F. Ланда Джокано | |
---|---|
Родился | Фелипе Ланда Хокано. (1930-02-05) 5 февраля 1930. Кабатуан, Илоило, Филиппинские острова |
Умер | 27 октября 2013 г. (2013-10-27) (83 года) |
Национальность | Филиппинец |
Род занятий | Антрополог |
Известен | Значительный объем работ в области филиппинской культурной антропологии, при жизни широко признанный "ведущим культурным антропологом страны". Сторонник основной теории населения Юго-Восточной Азии |
Фелипе Ланда Хокано (5 февраля 1930 г. - 27 октября 2013 г.) был филиппинским антропологом, педагогом и автором, известным своими значительный объем работ в области филиппинской антропологии, в частности по документированию и переводу Hinilawod, западного висаянского народного эпоса. Его выдающиеся достижения в области филиппинской антропологии были широко признаны еще при его жизни: Народный художник Ф. Сионил Хосе назвал его «первым и выдающимся культурным антропологом страны»
Йокано работал заслуженным профессором в Азиатском центре Университета Филиппин и Исполнительный директор PUNLAD Research House, Inc. и профессор Университета Филиппин. Он является автором множества книг по различным аспектам филиппинского общества и культуры.
Хокано родился в Кабатуане, Илоило в 1930 г. девятый из одиннадцати детей, рожденных Эусебио Хокано, упорным фермером, и Анастасией Ланда.
Он закончил начальную школу в государственной школе в Илоило, а затем сбежал в Манилу, потому что его семья не могла позволить себе отправить его в среднюю школу. В конце концов он окончил среднюю школу Арельяно в Маниле, где и закончил ее. После этого он попытался записаться на некоторые курсы колледжа, но отвлекающие факторы и болезнь вынудили его вернуться в свой родной Илоило в 1954 году, где мы в конечном итоге получили степень бакалавра гуманитарных наук в Центральном филиппинском университете в 1957 году..
Именно во время возвращения Джокано в Илоило он впервые проявил интерес к фольклору. Этот интерес привел его к контакту с Робертом Фоксом, в то время антропологом, работавшим в Национальном музее Филиппин, который дал ему работу в качестве «исследовательского помощника» в музее, выполнявшего в основном уборочную работу. Благодаря своей трудовой этике и инициативе привлечь внимание директора музея к своим навыкам набора текста, Джокано в конечном итоге был переведен в машинописный пул музея.
Работа в Национальном музее вдохновила Джокано написать серию статей, в которых обсуждались Филиппинские легенды о растениях и животных, опубликованные в газете Manila Times. Департамент образования принял к сведению эту серию и спросил Джокано, можно ли ее опубликовать в «Diwang Kayumanggi», приложении для обучения в средней школе, которое в то время регулярно выпускалось Департаментом образования. Условием переиздания Джокано было то, что в публикации также должна быть указана его должность «дворника». В результате Джокано был повышен с уровня «Исследовательская помощь» до «Ученого 1», хотя его должностные обязанности остались прежними.
Воспользовавшись стипендией на обучение, Джокано поступил в Чикагский университет, чтобы получить степень магистра антропологии, которую окончил в 1962 году. Он занял там преподавательскую должность, а позже получил степень доктора философии. он получил степень бакалавра антропологии в том же университете.
Джокано в конце концов решил вернуться домой, чтобы преподавать в Филиппинском университете, где он проработал до выхода на пенсию 31 год спустя. В то время он выполнял, среди прочего, обязанности председателя отдела антропологии UP, директора программы филиппинских исследований Азиатского центра UP, декана Института филиппинских исследований UP и руководителя музейной лаборатории Азиатского центра.
Связь Джокано с Филиппинским университетом продолжилась и после выхода на пенсию, так как он был назван почетным профессором Азиатского центра UP.
Работа Джокано как научного писателя была плодотворной и обширной. Его изучение этнологии расширилось на многочисленные аспекты жизни филиппинцев - от фольклора и доколониальной истории до международных отношений, до сельских общин и жизни в городских трущобах. Он был одним из первых, кто даже предложил этнологическое исследование развития корпоративной культуры Филиппин.
В 1999 году он был удостоен особой награды за всю жизнь писательских и публикаций по различным аспектам Филиппинская культура Кругом критиков Манилы.
Джокано, один из первых филиппинских исследователей, получивших надлежащую научную подготовку в области антропологии. стал пионером в использовании наблюдения за участниками в качестве исследовательской методологии в филиппинских этнографических исследованиях, применяя его во многих местах, включая Капис, Илокос и, в частности, городскую бедноту Лубана, Санта-Меса в Маниле.
Работа Джокано в трущобах Лубана была плодотворной, поскольку он настаивал на том, чтобы «жить в сообществе и принимать участие, когда это возможно, в деятельности его членов, наблюдать за тем, что они делают, и проверять наблюдаемое поведение с точки зрения того, что они говорят и делают». Более ранние исследования трущоб в основном основывались на использовании анкет, которые Хокано отверг как неподходящие для изучения городского бедного общества: «Невозможно подойти и написать бумагу и задать вопросы, не вызывая подозрений, особенно среди членов уличных банд».
Народный артист Ф. Сионил Хосе вспоминает, что некоторые из приключений Джокано в «Наблюдении за участниками» вылились в незабываемые юмористические эпизоды:
Одним из самых ранних крупных вкладов Джокано в область культурной антропологии и значительным вкладом в зарегистрированную филиппинскую народную литературу была документация эпической поэмы Хинилавод (что означает «Сказания из устья реки Халавод»).
В эпосе рассказывается история подвигов трех братьев-полубогов Сулоднон, Лабау Донгона, Хумадапнона и Думалапдапа из древнего Паная. Джокано при помощи радиотехника из Центрального Филиппинского университета убедил певцов народных песен Сулода Уланг Удига и Хуган-ан, чтобы пересказать историю и позволить им записать ее на кассету. Процесс получения этого разрешения занял годы, от первого контакта Джокано с Уланг Удигом в 1955 году до записи 30-часового представления Хуган-ана эпической поэмы. в 1957 г. Ли также опубликовал текст в своей книге «Хинилавод: Приключения Хумадапнона Тарангбана I» (эпос был снова записан в 1999 году исследователем Алехо Зата, работавшим среди туземцев сулода, которые все еще исполняли его и для которых эпос все еще оставался очень популярным. активная часть их культуры.)
Было множество сценических представлений Хинилавода, все основанные в основном на текстах Джокано. В ответ на показ в 2012 году сценической версии эпоса в Культурном центре Филиппин театральной группой под названием Хияс Каюмангги, народный артист Ф. Сионил Хосе отметил:
Джокано был одним из первых ученых, предложивших альтернативы ЧАС. Теория волновой миграции Отли Бейера миграции на Филиппины.
Его основная теория населения предполагала, что не было четких дискретных волн миграции, а был длительный процесс культурной эволюции и перемещения людей. Теория предполагает, что ранние жители Юго-Восточной Азии когда-то принадлежали к одной и той же этнической группе со сходной культурой, но в конечном итоге - в результате постепенного процесса, обусловленного факторами окружающей среды - дифференцировались друг от друга.
Другие известные антропологи, такие как Роберт Фокс, Альфредо Э. Евангелиста, Зевс А. Салазар и согласился с Джокано. Однако некоторые по-прежнему предпочитали теорию Бейера как более приемлемую модель, в том числе антрополог Э. Арсенио Мануэль.
Джокано женился на Адрии Паяд, и у них было двое детей, Фелипе-младший и Лизабет. Он умер в 2013 году в возрасте 83 лет.