Из издания 1594 года, опубликованного Жаном Ле Пре | |
Автор | Луций Анней Сенека |
---|---|
Страна | Древний Рим |
Язык | Латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | с. 55 г. н. Э. |
«Де Клеменция» (часто переводится как «О милосердии» на английском языке) - двухтомное (неполное) поучительное эссе, написанное в 55–56 гг. Н. Э. Сенекой Младшим, римский Стоический философ императору Нерону в первые пять лет его правления.
Работа была написана после того, как Нерон стал императором, и явно относится к раннему периоду правления Нерона. Из замечаний Сенеки следует, что оно было написано после того, как Нерону исполнилось восемнадцать, что соответствует убийству его соперника Британика в 55 году нашей эры. Следовательно, это может быть написано частично как извинение, возможно, как средство заверить римскую знать, что убийство станет концом, а не началом кровопролития.
Работа сохранилась фрагментарно. Из трех оригинальных книг сохранились только первая и начало второй.
«Де Клеменция» Сенеки представляет собой поучительный контраст между хорошим правителем и тираном и оценку отношения между правителем и подданным. В первом томе сделан обзор истории, чтобы выбрать разных правителей, чтобы указать их в качестве примеров, в том числе Дионисий Сиракузский и Сулла, использованные как поучительные сказки, и молодой Август в качестве образца. Расширенная иллюстрация Августа, проявляющего милосердие к мятежному Цинне наряду с примером из собственной жизни Нерона, призвана побудить честолюбивого императора проявить милосердие.
В то время как первый том приспособлен к общепринятому мнению, вторая книга затрагивает стоические парадоксы и схоластические детали. В целом эти две книги не слишком озабочены исторической точностью.
В своем эссе Сенека не обсуждает конституционную легитимность принципата, а скорее занимается проблемой наличия хорошего суверена. Единственной реальной силой, по его мнению, была сила, руководимая стоической концепцией логоса (универсальный разум). Таким образом, милосердие, а не жалость или немотивированная щедрость - это разумный подход, который гарантирует согласие и преданность подданных императора и обеспечивает безопасность государства.
Де Клементия - редкий пережиток Римский труд, посвященный политическим советам. Это особенно необычно в его обсуждении милосердия, поскольку более поздние панегирики имеют тенденцию подчеркивать императорское благочестие и величие.
Текст дошел до нас вместе с De Beneficiis в одной из самых ранних сохранившихся сенеканских манускриптов, как часть Кодекса Назариан 8-го века (Vat. Pal. 1547). В XII веке копии De Clementia циркулировали в Европе почти всегда вместе с De Beneficiis, и в этой форме они достигли эпохи Возрождения. Хотя всегда считалась второстепенной работой Сенеки, она получила одну значительную оценку в 1532 году, когда Жан Кальвин опубликовал свой комментарий к ней.
Вскоре после завершения своих юридических исследований, молодой Жан Кальвин написал свою первую книгу, комментарий к Де Клементии. Комментарий состоит в основном из филологических заметок и контекста других латинских писателей, перемежающихся примечаниями о стиле и идеях Сенеки. Для этого было предложено три причины. Во-первых, Эразм написал предисловие к своему переводу Сенеки 1529 года, в котором он приветствовал редакционные комментарии молодых ученых. Некоторые считают, что, принимая это приглашение, Кальвин пытался утвердить свою репутацию гуманиста в интеллектуальной элите. Во-вторых, поскольку во времена Возрождения произошло общее возрождение стоицизма, возможно, это произошло просто потому, что Кальвин хотел большей популярности для Сенеки. Теодор Беза, преемник Кальвина в Женеве, упоминает Сенеку как «своего большого фаворита», потому что он «явно был согласен с Кальвином». Третья возможность, обычно отвергаемая учеными, состоит в том, что он писал французскому королю Франциску I. Отсутствие преданности ему, упоминание о нем и грубая ошибка, которая была бы сделана при сравнении Фрэнсиса с Нероном, - все это привело к тому, что теория перестала использоваться.
При написании своего комментария Кальвин использовал тексты двух «древние столпы», Цицерон и Сенека, и два «современных столпа», Эразм и Будай. Форд Льюис Бэттлс утверждает, что существует третий «современный столп» Филипп Бероальдус Старший. При цитировании источников он менее разбирается в греческой литературе, чем в латыни. Стоит отметить, что краткий биографический очерк Сенеки, сделанный Кальвином в самом начале, почти полностью взят из Тацита, игнорируя менее благородную картину из Дио Кассия.
По сути, Кальвин в этом месте своей карьера действует как гуманист, а не протестантский реформатор. Кальвин и Сенека согласны с тем, что все люди грешники и за грех следует наказывать, и оба привержены детерминистскому теизму. Однако становится ясно, что Кальвин не намеревался вводить стоические элементы в протестантское богословие, и на самом деле Кальвин атакует стоическое вероучение чаще, чем одобряет его. Помимо теологической критики, Кальвин также упрекает стиль Сенеки как слишком роскошный и замечает: «Я также скучаю по упорядоченному расположению материи, что, безусловно, не является последним качеством хорошего стиля». Мы уже можем видеть предвкушение полного развития Кальвина в его методе письма и можем ожидать трансформации классических учений Кальвина и серьезности стоической этики в христианскую веру.
Нет существа больше раздражительный, или с большим умением обращаться с ним, чем с человеком, и ни с кем не следует обращаться с большим терпением. - Из Сенеки.
.