Бронислав Фердинанд Трентовский (21 января 1808 г. в Ополе - 16 июня 1869 г.) был польским "мессианистом «философ, педагог, журналист и масон, и главный представитель польской мессианской« национальной философии ».
Бронислав Трентовский был выпускником колледжа пиаристов в Лукув. В молодости он преподавал в школе в Подлясье, затем воевал уланом в польском Ноябрьское 1830–31 восстание. После подавления восстания он эмигрировал в Германию, поселившись в конце концов в Фрайбурге в Бадене. Он проявил интерес к философии, стал доцентом Фрайбургского университета и оставался там до конца своей жизни. Он попытался вернуться в Польшу, но был изгнан из Познани в 1843 г. прусским правительством, а из Кракова в 1848 г. Австрийское правительство.
Свою первую работу он опубликовал в 1837 году на немецком языке, но с 1842 года он писал только на польском языке, начиная с Chowanna, czyli system pedagogiki narodowej jako umiejętności wychowania, nauki i oświaty, słowem wykształcenia naszej młodzieży (Chowanna, или Система национальной педагогики как наука о воспитании и обучении, одним словом, о воспитании нашей молодежи).
Трентовский в своей книге Stosunek filozofii do cybernetyki, czyli sztia rzą Народем (Отношение философии к кибернетике, или Искусство управления нацией, 1843 г.) был первым польскоязычным автором, использовавшим термин «кибернетика ».
В 1847–1848 годах он написал книгу Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat (Славянская вера или Этика, управляющая Вселенной), демонстрирующую, что славянские боги были формой того же бога, которому поклонялись христиане.
С 1840 года Трентовский писал для Tygodnik Literacki (Литературный еженедельник), Rok (Год), Biblioteka Warszawska (Варшавская библиотека) и Orędownik Naukowy (Представитель науки).
Трентовский проповедовал концепция «национальной философии», т. е. философии, возникшей из специфических характеристик польского народа, которая будет служить этому народу в выполнении его исторической миссии. Основываясь на своей философии, он создал педагогическую систему, предназначенную для возрождения польской нации через образование и воспитание в духе патриотизма (программа «национальной педагогики »). В психологии он ввел понятие индивидуального, единственного «я» (ja jń); и он рассматривал общество как собрание «я». В политической философии он постулировал примирение реформ с национальной традицией.
Трентовский имел много общего с польским мессианистом Юзефом Марией Хене-Вронски. У него был такой же умозрительный склад ума; те же максималистские устремления в философии и убеждение в том, что «Бог предназначил [ему] полную реформу обучения и через нее возрождение общества».
Главный объект его философии была универсальность, выход из односторонних решений. Односторонними для него были реализм и идеализм, объективный и субъективный точки зрения, опыт и разум, эмпирическое и метафизическое знание. Он стремился выйти за пределы этих антитез к синтезу. Он строго осуждал мессианизм и отвергал любую связь с немецкой философией; на самом деле, однако, он был увлечен немецким гегельянством, а в его более поздних работах - также мессианской национальной идеологией, и союз этих двух элементов составлял основу его философии