A паровой барабан входит в стандартную комплектацию водотрубного котла. Это резервуар для воды / пара на верхнем конце водяных трубок. Барабан хранит пар, образующийся в водяных трубках, и действует как разделитель фаз для пароводяной смеси. Разница в плотностях горячей и холодной воды способствует накоплению «более горячей» воды / и насыщенного пара в паровом барабане.
Принципиальная схема водотрубного котла морского типа - см. Паровой барабан вверху и подающий барабанПервоначально котлы были спроектированы с 4 барабанами и 3 барабанами, как котел Стирлинга. Одиночный барабан внизу и три барабана вверху были соединены сетью труб, которые были приварены к барабанам вверху и одиночному барабану внизу. Рациональная потребность в паре с точки зрения мощности, давления и температуры привела к созданию двухбарабанных и однобарабанных котлов.
Отделенный пар отводится из верхней части барабана и распределяется для процесса. Дальнейший нагрев насыщенного пара приведет к тому, что перегретый пар обычно используется для привода паровой турбины . Насыщенный пар отводится из верхней части барабана и снова входит в печь через перегреватель . Смесь пара и воды поступает в паровой барабан через стояки, внутренние части барабана, состоящие из туманоуловителя, отделяют капли воды от пара, образуя сухой пар. Насыщенная вода в нижней части парового барабана стекает по спускной трубе, обычно без подогрева, в коллекторы и водяной барабан. Его аксессуары включают предохранительный клапан, индикатор уровня воды и регулятор уровня. Питательная вода котла также подается в паровой барабан через подающую трубу, проходящую внутри барабана по длине парового барабана.
Паровой барабан используется без или вместе с грязевым барабаном / барабаном для питательной воды, который расположен на нижнем уровне. Котел с паровым барабаном и барабаном для грязи / воды называется двухбарабанным котлом, а котел только с паровым барабаном называется однобарабанным котлом. Конструкция двухбарабанного котла обычно предназначена для котлов низкого давления, тогда как монобарабан в основном рассчитан на более высокое давление.
На паровозах паровой барабан также называется паровым куполом..