католическую королевскую власть, разрушит власть еретиков и атеистов, а также успешно обратил многих мусульман и евреев в веру.