A паровой котел - разновидность водотрубного котла. Трубки расположены близко друг к другу, и через них прокачивается вода. Котел мгновенного действия отличается от типа однотрубного парогенератора, в котором труба постоянно заполнена водой. В котле мгновенного нагрева трубка поддерживается настолько горячей, что подаваемая вода быстро превращается в пар и перегретый. Котлы мгновенного действия использовались в автомобилях в 19 веке и продолжались до начала 20 века.
Есть разногласия по поводу точного определения мгновенного котла. Некоторые авторы используют этот термин взаимозаменяемо с однотрубным котлом, и даже есть термин «полуприводной котел». Тем не менее, паровой котел обычно приписывают Леону Серполле, который использовал паровой котел Gardner-Serpollet с 1896 года. Котел Серполле был типом с низким содержанием воды. с толстостенными трубками для сохранения тепла. Serpollet запатентовал парогенератор в 1888 году, патент США 379 421, но это ранняя версия, которая отличается от показанной выше.
Котлы мгновенного действия легче и менее громоздки, чем другие типы, и им требуется меньше времени для подъема пара при холодном запуске. С другой стороны, они более склонны к перегреву, потому что нет большого резервуара для охлаждения трубок, если поток воды прерывается или недостаточен.
Котлы с мгновенным сжиганием обычно работают на жидком или газообразном топливе, поскольку это позволяет быстро реагировать на изменения потребности в паре. Однако были проведены эксперименты с сжиганием твердого топлива.
Исторически испарительные котлы использовались в некоторых паровых вагонах, где быстрое повышение пара было преимуществом. Во время Второй мировой войны они использовались в Royal Navy Steam Gun Boats (SBG). Современное использование в основном ограничивается моделями паровых лодок.
.