Бронислав Трентовский

редактировать
Бронислав Трентовский

Бронислав Фердинанд Трентовский (21 января 1808 г. в Ополе - 16 июня 1869 г.) был польским "мессианистом «философ, педагог, журналист и масон, и главный представитель польской мессианской« национальной философии ».

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь

Бронислав Трентовский был выпускником колледжа пиаристов в Лукув. В молодости он преподавал в школе в Подлясье, затем воевал уланом в польском Ноябрьское 1830–31 восстание. После подавления восстания он эмигрировал в Германию, поселившись в конце концов в Фрайбурге в Бадене. Он проявил интерес к философии, стал доцентом Фрайбургского университета и оставался там до конца своей жизни. Он попытался вернуться в Польшу, но был изгнан из Познани в 1843 г. прусским правительством, а из Кракова в 1848 г. Австрийское правительство.

Свою первую работу он опубликовал в 1837 году на немецком языке, но с 1842 года он писал только на польском языке, начиная с Chowanna, czyli system pedagogiki narodowej jako umiejętności wychowania, nauki i oświaty, słowem wykształcenia naszej młodzieży (Chowanna, или Система национальной педагогики как наука о воспитании и обучении, одним словом, о воспитании нашей молодежи).

Трентовский в своей книге Stosunek filozofii do cybernetyki, czyli sztia rzą Народем (Отношение философии к кибернетике, или Искусство управления нацией, 1843 г.) был первым польскоязычным автором, использовавшим термин «кибернетика ».

В 1847–1848 годах он написал книгу Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat (Славянская вера или Этика, управляющая Вселенной), демонстрирующую, что славянские боги были формой того же бога, которому поклонялись христиане.

С 1840 года Трентовский писал для Tygodnik Literacki (Литературный еженедельник), Rok (Год), Biblioteka Warszawska (Варшавская библиотека) и Orędownik Naukowy (Представитель науки).

Трентовский проповедовал концепция «национальной философии», т. е. философии, возникшей из специфических характеристик польского народа, которая будет служить этому народу в выполнении его исторической миссии. Основываясь на своей философии, он создал педагогическую систему, предназначенную для возрождения польской нации через образование и воспитание в духе патриотизма (программа «национальной педагогики »). В психологии он ввел понятие индивидуального, единственного «я» (ja jń); и он рассматривал общество как собрание «я». В политической философии он постулировал примирение реформ с национальной традицией.

Трентовский имел много общего с польским мессианистом Юзефом Марией Хене-Вронски. У него был такой же умозрительный склад ума; те же максималистские устремления в философии и убеждение в том, что «Бог предназначил [ему] полную реформу обучения и через нее возрождение общества».

Главный объект его философии была универсальность, выход из односторонних решений. Односторонними для него были реализм и идеализм, объективный и субъективный точки зрения, опыт и разум, эмпирическое и метафизическое знание. Он стремился выйти за пределы этих антитез к синтезу. Он строго осуждал мессианизм и отвергал любую связь с немецкой философией; на самом деле, однако, он был увлечен немецким гегельянством, а в его более поздних работах - также мессианской национальной идеологией, и союз этих двух элементов составлял основу его философии

. Сочинения
  • Chowanna, czyli system pedagogiki narodowej (Чованна, или Система национальной педагогики, т. 1-2, 1842).
  • Stosunek filozofii do cybernetyki, czyli sztuka rządzenia narodem (Отношение философии к Кибернетика, или искусство управления нацией, 1843).
  • Myślini, czyli całokształt logiki narodowej (Myślini, или Полная национальная логика, т. 1-2, 1844).
  • Wizerunki duszy narodowej z końca ostatniego stulecia (Образы национальной души конца прошлого века, 1847 г.)
  • Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat (Славянская вера, или Управляет Вселенной, 1847–48)
  • Przedburza polityczna (Приближающаяся политическая буря, 1848).
  • Die Freimaurerei in ihrem Wesen und Unwesen (нем.: T он масоны..., 1873).
  • Panteon wiedzy ludzkiej... (Пантеон человеческого знания..., тт. 1–3, 1873–81).
  • Божица (Книга Бога, фрагменты, 1965).
См. Также
Примечания
Ссылки
  • «Трентовский, Бронислав Фердинанд», Encyklopedia Powszechna PWN (Универсальная энциклопедия PWN), том. 4, Варшава, Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1976, с. 483.
  • "Трентовский, Бронислав Фердинанд", Encyklopedia Polski (Польская энциклопедия), Краков, Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 1996, ISBN 83-86328 -60-6, с. 698.
  • Владислав Татаркевич, Zarys dziejów filozofii w Polsce (Краткая история философии в Польше), [в серии:] Historia nauki polskiej w monografiach (История изучения польского языка в монографиях), [том] XXXII, Краков, Polska Akademia Umiejętności (Польская академия обучения ), 1948, стр. 20–21. Эта монография основана на соответствующих разделах в более ранних изданиях авторской Historia filozofii (История философии).
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-13 13:38:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте