Закон о судоходстве Европейского Союза - это свод законов, разработанный Европейский Союз («ЕС») в отношении судоходства или морского транспорта.
Доставка осуществляется чрезвычайно важно для Европейского Союза. ЕС является крупнейшим торговым блоком в мире и поэтому очень зависит от судоходства. Около 90% ее торговли с остальным миром осуществляется по морю, а около 40% ее внутренней торговли осуществляется по морю. У ЕС береговая линия вдвое больше, чем у России и в три раза больше, чем у США, поэтому он хорошо осведомлен о проблемах безопасности на море и окружающей среде. Ежегодно через его 1200 портов проходит более 350 миллионов пассажиров. Он также является крупным работодателем в ЕС и значительным источником иностранного дохода.
В принципе, все законы ЕС применимы к морскому сектору. Тем не менее, несмотря на то, что 25 марта 1957 г. был подписан Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (ныне Европейское Сообщество (далее «ЕС»), только в 1970-х гг. предпринимались какие-либо серьезные попытки разработать европейские законы, касающиеся судоходства. В течение 1970-х годов был предпринят ряд попыток разработать законы в конкретных областях, таких как линейные конференции, окружающая среда и лоцманская проводка. Однако только в 1980-х годах, особенно в 1986 году, появился серьезный свод законов ЕС о судоходстве. 22 декабря 1986 года Совет министров принял четыре постановления, которые закладывают основы большинства законов ЕС о судоходстве. В 1990-х и 2000-х годах закон развивался в различных областях, включая закон о конкуренции и антимонопольное законодательство, а также в таких областях, как безопасность, окружающая среда, порты и занятость.
В принципе, все судовладельцы ЕС могут предоставлять морские услуги как между государствами-членами, так и внутри государств-членов (т. Е. Предоставлять каботаж услуги). Право на предоставление международных морских услуг (при условии, что задействован один порт ЕС) закреплено в Регламенте 4055/86. Свобода предоставления услуг между портами в пределах одного и того же государства-члена ЕС (т. Е. Так называемые «каботажные» услуги) была более труднодостижимой, и это было достигнуто только после того, как ЕС принял Регламент 3577/92.
Одной из самых спорных тем является применение закона о конкуренции к морскому транспорту и, в частности, к линейным конференциям.
Закон о конкуренции - это свод правовых норм, призванных гарантировать свободу или соперничество на рынке. В США он известен как «антимонопольный закон».
В период с 1986 по 2006 год в ЕС действовал особый режим, освобождающий многие линейные конференции от применения запрета на антиконкурентные меры (т.е. статья 81 Договора ЕС (теперь статья 101 Договора о функционировании) Европейского Союза)). Это исключение содержалось в Постановлении 4056/86, которое было отменено с октября 2008 г. Многие другие страны, такие как Сингапур, Япония и Китай, в усилия по предотвращению деструктивной конкуренции позволяют устанавливать цены на линейные конференции.
Закон ЕС о государственной помощи приобретает все большее значение в этом секторе. Порты должны гарантировать, что строительство соответствует закону о государственной помощи, и поэтому государства-члены, возможно, должны будут уведомить о предлагаемых схемах помощи Европейскую комиссию для предварительного утверждения.