Элиа Зенгелис (родился в 1937 году, Афины, Греция) греческий архитектор и педагог. Он изучал архитектуру в Архитектурной ассоциации Школа архитектуры, Лондон, завершив свое обучение в 1961 году. С 1961 по 1971 год он работал на архитекторов Douglas Stephen and Partners, Лондон, а также (из 1963) преподает в Архитектурном товариществе. Зенгелис стал известным учителем в школе за то, что ввел в учебную программу более радикальный авангардизм. С 1971 по 1975 год Зенгелис сотрудничал с различными архитекторами в Лондоне, Париже и Нью-Йорке: Жорж Кандилис, Рем Колхас, О.М. Унгерс и Питер Эйзенман.
Зенгелис привлек внимание критиков за свои достижения, когда он работал в голландской архитектурной компании Office for Metropolitan Архитектура (OMA), которую он основал в 1975 году вместе с Зои Зенгелис, его женой, его бывшим учеником Ремом Колхасом и Маделоном Вризендорп, женой Колхаса.
С 1980 по 1987 год мужчина Зенгелис был партнером, руководившим ОМА в Лондоне; OMA Афины с 1982 по 1987 год OMA Афины. Из проектов OMA в этот период Зенгелис оказал центральное влияние на более ранние работы: Расширение палат голландского парламента, Гаага, 1978; Lutzowstrasse, IBA Berlin, 1981; Parc de la Villette, Париж, 1982 г.; и Checkpoint Charlie жилье, IBA Berlin, 1990.
Несколько картин, которые Элиа Зенгелис сделал с Зои Зенгелис для иллюстрации проектов OMA, например, Hotel Sphinx (1975) и Sixteen Villas on the Остров Антипарос, Греция (1981 г.) - теперь включен в коллекцию искусства и дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Поворот Зенгелиса к проектированию буржуазных летних вилл в Греции в начале 1980-х ознаменовал изменение динамики его творчества: британский архитектурный журнал Architectural Design (№ 51, 1981) В отношении своих домов на Антипаросе он отметил, что «С тех пор, как Элиа Зенгелис и Рем Колхас официально основали OMA более шести лет назад, их работа, недавно описанная Бобом Максвеллом» как ряд парадоксов: редукционистский, но метафорический, полемический, но изысканный, современный, однако антисовременность »обнаружила тонкие сдвиги в беспокойстве. Эта идиосинкразическая эволюция теперь перешла от манхэттанизма к средиземноморью; их нынешний проект серии вилл на Антипаросе отражает развитие логики OMA, искусно созданной с эгейскими традициями». Однако эта оценка несколько вводит в заблуждение, поскольку после этой работы Зенгелис все еще работал в проектах в Западном Берлине, особенно в городских застройках, являющихся частью проекта IBA Berlin, в котором город организовал серию приглашенных архитектурные конкурсы среди архитекторов-авангардистов того времени (в том числе Альдо Росси, Питер Эйзенман и Роб Криер ) на проектирование заполнения на объектах по всему городу. OMA спроектировало здание рядом с печально известным местом Контрольно-пропускной пункт Чарли - в то время, когда еще действовал пограничный контроль.
В 1987 году Зенгелис начал сотрудничество с архитектором Элени Гигантес в офисе Gigantes Zenghelis Architects в Лондоне и Афинах. С 2000 по 2011 год у них также был филиал в Брюсселе, Бельгия. Однако с 1992 года Зенгелис отказался от активного участия в офисе и от дизайна в пользу своего первого и истинного призвания - образования, которое к тому времени занимало его почти постоянно. Однако он продолжал читать лекции о работе офиса и время от времени вносить вклад.
Самым престижным и получившим признание критиками завершенным проектом офиса был Дом молодежи Асикита (1996–1998) в Кумамото, на острове Кюсю, Япония, по заказу Кумамото ArtPolis. [1]
В 1989 году он был назначен профессором Baukunst в Kunstakademie в Дюссельдорфе (заняв недавно освобожденную кафедру Джима Стирлинга) и ушел на пенсию в 2002 году. Он также преподавал в Институте Берлаге в Нидерланды (1993–2010), а в 2003 году также был назначен членом его Правления. С 1997 г. он также преподавал в Швейцарии: в качестве приглашенного профессора в EPFL в Лозанне (1997-8 гг.) И ETH в Цюрихе (1998–2000 гг.) И в качестве профессора в (2000–2000 гг.) 2007). Он был назначен почетным профессором различных архитектурных школ, таких как Фессалийский университет в Греции. В 2012 году он преподавал мастер-классы в The Bartlett и в настоящее время является приглашенным профессором Давенпорта в Йельской школе архитектуры.
«С начала 60-х годов архитектура вступала в период кризиса, и поиск пути вперед смещался из профессии в школы. (...) Через Архитектурную ассоциацию меня отправили в Ульм, и при поддержке школы мы смогли пригласить новых радикальных архитекторов, таких как Куп Химмельблау и Адольфо Наталини из Superstudio в Лондон: обеспечение не только перекрестного опыления, но и системы поддержки через границы. К концу 60-х Архитектурная ассоциация стала питательной средой для радикальных идей, и даже до того, как я встретил Рема Колхаса, будучи студентом 2-го курса, я оставил свою работу и сосредоточил свою жизнь в школе ». (Зенгелис, «Заявление о намерениях», 2003 г.)