Джамбаттиста Бодони

редактировать
Портрет Бодони (ок. 1805–1806), автор Джузеппе Лукателли. Museo Glauco Lombardi.

Джамбаттиста Бодони (, итальянский: ; 26 февраля 1740 г. в Салуццо - 30 ноября 1813 года в Парме ) был итальянским типографом, шрифтовым дизайнером, наборщиком, типографом и издатель в Парме.

Сначала он взял за образец шрифтовые рисунки Пьера Симона Фурнье, но впоследствии стал поклонником более смоделированных типов Джона Баскервиля ; и он и Фирмин Дидо развили стиль шрифта, названный «Модерн», в котором буквы вырезаны таким образом, чтобы создать сильный контраст между толстой и тонкой частями их тела. Бодони разработал множество шрифтов, каждый из которых имеет большой диапазон размеров. Его даже больше восхищают как наборщика, чем как шрифтового дизайнера, поскольку большой диапазон размеров, которые он вырезал, позволял ему составлять свои страницы с максимально возможной тонкостью интервалов. Как и Баскервиль, он выделяет свои тексты широкими полями и практически не использует иллюстраций или украшений.

Бодони достиг беспрецедентного уровня технической изысканности, что позволило ему точно воспроизводить буквенные формы с очень тонкими «линиями волос», резко контрастирующими с более толстыми линиями, составляющими основные основы персонажей. Он стал известен своими разработками псевдоклассических шрифтов и высокостиловыми изданиями, которые некоторые считали более подходящими, чтобы «ими восхищались за шрифт и макет, а не изучать или читать». Его печать отражала эстетику простого, неприукрашенного стиля в сочетании с чистотой материалов. Этот стиль привлекал множество поклонников и подражателей, превзойдя популярность французских типографов, таких как Филипп Гранжан и Пьер Симон Фурнье. У Бодони тоже была своя доля недоброжелателей, включая Уильяма Морриса, который считал его почти механическое совершенство холодным и бесчеловечным.

Было несколько современных возрождений его шрифтов, все они назывались Бодони. Их часто используют в качестве дисплеев.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Детство в Салуццо (1740-1758)
    • 1.2 Обучение в Риме (1758-1766)
    • 1.3 Жизнь и работа в Парме (1768-1813)
  • 2 С 1813 года
    • 2.1 Музей Бодони
  • 3 Известные издания
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Детство в Салуццо (1740-1758)

Салуццо с Монвизо на заднем плане

Место рождения Бодони находится в предгорьях Коттийских Альп, на территории тогдашнего Королевства Сардиния, и сейчас Пьемонт. Он был седьмым ребенком и четвертым сыном Франческо Агостино Бодони и Паолы Маргариты Джолитти. Его отец и дедушка были печатниками в Салуццо, и в детстве его игрушки были остатками штампов и матриц его деда. Он изучил полиграфическое дело, работая со своим отцом, и его дар к гравировке и печати по дереву проявился очень рано. Таковы были его амбиции и живость. В 17 лет он решил поехать в Рим с намерением заработать себе славу и богатство как печатник. Он покинул Салуццо 8 февраля 1758 года.

Обучение в Риме (1758-1766)

В Риме Бодони нашел работу помощником наборщика (наборщика) в типографии Sacra Congregatio de Propaganda Фиде (Конгрегация евангелизации народов ), миссионерское подразделение Ватикана. Он процветал под тщательным руководством кардинала Джузеппе Спинелли, префекта «Propaganda Fide», и Константино Руджьери, начальника прессы. Одной из его первых задач была сортировка и очистка штампов на самых разных языках Ближнего Востока и Азии. Бодони быстро продемонстрировал свой дар к экзотическим языкам и, будучи

понтификальным копто-арабо с признанием Бодони,

в результате его отправили изучать иврит и арабский язык в «Ла Сапиенца» (Римский университет Ла Сапиенца ). Вскоре Бодони стал редактором иностранных языков в прессе и начал печатать книги. Спинелли и Руджиери были настолько довольны его работой над "Pontificale Arabo-Copto", что позволили ему добавить свое имя и место рождения в последующих изданиях. Затем он начал резать собственные удары.

После восьми лет работы в прессе Propaganda Fide замечательные способности Бодони были известны, но он созрел для перемен. Опечаленный смертью Спинелли и трагическим самоубийством Руджьери и воодушевленный британскими друзьями, он уехал из Рима в Англию, страну, которая под влиянием Баскервиля, чьи книги пользовались большим уважением на континенте, стала лидером в области печатных новшеств. План Бодони был в итоге сорван из-за болезни; Во время своего путешествия на север он умер от тертианской лихорадки (малярии) и вернулся домой в Салуццо, чтобы выздороветь.

Жизнь и работа в Парме (1768-1813)

После выздоровления в Салуццо Бодони снова начал работать со своим отцом. Тем временем в Парме молодой герцог Дон Фердинандо ди Борбоне (герцог Пармский ) и премьер-министр Гийом дю Тилло строили планы открыть королевскую прессу. Им нужен был кто-то трудолюбивый и талантливый, чтобы установить и запустить его. Отец Паоло Мария Пачауди, библиотекарь в Парме, который знал Бодони в Риме, назвал имя молодого человека. В феврале 1768 года с разрешения герцога Савойского Витторио Амедо III Бодони покинул Салуццо и отправился ко двору Пармы.

Он сразу приступил к работе. Вызов был огромным; ему нужна была помощь, поэтому он написал двум своим братьям письмо из Салуццо, чтобы помочь ему. Один из них, Джузеппе, оставался рядом с прессой в Парме более 30 лет. В тандеме с Дю Тилло Бодони приобрел все необходимое для полиграфического бизнеса высочайшего уровня: печатные машины, бумагу, чернила, инструменты, а также заказал шрифт у Фурнье во Франции. Он использовал письма Фурнье для ранних работ, опубликованных в Парме, постепенно заменяя их собственными имитациями Фурнье и в конечном итоге развивая свой собственный стиль.

Его первой крупной публикацией в королевской прессе был экстравагантный том, посвященный свадьбе герцога Пармы с эрцгерцогиней Австрийской Марией Амалией, «Descrizione delle Feste Celebrate в Парме per le Огюст Нозце... «Как образец в своем роде, он остается непревзойденным по красоте и технике печати, и он показал остальной Европе, что молодой итальянец был печатником, с которым нужно считаться.

За этим последовало несколько крупных презентационных томов, а также различные публикации, необходимые суду: объявления, приглашения, плакаты и множество сонетов, написанных теми, кто хотел, чтобы их работа была напечатана великим Бодони. Он также начал серию экземпляров томов, первый из которых, «Fregi e majuscule» (1771), был прямым копированием Фурнье. Его Manuale tipografico 1788 года проложило путь к его шедевру - Manuale tipografico 1818 года, опубликованному посмертно его вдовой.

Другие города пытались увести Бодони подальше от Пармы. Другие покровители хотели изгнать герцога. Самым грозным из них был Хосе Николас де Азара, испанский посол в Риме. Он чувствовал, что Бодони тратит себя на несущественную работу для герцога, когда вместо этого ему следовало печатать великолепные издания классических произведений. Бодони был соблазнен предложением переехать в Рим, но в 1791 году, когда герцог осознал серьезность угрозы, он предложил Бодони свою частную типографию, где он мог печатать все, что пожелает, для кого пожелает. Бодони не хотел покидать уютную Парму, где он только что женился (в возрасте 51 года) на Маргарите Далл’Аглио, местной женщине на 18 лет моложе его. Он оставался в Парме до конца своей жизни, управляя как герцогскими, так и частными типографиями, а также печатая издания классических произведений для Азары и других покровителей.

После 1791 года Бодони написал большую часть своих величайших работ, в том числе великих классиков Горация, Вергилия, Анакреона, Тассо и Гомера, среди прочих. Наполеон был так обрадован подарком Бодони «Илиада», что сделал его кавалером Ордена Воссоединения и назначил ему пожизненную пенсию.

Герцог Пармский внезапно и загадочно умер в 1802 году, герцогиня бежала в Прагу, и французы устремились заполнить вакуум. Бодони, который дожил до работы, был аполитичным и без труда присоединился к новому режиму.

Его слава стала сравнима со славой сегодняшней рок-звезды. Посетители стекались к его печатным работам на берегу реки Пармы, желая мельком увидеть, как он работает в своей студии. Бенджамин Франклин, сам печатник, написал письмо поклоннику. В 1805 году даже император Наполеон и императрица Жозефина посетили город и попросили о встрече; Увы, в тот же день Бодони был прикован к постели с ужасным приступом подагры, болезнью, которая преследовала его до конца его жизни.

Во время поездки в Париж, чтобы короновать Наполеона императором, Папа Пий VII был впечатлен копией книги Жан-Жозефа Марселя «Oratio Dominica», в которой была молитва Господня на 150 языках. Посетив Бодони на обратном пути в Рим, он поставил перед ним задачу превзойти достижение француза. Бодони принял вызов, и в 1806 году он смог преподнести Папе Римскому «Oratio Dominica» на 155 языках.

Перед смертью 30 ноября 1813 года Бодони начал работу над серией французских классических произведений для своего нового покровителя, Иоахима Мюрата, зятя Наполеона. "Завершенный театр Жана Расина" был в прессе в день его смерти. Его любимым титульным листом была титульная страница «Boileau Despréaux».

Титульный лист. Буало Деспре.

Ему пришлось вырезать шрифт специально, чтобы заголовок умещался в одну строку. Завершить сериал должна вдова Бодони. Маргарита Даль’Аглио Бодони продолжила работу с того места, где остановился ее муж, завершила работу над французскими классиками, а затем, через пять лет после смерти Бодони, опубликовала Manuale typografico 1818 года, книгу образцов, завершившую все образцы книг. Изданный в двух томах, он был объемом более 600 страниц и содержал 265 страниц латинских букв, «незаметно уменьшающихся в размере, римские буквы, курсив и шрифты, а также серию из 125 заглавных букв; 181 страница с греческими и восточными персонажами; 1036 украшений и 31 бордюр; за которыми на последних 20 страницах следуют символы, цифры, цифры и музыкальные примеры.

Тандем Quosque... Самая большая купель Бодони (в честь Салуццо).

С 1813 года

Музей Бодони

Была открыта в Парме, Италия, в 1963 году. Вход совместно с Biblioteca Palatina, которые расположены в музейном и театральном комплексе Палаццо делла Пилотта.

Известные издания
  • Descrizione delle Feste Celebrate в Парме per le Auguste Nozze… (1769) ?)
  • Epithalamia Exoticis Linguis Reddita (1775)
  • Anatomici summi septemdecim tabulae… (1775)
  • Аминта (1780)
  • Работы Гомера (1791)
  • Книга Вергилия Энеида (1793)
  • Божественная комедия (1795)
  • Didymi Taurinensis de Pronuntiatione Divini Nominis (1799) Хорн назвал это том «Самое элегантное издание, особенно из-за разнообразия персонажей...»
  • Оратио Доминика (1806)
  • Илиада Гомера (1808) Это произведение удостоилось похвалы за верность греческих букв форме букв греческих рукописей.
  • Cimelio… (1811)
  • Oeuvres Poétiques de Boileau (1811)
  • Manuale tipografico (1818, посмертно)
Дополнительная литература
  • Валери Лестер, Джамбаттиста Бодони: Его жизнь и Его мир (2015)
  • Т. М. Клеланд, «Джамбаттиста Бодони из Пармы». (1916)
  • (на итальянском языке) Г. де Лама, Vita del Cavaliere Giambattista Bodoni... Ристампа... cura di Leonardo Farinelli e Corrado Mingardi (1816; 1989)
  • (на итальянском языке) Де Азара - Бодони [переписка] изд. A. Ciavarella (1979)
  • (на итальянском языке) ME Cosenza, Биографический и библиографический словарь итальянских печатников... до 1800 (1968)
  • (на итальянском языке) G. Giani, Catalogo delle autentiche edizioni bodoniane (1948)
  • (на итальянском) Х.С. Брукс, Compendiosa bibliografia di edizioni bodoniane (1927)
  • (на итальянском) Р. Бертьери, L'Arte di Giambattista Bodoni (1913))
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Джамбаттиста Бодони.
Последняя правка сделана 2021-05-21 07:43:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте