Einheits-PKW (по-немецки «стандартные легковые автомобили») поставлялись Вермахту между 1936 и 1943 годами в трех версиях Leichter Einheits-PKW, Mittlerer Einheits-PKW и Schwerer Einheits-PKW (легкий, средний и тяжелый легковой автомобиль). Эти автомобили должны были заменить гражданские автомобили, ранее закупленные Рейхсвером, на мобильные автомобили повышенной проходимости, которые соответствовали военным требованиям, а также упрощали логистику и обслуживание за счет использования стандартизированных компонентов. Программа не достигла ни одной из этих целей.
В самом начале процесса моторизации немецких вооруженных сил перед Второй мировой войной сначала Рейхсвер, а затем Вермахт закупили военизированные версии многих различных марок и моделей гражданских легковых автомобилей. Таким образом, когда в 1935 году началось открытое перевооружение, инвентарь легковых автомобилей Вермахта по ряду аспектов был неудовлетворительным. С одной стороны, проходимость и долговечность имеющихся машин не соответствовали требованиям. военные требования. С другой стороны, их обслуживание и поставка запчастей были очень сложными из-за большого количества различных марок, моделей, а часто и поколений моделей.
После захвата власти нацистами увеличилось финансирование механизации, и в 1934 году была запущена программа разработки стандартизированных шасси. Он стремился достичь максимальной мобильности по пересеченной местности и обширной стандартизации деталей, используя при этом последние инновации в автомобильной инженерии, чтобы автомобили можно было производить в течение длительного периода времени без особых изменений. Первоначально планировалось пять типов:
Среди прочего, все типы должны были иметь полный привод, независимую подвеску, и использовать отечественное сырье в соответствии с Четырехлетним планом. Однако из-за ограничений автомобильной промышленности Германии в то время желаемая стандартизация была поставлена под угрозу с самого начала. Ни один производитель не смог самостоятельно поставить необходимое количество автомобилей. Поэтому производство было поручено нескольким производителям, каждый из которых предположительно следовал одним и тем же стандартным планам: BMW (Werk Eisenach ), Hanomag, Stoewer, Opel (Werk Brandenburg ), Ford Germany и Auto Union (Horch и Wanderer ). Однако эти компании, в свою очередь, передали производство значительной части отдельных компонентов на аутсорсинг различным сторонним поставщикам. Кроме того, каждый использовал двигатели из своей собственной линейки гражданских моделей, поэтому двигатели не были стандартизированы с самого начала.
Шасси тяжелого легкового внедорожника также использовалось для Leichter Panzerspähwagen (Sd.Kfz. 221 и Sd.Kfz. 222), хотя его двигатель был установлен в сзади.
Первые легкие внедорожные легковые автомобили были поставлены Stoewer в 1936 году (R 180 Spezial), за ними в 1937 году последовали первые средние и в 1938 году первые тяжелые модели. Слабые стороны программы быстро стали очевидны - высокая стоимость, сложное производство и перегруженные производители, неспособные поставить достаточное количество техники, чтобы заполнить все места принимающих воинских частей, как планировалось. Таким образом, вермахт все еще должен был обеспечивать 60% своих потребностей в другом месте - переоборудовать обычные гражданские автомобили для использования в военных целях, эвфемистически назвав их «Ergänzungsfahrzeuge» (дополнительные транспортные средства), а также использовать реквизированные и захваченные гражданские автомобили. Это, в свою очередь, привело ко многим недостаткам в обслуживании, поставках и обучении.
Запросы в различные подразделения вооруженных сил показали, что Einheits-Pkw также были несовершенными конструкциями, в значительной степени непригодными для службы в военное время. Даже упрощения кузова и шасси 1940 года («Тип 40», в том числе без сложной системы управления всеми четырьмя колесами) не смогли исправить множество недостатков. Помимо сложной конструкции и чрезмерного износа, все типы в основном подвергались критике за большой вес, что, в свою очередь, означало высокий расход топлива и приводило к многочисленным поломкам рамы и подвески в полевых условиях. Соответственно, производство трех типов прекращалось в 1942, 1943 и 1941 годах соответственно.
Легкий внедорожный легковой автомобиль был построен на BMW-Werk Eisenach под обозначение BMW 325, а также Hanomag (Typ 20 B) и Stoewer (Typ R 180 Spezial). Машины использовались в качестве десантников (Kfz. 1), ремонтно-ремонтных бригад (Kfz. 2/40), звукоизмерительных отрядов артиллерийской разведки (Kfz. 3) и войсковой ПВО (Kfz. 4). Было построено почти 13000 единиц. Между 1940 и 1943 годами только Stoewer продолжал выпускать R 200 Spezial без рулевого управления всеми четырьмя колесами (Typ 40). Масса пустых автомобилей 1775 кг (без системы управления четырьмя колесами 1700 кг). 90% всех видов вооруженных сил отклонили этот автомобиль как «непригодный для службы в военное время» в ходе расследования 1942 года, в то время как гораздо более простой, легкий и дешевый Volkswagen Kübelwagen оказался намного лучше практически во всех отношениях.
Средний легковой автомобиль повышенной проходимости, старая версия Средний легковой автомобиль повышенной проходимости, более поздняя версия без запасного колесаСредний легковой автомобиль повышенной проходимости был построен Opelwerk Brandenburg (только шасси) и Auto Union : завод Siegmar (бывший Wanderer ) в Зигмар-Шенау (сегодня часть Chemnitz ) и фабрика Horch в Цвиккау. Вермахт использовал их в качестве войсковых транспортов (Kfz. 11, с буксирной тягой: Kfz. 12, 6-местный вариант: Kfz. 21), в корпусах связи (Kfz. 15, Kfz. 17, Kfz. 17/1) и для артиллерийской разведки (Kfz. 16 и Kfz. 16/1). Было построено около 12000 единиц. Самым заметным изменением упрощения конструкции 1940 года было устранение установленных по центру запасных колес, что упростило конструкцию кузова и дало больше внутреннего пространства. Автомобили имели Horch V8 (Opel: рядный 6-цилиндровый) и снаряженную массу 2700 кг (версия Horch с открытым верхом: 3080 кг) и были единственным типом, который изначально даже не имел четырехколесного рулевого управления. 80% родов войск отвергли машину как непригодную для службы в военное время.
Тяжелый легковой автомобиль повышенной проходимости, старая версия с запасным колесомТяжелый легковой автомобиль повышенной проходимости был построен Horch в Цвикау и Ford Germany в Кельн, каждый из которых использует свои двигатели V8. Они использовались войсками связи (Kfz. 23 и 24), как машины скорой помощи (Kfz. 31), как тягачи для легкой артиллерии (Kfz. 69) и зенитные орудия (Kfz. 81), как перевозчики войск (Kfz. 70). и как носитель прожекторов AA (Kfz. 83). Кроме того, бронетранспортер Sd.Kfz. 247 и заднемоторный бронеавтомобиль Leichter Panzerspähwagen во всех его версиях использовали одинаковое шасси. Всего было построено около 5000 единиц. Масса пустого вагона составляла 3300 кг (без управления четырьмя колесами: 3200 кг). Как и другие, тяжелый тип лишился четырехколесного рулевого управления вместе с установленными посередине запасными колесами в 1940 году. Хотя он страдал от тех же недостатков, о которых говорилось ранее, а также от тяжелого рулевого управления, похоже, это был самый успешный тип. стандартной программы легковых внедорожников.