К востоку от Элефант-Рока - британский независимый драматический фильм 1977 года режиссера Дона Бойда с Джоном Хёртом в главной роли, Джереми Кемп и Джуди Боукер. Это был второй художественный фильм Бойда после его малоизвестного 1975 года Интимные размышления. Подобно пьесе Уильяма Сомерсета Моэма 1927 года Письмо и двум последующим экранизациям, его повествовательное содержание зависело от убийства Этель Праудлок в 1911 году в Куала-Лумпуре., Малайзия, которая стала причиной célèbre скандала в британском колониальном обществе и которая была освещена в статье Sunday Observer совсем недавно, годом ранее. Бойд, частично опираясь на свой собственный опыт роста во все более неблагополучной семье в Кении во время восстания Мау-Мау, хотел рассказать историю о закате Империи и отказ от ответственности. В случае, если над его проектом по большей части высмеивали, фильм действительно получил горячую поддержку со стороны режиссера Брайана Форбса.
Действие фильма происходит в Юго-Восточной Азии в 1948 году, в неназванной британской колонии. Губернатор убит, но колонисты продолжают игнорировать недовольство местных жителей британской оккупацией. Владелец плантации Роберт Праудфут эксплуатирует своих местных рабочих, в то время как его избалованная жена Ева (Джуди Боукер ) постепенно отдаляется от своего мужа. В конце концов, у Евы роман с секретарем посольства Нэшем (Джон Хёрт ), но вскоре обнаруживается, что у Нэша уже есть любовница: местная женщина. В приступе ярости Ева убивает Нэша. Роберт приходит на помощь Еве и пытается добиться для нее более мягкого приговора за убийство.
Фильм подробно рассматривается в книге Александра Уокера «Национальные герои: британское кино 70-х и 80-х». Сценарий был написан Ричардом Бойлом при участии коллеги-журналиста Джеймса Атертона. Съемки проходили в течение четырех недель в апреле и мае 1976 года на территории Шри-Ланки с бюджетом всего 100 000 фунтов стерлингов. Постпродакшн был проведен в Лондоне, а музыку к фильму написал Питер Скеллерн.
Фильм был отобран для участия в Лондонском кинофестивале 1976 . В примечаниях к программе отмечалось:
На протяжении всего производства использовалась осознанная стилистическая дисциплина создания фильма, отражающего настроения и манеры расцвета больших студий 1940-х годов, и в то же время охватывающий современный подход. Это не означает, что это не жанровый фильм; на самом деле большая часть его очарования проистекает из того факта, что его нелегко отнести к другим фильмам, снимаемым сегодня.
Бойд потребовался год, чтобы найти дистрибьютора, а затем обеспечить выпуск, поскольку это было независимое производство - без любая студийная поддержка. Его первый общий показ состоялся в январе 1978 года в новом четырехзальном зале Classic 1-2-3-4 на Оксфорд-стрит в Лондоне.
Фильм вызвал чрезвычайно враждебную реакцию британской прессы, и высказывались предположения, что Бойд «сорвал» классический нуар Уильяма Уайлера Письмо. Бойд ответил, и это было вполне правдоподобно, что он просто не видел фильм Уайлера, но он определенно знал о деле Прудлока.
Филип Френч, в статье The Times, прокомментировал:
Сценарист-режиссер Дон Бойд приукрасил свой рассказ некоторым политическим фоном... без малейшего понимания колониальной политики в после мировой войны. Слоновья скала плохо освещена, плохо отредактирована и плохо снята. Обычно в любовной сцене на железнодорожной платформе часы на вокзале переводятся на полчаса назад.
, а Time Out охарактеризовал это как «удручающе повторяющийся образец британского независимого кино».
Мнение Александра Уокера было более тонким. Он хвалит часто великолепную мизансцену фильма при ограниченном бюджете и особенно ценит исполнение Джереми Кемпа, но соглашается с тем, что история была обработана неумело.
Пришел Брайан Форбс. в защиту фильма в письме в The Times
В то время, когда британская киноиндустрия отчаянно нуждается в сочувственной поддержке, грустно, что такое достойное усилие молодого режиссера... должно быть встречено с таким искаженным - и для тех, кто знает - несправедливый прием
позже он пошутил, что его письмо стоило ему хороших отзывов о его собственных фильмах с тех пор.
.
Evening Standard заявил
Что Дон Бойд не может сделать, он может вовлечь вас в реальное ощущение людей и пространства; мелочники из провинциальной администрации живут в феодальном стиле, все теснее собираясь вместе на коктейльных вечеринках в целях безопасности. Настоящая сценическая слава и воспоминания о прошлой Империи на Цейлоне придают фильму пронизывающее чувство социальной аутентичности.