Франко Моретти (родился в 1950 г. в Сондрио ) - итальянский историк литературы и теоретик. В 1972 году он окончил Римский университет по специальности «Современная литература». Он преподавал в университетах Салерно (1979–1983) и Вероны (1983–1990); в США, в Колумбии (1990–2000) и Стэнфорде (2000–2016), где в 2000 году он основал Центр изучения романа, а в 2010 году с Мэтью Джокерс, Стэнфордская литературная лаборатория. Моретти проводил семинары Гаусса в Принстоне, лекции Бекмана в Беркли, лекции плотника в Чикагском университете, а также был лектором и приглашенным профессором во многих странах, в том числе: до конца 2019 г. - Институт цифровых гуманитарных наук при Федеральной политехнической школе Лозанны.
Франко Моретти - итальянский историк литературы и теоретик. Родился в Сондрио в 1950 году. В 1972 году он окончил Римский университет по специальности «Современная литература», написав диссертацию о британских поэтах и интеллектуалах 1930-х годов. Первоначально он был исследователем в университетах Пескары и Рима (1972–1979), одним из редакторов-основателей журналов Calibano и Il leviatano, а также автором культурных страниц новой левой ежедневной газеты il manifest. Позже он преподавал английский язык и сравнительную литературу в университетах Салерно (1979–1983), Вероны (1983–1990), Колумбии (1990–2000) и Стэнфорда (2000–2016).), где в 2000 году он основал Центр изучения романа [1], а в 2010 году вместе с Мэтью Джокерсом из Стэнфордской литературной лаборатории. [2]
На протяжении многих лет Моретти был приглашенным профессором в различных университетах Европы и Северной Америки, включая Копенгаген, Торонто, Ла Сапиенцу и Высшую школу социальных наук в Париже - дважды был членом Wissenschaftskolleg zu Berlin ( 1999–2000, 2012–2013), советник Министерства образования Франции и член «Цифрового гуманитарного института» Федеральной политехнической школы Лозанны в Швейцарии (2016–2019). [3] Он проводил семинары Гаусса в Принстоне, лекции Бекмана в Беркли и лекции Карпентера в Чикагском университете. Произведение этого «великого иконоборца литературной критики», как его однажды назвала The Guardian, было переведено на 30 языков и стало объектом двух сборников эссе - «Чтение графиков», «Карты», «Деревья». Критические отзывы Франко Моретти в 2011 году и Lire de près de loin в 2014 году. Очерки Моретти, собранные в журнале Distant Reading, получили в 2014 году приз Национального кружка книжных критиков.
В 2017 году Кимберли Латта обвинила Моретти в своем сообщении на Facebook в изнасиловании ее в 1985 году. Он отверг обвинение, заявив, что их отношения были полностью согласованными. Позже всплыли два новых обвинения Моретти в сексуальных домогательствах к аспирантам: одно от женщины, которая говорит, что ей пришлось отпустить собаку, чтобы Моретти перестала делать ей предложения и покинула ее дом поздно ночью, и еще один инцидент, описанный несколькими источниками, которые говорят, что Моретти потеряла возможность работать в Johns Hopkins после того, как аспирант сообщил, что он прикоснулся к ней ненадлежащим образом. Против него никогда не было возбуждено никакого официального дела. Представитель Стэнфорда заявил, что университет рассматривает это дело и «определяет, какие меры должен предпринять Стэнфорд», и никаких действий он когда-либо был взят.
Моретти в настоящее время является почетным профессором Стэнфордского университета, [4] и «постоянным членом» Wissenschaftskolleg в Берлине. [5] Он является членом Американской академии искусств и наук, Американского философского общества и научного совета «Института мировой литературы» в Гарварде. Он регулярно пишет в New Left Review, а также читает лекции и краткие курсы в разных странах. Его последняя книга - Дальняя страна. Сцены из американской культуры, опубликованные одновременно в Италии, Соединенных Штатах и Великобритании в 2019 году, представляют собой долгие размышления о его первом и последнем университетских курсах, которые охватывают годы с 1979 по 2016 год. Он является братом итальянского режиссера и Золотая пальмовая ветвь -победитель Нанни Моретти. Он сыграл роли в трех фильмах своего брата: Поражение (La sconfitta, 1973, короткометражка), Pâté de bourgeois (1973, короткометражка) и Я самодостаточен (Io sono un autarchico, 1976)..
Моретти внес несколько вкладов в историю и теорию литературы. Некоторые идеи, популяризированные Моретти, восходят к более ранним источникам. Противодействуя субъективным интерпретациям литературы, Моретти предложил ряд материалистических, эмпирических подходов к литературе и другим видам искусства. Его основной вклад был в области литературной географии (теперь в значительной степени связанной с именем Моретти) и цифровых гуманитарных наук; он также внес свой вклад в объединение литературных исследований с миросистемным анализом и дарвиновской теорией эволюции. Моретти придумал несколько концепций, которые сейчас широко используются в гуманитарных науках, главным из которых является дистанционное чтение. Дистанционное чтение противоположно внимательному чтению: традиционный подход в литературоведении, когда критик внимательно рассматривает отдельный текст, прослеживает все возможные интертекстуальные связи. Дистанционное чтение преследует противоположную цель: ученый должен «отступить» от отдельного текста, чтобы увидеть более широкую картину: например, историю жанра в течение столетия или эволюцию определенного художественного приема в течение многих десятилетий. Концепция эволюции литературы Моретти в «Дистанционном чтении» (2013) очень похожа на «научный» вычислительный неодарвинистский проект эволюции литературы психолога Колина Мартиндейла (Clockwork Muse, 1990). И Мартиндейл, и Моретти принижают роль чтения. Книгу Мартиндейла в значительной степени игнорировали литературоведы. Согласно Мартиндейлу, принципы эволюции искусства основаны на статистических закономерностях, а не на значении, данных или наблюдениях. «Что касается двигателей истории, значение не имеет значения. В принципе, можно изучать историю литературной традиции, не читая никакой литературы. […] Главное достоинство используемых мной методов компьютерного контент-анализа состоит в том, что они избавляют человека от необходимости фактически читать литературу »(стр. 14). Идея Мартиндейла о замене чтения компьютеризированными и статистическими данными была повторена Моретти.
Научные работы Моретти в основном сосредоточены на европейской буржуазной культуре, начиная с «Пути мира». Bildungsroman в европейской культуре (1987, второе расширенное издание, 2000). В книге исследуются великие традиции романа юности - Вильгельм Мейстер, Гордость и предубеждение, Красное и черное, Евгений Онегин, Утраченные иллюзии, Большие надежды, Сентиментальное воспитание, Мидлмарч... - считающийся «символической формой», которая позволил культуре девятнадцатого века осмыслить политические революции и экономические преобразования западной современности. Современная эпопея. Мировая система от Гете до Гарсиа Маркеса (1996) расширила анализ пространства и времени, исследуя тексты, выходящие за пределы национальных культур, пытаясь представить планетарную систему капитализма: Фауст, Моби-Дик, Кольцо Вагнера, Улисс, Пустошь., и великие рассказы латиноамериканского магического реализма. Совсем недавно «Буржуа». «Между историей и литературой» (2013) завершил эту трилогию буржуазного существования, проследив его исторические ключевые слова («полезный», «комфорт», «эффективность», «серьезность», «роба»...) и проследив за метаморфозами « проза »от Дефо до Ибсена и Макс Вебер.
Моретти предложил новый - картографический - взгляд на литературу в своем Атласе европейского романа (1997). С одной стороны, он продемонстрировал географические закономерности, которые можно проследить в литературе: география персонажей Джейн Остин, места происхождения злодеев в британской литературе, места написания романов Бальзака и т. Д. С другой стороны, Моретти предложил изучить географию экономики литературы: как и почему переводы романов распространяются по Европе, чем подбор книг в библиотеках небольших городов отличается от подборки книг в библиотеках больших городов и т. д.
Вместе с Мэтью Джокерс, Моретти основал Стэнфордскую литературную лабораторию в 2010 году. Уже в своем Атласе европейского романа Моретти подошел к литературе с помощью количественных методов. Литературная лаборатория продолжила это направление работы, но на этот раз - количественную оценку литературы с помощью инструментов цифрового анализа текста. Эти методы включают подсчет частоты слов, тематическое моделирование, построение символьных сетей и т. Д. Результаты работы лаборатории были опубликованы в виде брошюр литературной лаборатории (история того, как лаборатория пришла к этому необычный формат публикации описан Моретти в брошюре 12). Stanford Literary Lab стала одной из первых групп, занимающихся компьютерной критикой, и заметным деятелем в новой области цифровых гуманитарных наук. Не менее новаторской оказалась концепция «лаборатории» гуманитарных наук, поскольку она в большей степени связана с точными науками.
Во многих своих работах Моретти опирается на одну ветвь исторической макросоциологии - анализ мировых систем - и его главного теоретика Иммануил Валлерстайн. Мирово-системный анализ делит все страны на три группы: центральные, полупериферийные и периферийные. Основные страны доминируют в мире, имея монополию на некоторые виды товаров, которые они экспортируют в периферийные и полупериферийные страны. Со временем последние учатся производить столь необходимые продукты сами, но основные страны обычно приобретают монополию на другие важные продукты, и поэтому структура мировой системы остается относительно стабильной. Моретти предположил, что тот же принцип может работать и в области искусства. Некоторые страны имеют монополию на производство фильмов или литературных форм, в то время как другие страны импортируют эти формы. Согласно Моретти, в XIX веке Англия и Франция составляли ядро литературной мир-системы, экспортируя романы по всему миру; сегодня Голливуд, экспортирующий фильмы, играет аналогичную роль.
Применение теории Дарвина к литературе - идея, восходящая к конец XIX века (первые попытки были предприняты Фердинандом Брунетьером и Александром Веселовским ). Литературный дарвинизм становится популярным движением литературной критики ХХ века. Джозеф Кэрролл, Денис Даттон, Джонатан Готтшал, Брайан Бойд, Эллен Спольски, Нэнси Истерлин и другие внесли свой вклад в эволюционные литературные исследования. Вслед за ними Моретти использовал методы «дистанционного чтения»: статистику и вычисления для изучения эволюции литературы. Интерес к теории Дарвина в гуманитарных науках совпал с появлением в 1990-х и 2000-х годах новой области исследований, названной культурной эволюцией.