Франко Моретти

редактировать

Франко Моретти (родился в 1950 г. в Сондрио ) - итальянский историк литературы и теоретик. В 1972 году он окончил Римский университет по специальности «Современная литература». Он преподавал в университетах Салерно (1979–1983) и Вероны (1983–1990); в США, в Колумбии (1990–2000) и Стэнфорде (2000–2016), где в 2000 году он основал Центр изучения романа, а в 2010 году с Мэтью Джокерс, Стэнфордская литературная лаборатория. Моретти проводил семинары Гаусса в Принстоне, лекции Бекмана в Беркли, лекции плотника в Чикагском университете, а также был лектором и приглашенным профессором во многих странах, в том числе: до конца 2019 г. - Институт цифровых гуманитарных наук при Федеральной политехнической школе Лозанны.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Работа
    • 2.1 История буржуазной культуры
    • 2.2 Литературная география
    • 2.3 Цифровые гуманитарные науки
    • 2.4 Анализ мировых систем
    • 2.5 Развитие литературы
  • 3 Публикации
    • 3.1 Книги
    • 3.2 Избранные журнальные статьи
  • 4 Награды и награды
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Франко Моретти - итальянский историк литературы и теоретик. Родился в Сондрио в 1950 году. В 1972 году он окончил Римский университет по специальности «Современная литература», написав диссертацию о британских поэтах и ​​интеллектуалах 1930-х годов. Первоначально он был исследователем в университетах Пескары и Рима (1972–1979), одним из редакторов-основателей журналов Calibano и Il leviatano, а также автором культурных страниц новой левой ежедневной газеты il manifest. Позже он преподавал английский язык и сравнительную литературу в университетах Салерно (1979–1983), Вероны (1983–1990), Колумбии (1990–2000) и Стэнфорда (2000–2016).), где в 2000 году он основал Центр изучения романа [1], а в 2010 году вместе с Мэтью Джокерсом из Стэнфордской литературной лаборатории. [2]

На протяжении многих лет Моретти был приглашенным профессором в различных университетах Европы и Северной Америки, включая Копенгаген, Торонто, Ла Сапиенцу и Высшую школу социальных наук в Париже - дважды был членом Wissenschaftskolleg zu Berlin ( 1999–2000, 2012–2013), советник Министерства образования Франции и член «Цифрового гуманитарного института» Федеральной политехнической школы Лозанны в Швейцарии (2016–2019). [3] Он проводил семинары Гаусса в Принстоне, лекции Бекмана в Беркли и лекции Карпентера в Чикагском университете. Произведение этого «великого иконоборца литературной критики», как его однажды назвала The Guardian, было переведено на 30 языков и стало объектом двух сборников эссе - «Чтение графиков», «Карты», «Деревья». Критические отзывы Франко Моретти в 2011 году и Lire de près de loin в 2014 году. Очерки Моретти, собранные в журнале Distant Reading, получили в 2014 году приз Национального кружка книжных критиков.

В 2017 году Кимберли Латта обвинила Моретти в своем сообщении на Facebook в изнасиловании ее в 1985 году. Он отверг обвинение, заявив, что их отношения были полностью согласованными. Позже всплыли два новых обвинения Моретти в сексуальных домогательствах к аспирантам: одно от женщины, которая говорит, что ей пришлось отпустить собаку, чтобы Моретти перестала делать ей предложения и покинула ее дом поздно ночью, и еще один инцидент, описанный несколькими источниками, которые говорят, что Моретти потеряла возможность работать в Johns Hopkins после того, как аспирант сообщил, что он прикоснулся к ней ненадлежащим образом. Против него никогда не было возбуждено никакого официального дела. Представитель Стэнфорда заявил, что университет рассматривает это дело и «определяет, какие меры должен предпринять Стэнфорд», и никаких действий он когда-либо был взят.

Моретти в настоящее время является почетным профессором Стэнфордского университета, [4] и «постоянным членом» Wissenschaftskolleg в Берлине. [5] Он является членом Американской академии искусств и наук, Американского философского общества и научного совета «Института мировой литературы» в Гарварде. Он регулярно пишет в New Left Review, а также читает лекции и краткие курсы в разных странах. Его последняя книга - Дальняя страна. Сцены из американской культуры, опубликованные одновременно в Италии, Соединенных Штатах и ​​Великобритании в 2019 году, представляют собой долгие размышления о его первом и последнем университетских курсах, которые охватывают годы с 1979 по 2016 год. Он является братом итальянского режиссера и Золотая пальмовая ветвь -победитель Нанни Моретти. Он сыграл роли в трех фильмах своего брата: Поражение (La sconfitta, 1973, короткометражка), Pâté de bourgeois (1973, короткометражка) и Я самодостаточен (Io sono un autarchico, 1976)..

Работа

Моретти внес несколько вкладов в историю и теорию литературы. Некоторые идеи, популяризированные Моретти, восходят к более ранним источникам. Противодействуя субъективным интерпретациям литературы, Моретти предложил ряд материалистических, эмпирических подходов к литературе и другим видам искусства. Его основной вклад был в области литературной географии (теперь в значительной степени связанной с именем Моретти) и цифровых гуманитарных наук; он также внес свой вклад в объединение литературных исследований с миросистемным анализом и дарвиновской теорией эволюции. Моретти придумал несколько концепций, которые сейчас широко используются в гуманитарных науках, главным из которых является дистанционное чтение. Дистанционное чтение противоположно внимательному чтению: традиционный подход в литературоведении, когда критик внимательно рассматривает отдельный текст, прослеживает все возможные интертекстуальные связи. Дистанционное чтение преследует противоположную цель: ученый должен «отступить» от отдельного текста, чтобы увидеть более широкую картину: например, историю жанра в течение столетия или эволюцию определенного художественного приема в течение многих десятилетий. Концепция эволюции литературы Моретти в «Дистанционном чтении» (2013) очень похожа на «научный» вычислительный неодарвинистский проект эволюции литературы психолога Колина Мартиндейла (Clockwork Muse, 1990). И Мартиндейл, и Моретти принижают роль чтения. Книгу Мартиндейла в значительной степени игнорировали литературоведы. Согласно Мартиндейлу, принципы эволюции искусства основаны на статистических закономерностях, а не на значении, данных или наблюдениях. «Что касается двигателей истории, значение не имеет значения. В принципе, можно изучать историю литературной традиции, не читая никакой литературы. […] Главное достоинство используемых мной методов компьютерного контент-анализа состоит в том, что они избавляют человека от необходимости фактически читать литературу »(стр. 14). Идея Мартиндейла о замене чтения компьютеризированными и статистическими данными была повторена Моретти.

История буржуазной культуры

Научные работы Моретти в основном сосредоточены на европейской буржуазной культуре, начиная с «Пути мира». Bildungsroman в европейской культуре (1987, второе расширенное издание, 2000). В книге исследуются великие традиции романа юности - Вильгельм Мейстер, Гордость и предубеждение, Красное и черное, Евгений Онегин, Утраченные иллюзии, Большие надежды, Сентиментальное воспитание, Мидлмарч... - считающийся «символической формой», которая позволил культуре девятнадцатого века осмыслить политические революции и экономические преобразования западной современности. Современная эпопея. Мировая система от Гете до Гарсиа Маркеса (1996) расширила анализ пространства и времени, исследуя тексты, выходящие за пределы национальных культур, пытаясь представить планетарную систему капитализма: Фауст, Моби-Дик, Кольцо Вагнера, Улисс, Пустошь., и великие рассказы латиноамериканского магического реализма. Совсем недавно «Буржуа». «Между историей и литературой» (2013) завершил эту трилогию буржуазного существования, проследив его исторические ключевые слова («полезный», «комфорт», «эффективность», «серьезность», «роба»...) и проследив за метаморфозами « проза »от Дефо до Ибсена и Макс Вебер.

Литературная география

Моретти предложил новый - картографический - взгляд на литературу в своем Атласе европейского романа (1997). С одной стороны, он продемонстрировал географические закономерности, которые можно проследить в литературе: география персонажей Джейн Остин, места происхождения злодеев в британской литературе, места написания романов Бальзака и т. Д. С другой стороны, Моретти предложил изучить географию экономики литературы: как и почему переводы романов распространяются по Европе, чем подбор книг в библиотеках небольших городов отличается от подборки книг в библиотеках больших городов и т. д.

Digital Humanities

Вместе с Мэтью Джокерс, Моретти основал Стэнфордскую литературную лабораторию в 2010 году. Уже в своем Атласе европейского романа Моретти подошел к литературе с помощью количественных методов. Литературная лаборатория продолжила это направление работы, но на этот раз - количественную оценку литературы с помощью инструментов цифрового анализа текста. Эти методы включают подсчет частоты слов, тематическое моделирование, построение символьных сетей и т. Д. Результаты работы лаборатории были опубликованы в виде брошюр литературной лаборатории (история того, как лаборатория пришла к этому необычный формат публикации описан Моретти в брошюре 12). Stanford Literary Lab стала одной из первых групп, занимающихся компьютерной критикой, и заметным деятелем в новой области цифровых гуманитарных наук. Не менее новаторской оказалась концепция «лаборатории» гуманитарных наук, поскольку она в большей степени связана с точными науками.

Анализ мировых систем

Во многих своих работах Моретти опирается на одну ветвь исторической макросоциологии - анализ мировых систем - и его главного теоретика Иммануил Валлерстайн. Мирово-системный анализ делит все страны на три группы: центральные, полупериферийные и периферийные. Основные страны доминируют в мире, имея монополию на некоторые виды товаров, которые они экспортируют в периферийные и полупериферийные страны. Со временем последние учатся производить столь необходимые продукты сами, но основные страны обычно приобретают монополию на другие важные продукты, и поэтому структура мировой системы остается относительно стабильной. Моретти предположил, что тот же принцип может работать и в области искусства. Некоторые страны имеют монополию на производство фильмов или литературных форм, в то время как другие страны импортируют эти формы. Согласно Моретти, в XIX веке Англия и Франция составляли ядро ​​литературной мир-системы, экспортируя романы по всему миру; сегодня Голливуд, экспортирующий фильмы, играет аналогичную роль.

Эволюция литературы

Применение теории Дарвина к литературе - идея, восходящая к конец XIX века (первые попытки были предприняты Фердинандом Брунетьером и Александром Веселовским ). Литературный дарвинизм становится популярным движением литературной критики ХХ века. Джозеф Кэрролл, Денис Даттон, Джонатан Готтшал, Брайан Бойд, Эллен Спольски, Нэнси Истерлин и другие внесли свой вклад в эволюционные литературные исследования. Вслед за ними Моретти использовал методы «дистанционного чтения»: статистику и вычисления для изучения эволюции литературы. Интерес к теории Дарвина в гуманитарных науках совпал с появлением в 1990-х и 2000-х годах новой области исследований, названной культурной эволюцией.

Публикации

Книги

  • Интерпретациони ди Элиот. Рома: Савелли. 1975.
  • Letteratura e ideologie negli anni trenta inglesi. Бари: Адриатика. 1976.
  • Знаки чудес: Очерки социологии литературных форм. Перевод Сьюзан Фишер; Дэвид Форгакс; Дэвид Миллер. Лондон: NLB: Verso Editions. 1983. ISBN 978-0860910640.
  • Il romanzo di formazione. [Милан]: Гарзанти. 1986.
  • Segni e stili del moderno. Турин: Эйнауди. 1987. ISBN 978-8806593988.
  • Путь мира: Билдунгсроман в европейской культуре. Лондон: Verso. 1987. ISBN 978-0860911593.
  • Opere mondo: saggio sulla forma epica dal Faust a Cent'anni di solitudin. Турин: Эйнауди. 1994. ISBN 978-8806135454.
  • Современный эпос: мир-система от Гете до Гарсиа Маркеса. Лондон, Нью-Йорк: Verso. 1996. ISBN 978-1859849347.
  • Atlante del romanzo europeo, 1800-1900. Турин: Г. Эйнауди. 1997. ISBN 978-8806141325.
  • Атлас европейского романа, 1800-1900 гг. Лондон, Нью-Йорк: Verso. 1998. ISBN 978-1859848838.
  • Il romanzo. Турин: Г. Эйнауди. 2003. ISBN 978-8806152901.
  • Графы, карты, деревья: абстрактные модели для истории литературы. Лондон, Нью-Йорк: Verso. 2005. ISBN 978-1844670260.
  • Роман. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. 2006. ISBN 978-0691049472.
  • Ли, Ричард Э.; Моретти, Франко (2011). Иммануил Валлерстайн и проблема мира. Книги издательства Университета Дьюка. ISBN 9780822348481.
  • Дистанционное чтение. Лондон: Verso. 2013. ISBN 9781781680841.
  • Буржуа: между историей и литературой. Бруклин, Нью-Йорк: Verso. 2013. ISBN 9781781680858.
  • Far Country: Scenes from American Culture. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фаррар, Страус и Жиру. ISBN 9780374272708.

Избранные статьи журнала

  • Флорес Д'Арсэ, Паоло; Моретти, Франко (1 марта 1976 г.). «Парадоксы итальянского политического кризиса». Новый левый обзор. 0 (96): 35.
  • «Парадоксы итальянского политического кризиса». Жанр. 15 : 7. Весна 1982 года.
  • «Диалектика страха». Новый левый обзор. 0 (126): 67. Ноябрь 1982 г.
  • «Уют цивилизации». Представления (12): 115–139. Октябрь 1985 г.
  • «Момент истины». Новый левый обзор. 0 (159): 39. Сентябрь 1986 г.
  • «Заклинание нерешительности». Новый левый обзор. 0 (164): 27. июль 1987.
  • «Слова, слова, слова: ответ Тони Пинкни». Новый левый обзор. 0 (167 стр. = 127). Январь 1988 г.
  • «Современная европейская литература: географический очерк». Новый левый обзор. 0 (206): 86. Июль 1994 г.
  • «Нарративные рынки, около 1850 г.». Обзор (Центр Фернана Броделя). 20 (2): 151–174. Апрель 1997.
  • «Структура, изменение и выживание: ответ на Уинтроп-Янг». Диакритики. 29 (2): 41–42. 1999.
  • "Бойня литературы". Modern Language Quarterly. 61 (1): 207–228. 2000.
  • «Домыслы о мировой литературе». Новый левый обзор. 0 (1): 54. Январь 2000 г.
  • «Некрологи New York Times». Новый левый обзор. 0 (2): 104. Март 2000 г.
  • «МоМА 2000 - Капитуляция». Новый левый обзор. 0 (4): 98. Июль 2000 г.
  • «Рынки разума». Новый левый обзор. 0 (5): 111. Сентябрь 2000 г.
  • «Планета Голливуд». Новый левый обзор. 0 (9): 90. Май 2001.
  • «Еще предположения». Новый левый обзор. 0 (20): 73. Март 2003.
  • «Графики, карты, деревья» (PDF). Новый левый обзор. 0 (24): 67. Ноябрь 2003 г.
  • «Графики, карты, деревья - 2». Новый левый обзор. 0 (26): 79–103. Март 2004 г.
  • «Графики, карты, деревья - 3». Новый левый обзор. 0 (28): 43–63. Июль 2004 г.
  • "Мировой системный анализ, эволюционная теория, Weltliteratur". Обзор (Центр Фернана Броделя). 28 (3): 217–228. Январь 2005 г.
  • «Конец начала: ответ Кристоферу Прендергасту (Графики, карты, деревья: абстрактные модели для истории литературы)». New Left Review (41): 71. Сентябрь 2006 г.
  • «Карты». Романтизм (4): 11. 2007.
  • «Роман: история и теория». New Left Review (52): 111–124. Июль 2008 г.
  • «Style, Inc. Размышления о семи тысячах названий (британские романы, 1740–1850)». Критическое расследование. 36 (1 страниц = 134–158). 2009.
  • «Критический ответ II. Относительно тупой». Критическое расследование. 36 (1): 172–174. 2009.
  • «Серая зона: Ибсен и дух капитализма». New Left Review (61): 117–131. Январь 2010.
  • «История романа, теория романа». Роман. 43 (1): 1–10. Весна 2010 г.
  • Моретти, Франко (март 2011 г.). «Теория сети, анализ сюжетов». Новый левый обзор. II (68): 80–102.
  • «Введение в« Обучение чтению данных »». Викторианские исследования. 54 (1): 6, 186. Осень 2011 г.
  • Моретти, Франко (май 2013 г.). «Туман». Новый левый обзор. II (81): 59–92.
  • «Sobre l'evolució liberària». L'Espill (43): 150–167. 2013.
  • Моретти, Франко; Сандерс, Валери; Шук, Карен (27 июня 2013 г.). «Ценностное суждение среднего класса». Приложение к Times о высшем образовании (2107): 46.
  • Моретти, Франко (ноябрь 2013 г.). «Операционализация» или функция измерения в теории литературы ». Новый левый обзор. II (84): 103–119.
  • Моретти, Франко (2015). "Теория романа Лукача". Новый левый обзор. II (91): 39–44.
  • Моретти, Франко; Пестре, Доминик (2015). «Банковский язык: язык отчетов Всемирного банка». Новый левый обзор. II (92): 75–99.
Награды и награды
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 14:21:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте