Эллиот Аронсон | |
---|---|
Аронсон сфотографирован в 1972 году его женой Верой | |
Родился | (1932-01-09) 9 января 1932 года (возраст 88). Челси, Массачусетс, США |
Национальность | Американец |
Alma mater | Университет Брандейса. Уэслианский университет. Стэнфордский университет |
Известен | исследованиями когнитивного диссонанса, высокоэффективными экспериментами, Jigsaw Classroom, теорией притяжения «прибыль-потеря» |
Награды | Премия AAAS за исследования в области поведенческих наук,. Премия APS William James |
Научная карьера | |
Области | Социальная психология, Прикладная социальная психология, Психология СМИ |
Учреждения | Гарвардский университет. Университет Миннесоты. Техасский университет. Калифорнийский университет, Санта-Крус |
Советник докторантуры | Леон Фестингер |
Докторанты | Меррил Карлсмит, Джон Дарли, Энтони Гринвальд, Алекса nder Gonzalez |
Influences | Леон Фестингер, Абрахам Маслоу |
Эллиот Аронсон (родился 9 января 1932 г.) - американский психолог, проводивший эксперименты по теории когнитивного диссонанса, и изобрел Jigsaw Classroom, метод совместного обучения, который облегчает обучение и снижает межэтническую враждебность и предрассудки. В своем учебнике социальной психологии «Социальное животное» 1972 года он сформулировал Первый закон Аронсона: «Люди, которые делают сумасшедшие вещи, не обязательно сумасшедшие», тем самым подтверждая важность ситуативных факторов в странном поведении. Он - единственный человек за 120-летнюю историю Американской психологической ассоциации, получивший все три ее главных награды: за писательское мастерство, за преподавание и за исследования. В 2007 году он получил Премию Уильяма Джеймса за заслуги перед жизнью от Ассоциации психологической науки, в которой он был назван ученым, «коренным образом изменившим наш взгляд на повседневную жизнь». В обзоре Review of General Psychology, опубликованном в 2002 году, Аронсон занял 78-е место среди наиболее цитируемых психологов XX века. Он официально вышел на пенсию в 1994 году, но продолжает преподавать и писать.
Аронсон вырос в крайней бедности в Ревере, штат Массачусетс, во время Великой депрессии. Он был единственным Еврейская семья по соседству, и Аронсон нередко подвергался издевательствам по дороге домой из еврейской школы со стороны антисемитских банд. Он считает, что прогресс в жизни каждого человека основан на сочетание удачи, возможностей, таланта и интуиции. Хотя его оценки в старшей школе были посредственными, его SAT баллы были достаточно высокими, чтобы заработать ему стипендию для работы в университете Брандейса.
Под влиянием отца он начал свою карьеру в колледже по специальности экономика. Однако он быстро сменил специализацию на психологию после случайного посещения лекции по вводной психологии, которую читал Абрахам Маслоу. После посещения этой лекции он понял, что существует целая наука, посвященная изучению вопросов, которые интересовали его в детстве. Студенческие годы в Брандейсе сблизили его с рядом уважаемых психологов, но Маслоу был его основным наставником и оказал наибольшее влияние на его раннюю академическую карьеру.
Аронсон получил степень бакалавра в Брандейсе в 1954 году. чтобы получить степень магистра в Уэслианском университете в 1956 году, где он работал с Дэвидом Макклелландом и доктором философии. по психологии из Стэнфордского университета в 1959 году, где его научным руководителем и наставником был экспериментальный социальный психолог Леон Фестингер.
Аронсон преподавал в Гарвардском университете, Миннесотский университет, Техасский университет и Калифорнийский университет в Санта-Круз. Он также был заслуженным приглашенным профессором Стэнфордского университета. Он был включен в список 100 самых влиятельных психологов 20 века, опубликованный «Review of General Psychology». Он был избран членом Американской академии искусств и наук и получил премию Уильяма Джеймса от Ассоциации психологической науки за свои жизненные достижения. Его награды включают выдающиеся награды за исследования от Американской психологической ассоциации, Американской ассоциации развития науки и Общества экспериментальной социальной психологии. Он также получил премию Гордона Олпорта за свою работу по уменьшению предрассудков. В 1981 году он был одним из пяти ученых, удостоенных звания профессора года Советом по развитию и поддержке образования.
Один из Ключевыми областями интересов и исследований Аронсона была теория когнитивного диссонанса. Аронсон усовершенствовал теорию, согласно которой, когда отношения и поведение противоречат друг другу (диссонируют), возникает психологический дискомфорт. Этот дискомфорт побуждает человека, испытывающего его, либо изменить поведение, либо отношение, чтобы восстановить созвучие. В классическом эксперименте Аронсон продемонстрировал, что люди, которые проходят неловкое посвящение, чтобы попасть в группу, развивают более благоприятные оценки группы, чем люди, принимаемые после легкого или легкого посвящения. В «Теориях когнитивной согласованности» Аронсона он утверждает: «Теория диссонанса не основывается на предположении, что человек является разумным животным; скорее, она предполагает, что человек является рационализирующим животным - что он пытается казаться рациональным как для других, так и для себя самого.. "
Аронсон руководил разработкой классной техники для снятия межгруппового напряжения и повышение самооценки. Было обнаружено, что классы учеников редко сотрудничают для достижения общей цели. В 1971 г. недавно десегрегированные школы в Остине, Техас столкнулись с кризисом насилия между этническими группами. Аронсона, тогда работавшего в Техасском университете, пригласил в качестве консультанта администратор школы, который также был бывшим учеником. Аронсон заметил, что атмосфера высокой конкуренции в школах обостряет и без того напряженное этническое соперничество. Вместе со своими аспирантами он разработал модель педагогической практики, чтобы поощрять культуру общих целей и взаимной поддержки. В классе мозаики ученики делятся на небольшие группы, смешанные по расе и по способностям, для совместной работы над заданием. Учебный материал - например, биография исторической личности - разбит на разделы, и один член каждой группы отвечает за чтение каждого раздела. Члены с одинаковой ролью из каждой группы собираются в «экспертные группы» для обсуждения своих разделов. Затем они возвращаются в свои группы и по очереди представляют то, что они узнали. Затем они оцениваются индивидуально по всем разделам материала. Такое разделение обязанностей означает, что учащиеся мотивированы слушать друг друга, и каждый из них играет важную роль для других.
Сравнение с традиционной классной средой показало, что класс-головоломка положительно влияет на учебу. производительность, самооценка и отношение к другим этническим группам. С тех пор этот метод применялся в сотнях школ по всей Северной Америке. Начиная с первоначального применения на уровне школы с третьего по пятый, он был расширен на другие уровни образования. Этот успех побудил Аронсона применить свои исследования к другим вопросам политики, включая энергосбережение и лечение пожилых людей. После резни в средней школе Колумбайн, Аронсон выступал за создание классных комнат-головоломок как часть подхода к снятию социальных разногласий, лежащих в основе школьного насилия.
В 1965 году Аронсон предположил, что межличностное влечение и симпатия можно понимать в терминах баланса вознаграждения и затрат. Это означало, что контраст - усиление или потеря положительной обратной связи от другого человека - оказывает большее влияние на симпатию, чем абсолютный уровень обратной связи. Примером может служить то, что комплименты более значимы, когда они исходят от человека, который обычно критичен, а не от надежного сторонника. Другой пример: пара может чувствовать себя более преданной своим отношениям, если они изначально не любили друг друга.
Аронсон опубликовал статью в 1966 году, в которой описал эксперимент, проверяющий эффекты простая ошибка в восприятии привлекательности. Так называемый эффект Пратфолла - это тенденция к увеличению или уменьшению привлекательности после того, как человек совершает ошибку, в зависимости от воспринимаемой им компетентности или способности работать хорошо в общем смысле.
Премия | Наградной орган | Год | Источник |
---|---|---|---|
Премия за выдающиеся исследования в области социальной психологии | Американский Ассоциация содействия развитию науки | 1970 | |
Стипендия | Центр перспективных исследований в области поведенческих наук | 1970–1, 1977–8 | |
Национальная премия СМИ | Американская психологическая ассоциация | 1973 | |
Премия преподавателя | Техасский университет | 1973 | |
Премия преподавателя психологии | Американская психологическая ассоциация | 1980 | |
Премия Дональда Т. Кэмпбелла за выдающийся вклад в области социальной психологии | Американская психологическая ассоциация | 1980 | |
Профессор года | Совет по развитию и поддержке образования | 1981 | |
Премия Гордона Олпорта в области меж- Групповые отношения | Общество психологических исследований социальных проблем | 1981 | |
Товарищество Гуггенхайма | Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма | 1981–2 | |
Фелло wship | Американская академия искусств и наук | 1992 | |
Премия за выдающиеся исследования в области социальных наук | Калифорнийский университет, Санта-Крус | 1992 | |
Премия за выдающуюся научную карьеру | Общество Экспериментальная социальная психология | 1994 | |
Премия за выдающийся научный вклад | Американская психологическая ассоциация | 1999 | |
магистр-преподаватель | Американская психологическая ассоциация | 2001 | |
Премия Уильяма Джеймса за выдающийся вклад в жизнь в научную психологию | Ассоциация психологических наук | 2007 |
Эллиот женат на Вере Аронсон, с которым он познакомился, когда они оба были младшими научными сотрудниками под руководством Абрахама Маслоу. Вместе у них было четверо детей: Хэл, Нил, Джули и Джошуа, который сам является социальным психологом. В 2000 году Аронсону был поставлен диагноз дегенерация желтого пятна, и к 2003 году он полностью потерял центральное зрение. Чтобы справиться со слепотой, Аронсон решил завести собаку-поводыря и в 2010 году подал заявку в Собаки-поводыри. В январе 2011 года он начал трехнедельное обучение со своей новой собакой-поводырем Десилу. по прозвищу Дези. Он окончил программу 12 февраля 2011 года. Он сказал: «Они работали с нами по 14 часов в день, пока мы не стали почти такими же умными, как наши собаки».
Аронсон написал более двадцати книг, в том числе учебники, популяризаторы и одна книга детской художественной литературы с внучкой Рут Аронсон. В 2010 году Psychology Press опубликовала книгу эссе и научных статей его друзей, коллег и бывших студентов, отмечая его влияние на их работу: «Ученый и гуманист: Festschrift в честь Эллиота Аронсона».