Габриэль Ваганян (на армянском Գաբրիէլ Վահանեան; 24 января 1927 - 30 августа 2012) был Француз Протестант Христианин теолог, который больше всего запомнился своей новаторской работой в теологии движения «Смерть Бога» в академических кругах в 1960-е годы, и который 26 лет преподавал в США, прежде чем завершить престижную карьеру в Страсбурге, Франция.
Ваганян родился Габриэль Антуан Ваганян в Марселе, Франция, в семье беженцев от Геноцида армян. Он получил степень французского бакалавра (baccalauréat) в 1945 году в лицее в Валанс в Франции, а затем окончил протестантский факультет теологии в Париже, степень магистра богословия в 1950 г. в Принстонской духовной семинарии и степень доктора философии. в 1958 г. также из ПТС. Его диссертация была озаглавлена «Протестантизм и искусство».
Затем он проработал 26 лет на факультете Сиракузского университета. В Сиракузах он занимал кафедру Элифалета Ремингтона по религии с 1967 по 1973, а затем кафедру Жанетт Киттредж Уотсон по религии с 1973 по 1984, и был основан в 1968 году и был первым директором. по программе аспирантуры по религии.
В 1984 году он перешел в Université des Sciences Humaines de Strasbourg на должность, которая считается самой известной во Франции профессором теологии протестантизма. Он закончил свою карьеру в качестве почетного профессора культурного богословия в Университете Марка Блоха и его преемнике, объединенном Страсбургском университете. Всю свою жизнь он был пресвитерианцем и критиковал попытки модернизировать христианство.
Ваганян получил образование в реформатском богословском потоке Жана Кальвина и Карла Барта, и он перевел "Веру Церкви" Барта. Он очень отличался своими интересами к отношениям между литературой и теологией, а также между культурой и религией. Его современником был французский протестант, светский теолог и социальный критик Жак Эллул.
Ваганян был одним из основателей первого совета директоров американской Академия религии в 1964 году.
Его первая книга, озаглавленная «Смерть Бога: культура нашей постхристианской эры» (1961), была воспринята Рудольфом Бультманном как книга ориентир богословской критики. В течение 1960-х богословские труды Ваганяна, Харви Кокса, Пола Ван Бурена, Уильяма Гамильтона, Томаса Дж. Дж. Алтизера и Ричарда Рубинштейна стал рассматриваться многими наблюдателями как новое христианское и еврейское движение, защищающее смерть Бога. Однако, как отмечал консервативный евангелист Джон Уорвик Монтгомери, позиция Ваганяна была сочтена «безнадежно консервативной сторонниками христианского атеизма». (Самоубийство христианского богословия, стр. 80). Ваганян выразил свое понимание «смерти Бога» как происходящего, когда Бог превращается в культурный артефакт. Ваганян был встревожен объективацией Бога:
Христианская эпоха завещала нам «смерть Бога», но не без урока. Бог не нужен; то есть его нельзя воспринимать как должное. Его нельзя использовать просто как гипотезу, эпистемологическую, научную или экзистенциальную, если только мы не сделаем унизительный вывод о том, что «Бог есть разум». С другой стороны, если мы больше не можем предполагать, что Бог есть, мы можем снова осознать, что он должен быть. Бог не нужен, но он неизбежен. Он полностью другой и полностью присутствует. Вера в него, преобразование нашей человеческой реальности, как культурно, так и экзистенциально, - это требование, которое он по-прежнему предъявляет к нам.
— Ждите без идолов, с. 46Он публиковал статьи на самые разные темы в журналах и журналах, таких как The Nation, The Christian Century и Réforme или Foi et Vie и Biblioteca dell'Archivio di filosofia. Он был лауреатом Американского совета научных обществ (ACLS) и был членом-консультантом Президентской комиссии по биомедицинской этике. Он читал лекции в Северной Америке, Латинской Америке, Европе и Азии. В 2005 году он был приглашен в качестве основного докладчика на ежегодном съезде Ассоциации христианских исследований, где он читал лекцию на тему «Светский Христос: против религиозной ограниченности Востока и Запада» (готовится к печати). Его недавние публикации включают «Анонимный Бог» (2003 г.), «Тиллих и новая религиозная парадигма» (2004 г.) и «Похвала светским» (2008 г.). Его личные документы за период 1945–1971 годов хранятся в архиве Сиракузского университета.