Галлеасы были военными кораблями, разработанными на основе больших торговых галер и предназначенных для сочетания скорости галеры с мореходностью и артиллерией галеона. Хотя, возможно, галеасы никогда не полностью соответствовали их ожиданиям, галеасы, тем не менее, оставались значимыми элементами в раннем современном военно-морском арсенале в течение некоторого времени.
Переоборудованные для использования в военных целях, галеры были выше, крупнее и медленнее, чем обычные («легкие») галеры. У них было до 32 весел, на каждое работали до пяти человек. Обычно у них было три мачты: бак и кормовой замок. В Венеции были предприняты большие усилия, чтобы сделать эти галеры как можно более быстрыми, чтобы конкурировать с обычными галерами. Оружейная дека обычно проходила над головами гребцов, но есть и фотографии, показывающие обратное расположение. Галлеасы обычно имели больше парусов, чем настоящие галеры, и были гораздо опаснее; галева, пойманная бортом , лежала почти беспомощно, так как, подойдя бортом к галеасу, как и в случае линейного корабля, нападавший подвергся обстрелу. Было построено относительно немного галеасов - одним из недостатков было то, что, поскольку они больше полагались на паруса, их положение в передней части линии галеры в начале боя не могло быть гарантировано.
В 15 веке в южноевропейских странах был построен легкий галеас, названный фрегатом, чтобы ответить на все возрастающие вызовы, брошенные североафриканскими на основе берберийских пиратов на своих быстрых галерах.
В США, с его менее опасной погодой и переменчивыми ветрами, и галеасы, и галеры продолжали использоваться, особенно в Венеции и Османской империи, еще долгое время после того, как они стали устаревшими в других местах. Позже «круглые корабли» и галеасы были заменены галеонами и линейными кораблями, которые возникли в Атлантической Европе. Первый линейный венецианский корабль был построен в 1660 году.
В Северном море и западном Балтике термин galeas относится к небольшие торговые суда, похожие на плоские кормы сельдь.
. В Приморской Юго-Восточной Азии местные королевства также строили галеасы, хотя использовавшаяся тактика отличалась от тактики европейских судов. Галера и галеас Юго-Восточной Азии обычно оснащались носовыми пушками и боковыми поворотными орудиями. Солдаты ВМС Юго-Восточной Азии обычно сражались с абордажными действиями, поэтому для противодействия этому использовались скорострельные поворотные орудия, расположенные сбоку. Ачехцы большие галеры (галеасы) достигали 100 м в длину и 17 м в ширину, имели 3 мачты с квадратными парусами и марселями; они приводились в движение по 35 весел с каждого борта и могли нести 700 человек. Галеас был вооружен 98 орудиями: 18 крупными пушками (пять 55-фунтовых на носу, одна 25-фунтовая на корме, остальные 17 и 18-фунтовые ), 80 соколов и множество поворотных ружей. Корабль назывался «Espanto do Mundo» (ужас вселенной), что, вероятно, было вольным переводом «Cakradonya» (Cakra Dunia). Португальцы сообщили, что он больше, чем что-либо построенное в христианском мире, и что артиллерийский огонь на его баке может соперничать с огневой мощью галеонов. Сообщалось, что всего их было 47 во время правления Искандара Муда.
Средства массовой информации, относящиеся к Galleasses на Wikimedia Commons