Элеонора Зименцка | |
---|---|
Элеонора Зименцка около 1869 года | |
Родилась | Элеонора Гагаткевич. 1819. Ясенец |
Умер | 23 сентября 1869 г.. Варшава |
Род занятий | писатель, философ, публицист |
Известные произведения |
Элеонора Зиеменцка (н.э. Гагаткевич) (родился 1819 г. в Ясенец в Мазовии, умер 23 сентября 1869 г. в Варшаве ) - польский философ и публицист. Ее часто считают первой женщиной-философом в Польше.
Она писала «Размышления о воспитании женщин» и редактировала журнал «Пилгржим» («Пилигрим»). Ее называют «антигегельянкой» и консерватором.
Она родилась в поместье в Ясенеце, принадлежавшем тому месту, где ее отец работал администратором. Ее воспитывала бабушка, тоже Элеонора, которая делала упор на чтения современных романтических поэтов, таких как Адам Мицкевич и Францишек Карпинский.
. Свои первые стихи она опубликовала в одиннадцать. лет в 1830 году, в детском журнале (Dziennik dla Dzieci), редактором Станислава Яховича. Впоследствии она начала регулярно сотрудничать с различными периодическими изданиями, такими как, и, публиковать литературные произведения (рассказы, сказки) и редакционные статьи.
Она вышла замуж за Антония Зиемецкого в 1834 году и вместе с мужем уехала в Дрезден, где они прожили до 1840 года. Затем семья переехала в Варшаву.
После переезда в Варшаву она увлеклась философией, включая работы Джона Локка, Этьена де Кондильяка и французских спиритуалистов, затем работы немецких философов, в том числе Иммануила Канта, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг и Фридрих Гегель. Она ссылалась на этих философов в своих путевых заметках, опубликованных в Pierwiosnek.
Зиемецка стала ассоциироваться с консервативной польской интеллигенцией из Конгресса Польши, которая выступала против растущего влияния гегелизма, рассматривая его как угрозу традиционным ценностям и общественному порядку. В частности, она сблизилась с кругом католических публицистов-традиционалистов, связанных с журналом (Petersburg Weekly), в который входили Хенрик Ржевский, епископ, и Михаил Грабовский (так называемый "Петербург клика"). Хотя сама Зиемецкая никогда не входила в круг и никогда не публиковалась в Tygodnik, эти люди поддерживают ее интеллектуальные усилия. Зиемецка возражала против рабского отношения клики к России и считала их традиционализм крайним. Вместо этого она хотела синтезировать новые интеллектуальные течения с традиционными религиозными ценностями.
В результате связи с Петербургом Зиемецка увлеклась философией Фридриха Гегеля и взялась развивать критику тогдашней немецкой философии, в особенности ее пантеистических аспектов. Это привело к ее первой крупной философской работе Myśli o filozofii («Философские мысли»), опубликованной в 1841 году. В ней она критиковала Гегеля и пыталась защитить автономию религиозных верований. С другой стороны, она положительно относилась к философии Иммануила Канта. Хотя в этой книге Зиемецка была названа первой женщиной-польским философом, в то время ее широко критиковали другие философы, такие как Бронислав Трентовский, Эдвард Дембовский и. Трентовски, в частности, написала в ответ на свою работу, что женщинам не стоит заниматься философией.
В 1842 году Зиемецка основала консервативно-католический ежемесячный журнал Pielgrzym (Пилигрим), в котором публиковала литературные, философские и политические очерки, а также переводы французских религиозных произведений. Несмотря на поддержку со стороны важных литературных деятелей, таких как Юзеф Игнаций Крашевский, журнал так и не получил широкой читательской аудитории, и Зиемецка закрыла его в 1846 году.
Ziemiecka также обращала внимание на роль женщин в обществе и, в частности, на образование женщин. В 1842 году она познакомилась с Нарцизой Жмиховской, молодой писательницей, недавно дебютировавшей в издательстве в Пьериоснеке. На Жмиховскую повлияла Земецкая, которая опубликовала ряд своих литературных произведений в Pielgrzym. За это время журнал стал одним из основных изданий, посвященных женской проблематике.
В 1843 году Зиемецка опубликовала Myśli o wychowaniu kobiet («Мысли о воспитании женщин»), в которой она рассказала о традиционных призывах к воспитанию нравственности и нравственности, но также сделала новые для того времени призывы предоставить молодым женщинам современные образование. По ее мнению, необходима реформа в сфере образования и воспитания женщин, которая сосредоточилась бы как на эмоциональном, так и на интеллектуальном аспектах. В то же время она также критиковала любовные романы, поскольку, по ее мнению, они чрезмерно стимулировали воображение, были слишком эмоциональными и приводили к отрешенности от реальности, что приводило к семейным конфликтам и неудачам в жизни.
В номере журнала Studia Ziemięcka за 1860 год опубликовала эссе «Слово о женщинах», в котором она критиковала различные современные стереотипы о женщинах, например те, которые считали женщин «ангельскими» и «духовными». как те, кто считал, что женщины хуже мужчин. Она утверждала, что следует признавать и уважать достоинство женщин, а также их индивидуальность. Она основывала эти аргументы на религиозной основе, и эта записка была расширением материала, впервые опубликованного в «Зарисе философии католицкой» («Очерк католической философии») в 1857 году.
Она также написал рассказы для юношества и детей, опубликованные в «Детском ежедневнике», а также сборники рассказов на основе народных сказок Повястки Людове (1860-1861). Она также перевела работы Джона Генри Ньюмана (1858) и опубликовала несколько критических эссе. Как правило, в литературном творчестве она критиковала реализм и отдавала предпочтение дидактическим и аллегорическим рассказам.
.