Спор о морских зонах между Кипром и Турцией

редактировать
Кипр Северный Кипр Турция

Республика Кипр (Кипр) и Турция участвовали в споре о размерах своих исключительных экономических зон, якобы возникшем в результате разведки нефти и газа в этом районе. Турция возражает против бурения киприотами в водах, на которые Кипр претендует в соответствии с международным морским законодательством. Настоящий спор о морских зонах касается многолетних споров Кипр и Эгейский регион ; Турция - единственное государство-член Организации Объединенных Наций, которое не признает Кипр, и одна из немногих стран, не подписавших Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву, которую Кипр подписал и ратифицировал.

Турция претендует на часть ИЭЗ Кипра на основе специфического определения Турции, согласно которому никакие острова, включая Кипр, не могут иметь полную ИЭЗ и должны иметь право только на 12 морских миль, сокращенных ИЭЗ, а не на обычные 200, которые Турция и другие страны имеют право, включая территорию к югу от Кипра, содержащую морское газовое месторождение. Кроме того, международно непризнанная Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), которая была создана в результате турецкого вторжения на Кипр, также претендует на части кипрской ИЭЗ. Кипр и международное сообщество не признают эти претензии на сушу и море Кипра, которые считаются незаконными в соответствии с международным правом, и призывают Турцию воздержаться от незаконного бурения скважин на газ в ИЭЗ острова. Более того, Европейский Союз пригрозил Турции экономическими и политическими санкциями за нарушение кипрской ИЭЗ.

Решение кипрской проблемы, по-видимому, является предпосылкой для урегулирования морских зон Кипра. спор. Поскольку Турция не признает Республику Кипр, между двумя странами нет дипломатических отношений. Между тем, Республика Кипр отказалась вести переговоры по морскому спору и природным ресурсам, обнаруженным в ИЭЗ Республики Кипр, с руководством киприотов-турок, поскольку эти вопросы подпадают под суверенитет Республики Кипр.

Содержание
  • 1 Хронология
    • 1.1 Первые открытия и соглашения в регионе
    • 1.2 Первый лицензионный раунд и растущий интерес к региону
    • 1.3 Разрыв турецко-израильских отношений и формирование новых альянсов
    • 1.4 Первые исследования, реакция Турция и ТРСК, а также предложение Эроглу
    • 1,5 Второй раунд лицензирования и новое предложение Эроглу
    • 1,6 Барбарос и NAVTEX в водах Кипра
    • 1,7 Газопровод Восточного Средиземноморья
    • 1,8 Зохр и третий раунд лицензирования
    • 1.9 Новый NAVTEX и буровые работы Турции
    • 1.10 Открытия ENI и растущее напряжение
    • 1.11 Сейсморазведка Барбарос, новые открытия и бурение Фатихом в ИЭЗ Республики Кипр
  • 2 Позиция ЕС
  • 3 Позиция США
  • 4 Взгляд Республики Кипр
  • 5 Точка зрения турок и киприотов-турок
  • 6 Возможность эскалации вооруженного конфликта
  • 7 Мнения в академической литературе
    • 7.1 О споре
    • 7.2 О подходах
    • 7.3 Перспективы мира и конфликт
      • 7.3.1 Мир
      • 7.3.2 Конфликт
    • 7.4 Кипрский газ, европейская энергетическая безопасность и варианты эксплуатации
      • 7.4.1 Европейская энергетическая безопасность
      • 7.4.2 Варианты эксплуатации
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
Хронология

Первые открытия и соглашения в регионе

Первые открытия в Восточном Средиземноморье были сделаны в период с июня 1999 г. по февраль 2000 оффшор Израиля. В 2003 году Shell сделала первые значительные открытия газа на шельфе Египта.

В феврале 2003 года между Республикой Кипр и Египтом было подписано соглашение о разграничении ИЭЗ. В ответ ТРСК заявило, что не признает соглашение.

В феврале 2004 года, после бурения в этом районе, Маттиас Бихсель из Shell объявил: «Результаты бурения показали, что этот сверхглубоководный район богат углеводородами.

В апреле того же года на двух отдельных референдумах план Аннана был отвергнут киприотами-греками, но принят киприотами-турками. Что касается морского спора, принятие плана Аннана будет означать, что после решения природные ресурсы перейдут в ведение президентского совета двух общин. 1 мая Республика Кипр присоединилась к Европейскому Союзу.

В январе 2007 г. между Республикой Кипр и Ливаном было достигнуто соглашение о разграничении ИЭЗ. Однако он еще не ратифицирован парламентом Ливана. Некоторые утверждают, что причиной является спор между Ливаном и Израилем по поводу их морских границ, давление со стороны Турции, отношения между Турцией и Ливаном и возможное торговое соглашение между Ливаном и Турцией, которое в конечном итоге было подписано в 2010 году.

Первый раунд лицензирования и растущий интерес к региону

В мае 2007 года Республика Кипр объявила о первом раунде лицензирования оффшорных компаний на Кипре для блоков 1, 2, 4-12, на который было подано 3 заявки. В октябре 2008 года Noble Energy предоставила лицензию на разведку углеводородов на Блоке 12.

В ноябре 2008 года суда, выполняющие исследовательскую деятельность в ИЭЗ Республики Кипр по контракту с Республикой Кипр. были перехвачены судами ВМС Турции, и им было предложено покинуть море, поскольку они утверждали, что их деятельность велась в районах, находящихся под юрисдикцией Турции.

В январе 2009 года были сделаны первые крупные открытия на шельфе в районе Тамар 1, оффшор Израиля. Позже, в марте 2009 г., новые открытия были сделаны на шельфе Израиля на участке Далит 1.

В марте 2010 г. Геологическая служба США показала, что «воды бассейна Леванта […] Содержат в среднем 122 трлн фут3 (3,455 млрд куб. М) извлекаемого природного газа и 1,7 млрд баррелей извлекаемой сырой нефти », что увеличивает интерес к региону.

Разрыв турецко-израильских отношений и форма новые альянсы

31 мая 2010 года произошел инцидент с Мави Мармара. Во время инцидента с «Мави Мармара» или «Флотилией» лодки активистов были заблокированы израильскими силами в международных водах, направлявшихся для оказания гуманитарной помощи в Газу. Израильские солдаты встретили сопротивление при посадке на борт «Мави Мармара» и открыли огонь, в результате чего погибли девять граждан Турции. Инцидент привел к внезапному прекращению всех дипломатических отношений между Турцией и Израилем.

Ухудшение турецко-израильских отношений, которое достигло своего пика с инцидентом на Мави Мармара; в связи с открытиями, сделанными на месторождении Левиафан на шельфе Израиля, крупнейшими газовыми открытиями, сделанными до того момента в регионе в октябре 2010 года, и новыми геополитическими реалиями в Восточном Средиземноморье; привело к «беспрецедентному политическому, военному и энергетическому сотрудничеству» между Израилем, Кипром и Грецией. В декабре 2010 года между Республикой Кипр и Израилем было подписано соглашение об ИЭЗ, при этом Турция в ответ поставила под сомнение готовность киприотов-греков достичь решения кипрской проблемы, заявив, что они «игнорируют права киприотов-турок».

Первые геологоразведочные работы, реакция Турции и ТРСК, а также предложение Эроглу

В сентябре 2011 года Noble инициировала первое разведочное бурение в Республике Кипр в Блоке 12, на что Турция отреагировала, обозначив их границы. ИЭЗ с ТРСК. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал эти действия «ответным решением» по отношению к действиям Республики Кипр. В течение сентября турецкие официальные лица несколько раз выносили суровые предупреждения в адрес Республики Кипр. 22 и 23 сентября 2011 года TPAO получил лицензии на разведку от ТРСК, включая участки, перекрывающиеся с блоками, лицензированными Республикой Кипр, а турецкое судно Piri Reis начало сейсмографические исследования к югу от Кипра и вблизи платформы Нобл. в сопровождении турецких военных кораблей.

В сентябре 2011 года лидер киприотов-турок Дервиш Эроглу представил предложение о взаимной приостановке деятельности в морском пространстве вокруг Кипра или о сотрудничестве между двумя общинами по углеводородам, по таким вопросам, как распределение прибыли. Республика Кипр отклонила предложение Эроглу, ответив, что «разведка и разработка наших природных ресурсов являются суверенным правом Республики Кипр. [...] Наше суверенное право не подлежит обсуждению ».

В декабре 2011 года Noble объявила об открытиях в Блоке 12, недалеко от израильского Левиафана. Открытое газовое месторождение «Афродита » было объявлено «коммерческим» в июне 2015 года.

Второй раунд лицензирования и новое предложение Эроглу

в феврале 2012 года, Республика Кипра объявили о 2-м раунде лицензирования для 12 блоков, на который было подано 15 заявок. Министерство иностранных дел Турции в ответ заявило, что они не разрешат деятельность в блоках 1, 4, 5, 6, 7, которые Турция также заявляет о своих правах и «примет все необходимые меры для защиты своих прав и интересов в морских районах, находящихся в пределах ее континентального шельфа».

29 сентября 2012 г. киприот-турок представил новое предложение. стороны, но снова был отклонен кипрско-греческой стороной. Предложение включало двухобщинный технический комитет по природным ресурсам и связанным с ними соглашениям и доходам с председателем, назначаемым Генеральным секретарем ООН, а также трубопровод, по которому углеводороды проходят через Турцию.

В январе 2013 года ENI - Kogas выдал лицензии на разведку углеводородов для блоков 2, 3 и 9, а в следующем феврале Total выдал лицензии на разведку углеводородов для блоков 10, 11.

Barbaros и NAVTEX в водах Кипра

В феврале 2013 года TPAO завершила покупку 3D-сейсмического судна Polarcus Samur, которое было переименовано в RV Barbaros Hayreddin Paşa. Барбарос использовался для разведки в ИЭЗ Республики Кипр. В октябре 2014 года Барбарос вошел в ИЭЗ Республики Кипр в сопровождении турецких военных кораблей. Президент Кипра Никос Анастасиадес отреагировал отказом от участия в переговорном процессе между двумя общинами по кипрской проблеме в знак протеста против нарушения Турцией суверенных прав Республики Кипр.

В январе 2015 года Турция выпустил NAVTEX на период с января по апрель, зарезервировав районы в Восточном Средиземноморье, которые включали части ИЭЗ Республики Кипр, в то время как Барбарос проводил исследования в этом регионе в присутствии турецких военно-морских сил. Переговоры по кипрской проблеме возобновились после истечения срока действия турецкого NAVTEX в мае 2015 года с вновь избранным лидером киприотов-турок Мустафа Акинджи.

Восточно-Средиземноморский газопровод

В мае 2015 года Европейская комиссия предоставляет € 2 миллиона до Восточно-Средиземноморский газопровод (EMGP), предлагаемый трубопровод, по которому газ из Восточного Средиземноморья в Европу через Грецию будет перекачиваться для предварительных исследований. В январе 2017 года исследование Эдисона, представленное в Генеральное управление энергетики ЕС, описало проект как «коммерчески жизнеспособный и технически осуществимый», а в январе 2018 года Комиссия предоставила запланировать еще 34,5 миллиона евро на исследование FEED и другие расходы. В декабре 2018 г. было подписано рамочное соглашение по проекту между правительствами Израиля, Республики Кипр, Греции и Италии.

Zohr и третий раунд лицензирования

В августе 2015 г. На сегодняшний день компания ENI сделала открытие в Восточном Средиземноморье, в ИЭЗ Египта, на газовом месторождении Зохр. Зохр был обнаружен в шести километрах от ИЭЗ Республики Кипр.

В феврале 2016 года был объявлен третий раунд лицензирования для Республики Кипр для блоков 6, 8 и 10.

Турция новый NAVTEX и бурение

В марте 2017 года Турция объявила о своем намерении продолжить разведочное бурение на территориях, ограниченных Республикой Кипр. В апреле 2017 года Турция выпустила NAVTEX для морских районов к востоку от Кипра, перекрывающихся с ИЭЗ Республики Кипр, для Барбароса для проведения сейсмических исследований в период с апреля по июнь, при этом Республика Кипр снова протестует за нарушение Турцией ее суверенитета и суверенные права.

Открытия ENI и растущая напряженность

В апреле 2017 года ENI был предоставлен Блок 8, ENI / TOTAL - Блок 6, а Блок 10 был передан в рамках совместной заявки на Exxon и Qatar Petroleum. 8 февраля 2018 г. ENI объявила об обнаружении бедного газа в ИЭЗ Республики Кипр в скважине «Калипсо 1» Блока 6, на которую также претендует Турция.

Три дня спустя, 11 февраля 2018 г., Буровое судно ENI было заблокировано турецким флотом на пути к бурению в ИЭЗ Республики Кипр в Блоке 3, и бурение было предотвращено, и судно вернулось в порт через две недели. Инцидент был описан как «первый (и единственный до сих пор) серьезный инцидент подобного рода военной деятельности с начала кипрской исследовательской программы».

В ноябре 2018 года Exxon Mobil начала разведочные бурения в Блок 10, скважина Дельфин-1.

Сейсморазведка Барбарос, новые открытия и бурение Фатиха в ИЭЗ Республики Кипр

В январе 2019 года Барбарос начал новый раунд сейсмических исследований в ИЭЗ Республики Кипр, в то время как ВМС Турции выпустили NAVTEX для военных учений в Блоках 7 и 8.

28 февраля 2019 г. ExxonMobil объявила о крупнейших на сегодняшний день открытиях в ИЭЗ Республики Кипр. Кипр, в Главус-1, в блоке 10.

В начале мая 2019 года турецкое буровое судно Fatih 1 прибыло к западу от Кипра для проведения бурения, на что Республика Кипр отреагировала выдачей ордеров на арест персонала. Фатиха и сопровождающих судов.

16 июня 2019 г., министр иностранных дел Турции тер Мевлют Чавушоглу заявил, что Фатих начал проводить бурение, а также объявил о прибытии в регион второго бурового судна. Четыре дня спустя, 20 июня, турецкое буровое судно Yavuz начало бурение на северо-востоке Кипра, о чем ранее объявили турецкие официальные лица. Республика Кипр и Греция отреагировали на это, настаивая на реакции ЕС на действия Турции. В результате, 16 июля 2019 года ЕС приостановил финансирование Турции в размере 163 миллионов долларов в качестве реакции на действия Турции в ИЭЗ Республики Кипр.

Между тем 13 июля лидер киприотов-турок Мустафа Акинджи представил новое предложение о создании совместного комитета по углеводородам, состоящего из представителей обеих общин, получившего поддержку правительства Турции. Предложение Акинчи было отклонено президентом Кипра Никосом Анастиасиадисом после встречи с лидерами кипрско-греческих политических партий.

Позиция ЕС

В ноябре 2019 года Европейский Союз Министры иностранных дел одобрили механизм санкций против субъектов, участвующих в несанкционированном бурении нефтяных скважин в кипрских водах. Санкции будут включать запреты на поездки и замораживание активов людей, компаний и организаций. Гражданам и компаниям ЕС не будет разрешено предоставлять Турции какие-либо средства или техническую поддержку для проведения буровых работ.

Позиция США

США уважают права Кипра на разработку своих ресурсов и неоднократно повторяли предостережение Турции о дестабилизации нефтегазовых исследований в ИЭЗ Кипра. «США по-прежнему глубоко обеспокоены неоднократными попытками Турции провести буровые работы в водах у берегов Кипра... Этот провокационный шаг усиливает напряженность в регионе. Мы призываем турецкие власти прекратить эти операции и призываем все стороны действовать сдержанно и воздерживаться от действия, которые увеличивают напряженность в регионе », - заявил Морган Ортагус из Государственного департамента США в 2019 году.

Точка зрения Республики Кипр
Морские границы согласно к Конвенции ООН по морскому праву

Республика Кипр приняла Закон о территориальном море в 1964 году. Закон установил территориальное море длиной 12 морских миль (22 км; 14 миль). Координаты территориального моря были представлены в ООН в 1993 году, и их действительность была подтверждена в 1996 году. Континентальный шельф Кипра определяется в соответствии с Законом о континентальном шельфе, который был принят в 1974 году. После ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) в 1988 году Кипр принял новый закон в 2004 году, который ограничивал его исключительную экономическую зону (EEZ) 12 морскими милями (22 км; 14 миль). ИЭЗ была определена двусторонними соглашениями с Израилем, Ливаном и Египтом. Кипр призвал Турцию очертить морские границы между двумя странами.

Наибольший интерес для Кипра представляет Блок 12, площадью около 800000 акров (3200 км), и на граница с собственной ИЭЗ Израиля. Кипр активно стремился укрепить свои позиции на мировой арене путем проведения встреч с крупными международными игроками в этой ситуации. Министр иностранных дел Кипра Эрато Козаку-Маркуллис приступила к исполнению своих обязанностей в конце 2011 года с посещения Греции и Израиля, чтобы запросить поддержку программы бурения, хотя неясно, запрашивалась ли также военная поддержка. Также широко распространено мнение, что Кипр запросил поддержки у Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации, хотя точные особенности каких-либо заявлений не были обнародованы.

По состоянию на август 2011 года кипрские СМИ выражали повсеместную тревогу в связи с угрозами Турции вмешаться в программу бурения и возражали против позиции Турции как доказательства нарушения национального суверенитета и права кипрского народа. В конце февраля 2014 г. президент Кипра Никос Анастасиадес пригрозил выйти из нового раунда переговоров по кипрскому спору, если турецкие суда продолжат вторжение на Кипр » исключительная экономическая зона.

Точка зрения турок и киприотов-турок

Турция не является стороной ЮНКЛОС, в основном из-за спора между Эгейским морем с Грецией и положений статьи 121 ЮНКЛОС, в которой говорится, что морские зоны островов (за исключением необитаемых скал) определяются по тем же принципам, что и для других территорий. Он ограничил свои территориальные воды 6 морскими милями (11 км; 6,9 миль) и 12 морскими милями (22 км; 14 миль) в Средиземном море, установленными Советом министров Турции. Нет национального законодательства об ИЭЗ или континентальном шельфе. Для Средиземного моря не существует декларации об ИЭЗ; однако в 2011 г. она подписала соглашение с Турецкой республикой Северного Кипра о разграничении континентального шельфа.

Турция не признает соглашения об исключительной экономической зоне Кипра с Египтом, Ливаном и Израилем из-за позиция о том, что как де-факто разделенный остров Республика Кипр не может представлять интересы Северного Кипра в случае воссоединения острова с единой ИЭЗ. Турция оспаривает соглашение об ИЭЗ между Кипром и Египтом на основании своих претензий на часть континентального шельфа в этом районе. Эти утверждения основаны на точке зрения, согласно которой способность островов создавать морские зоны должна быть ограничена в условиях конкуренции с континентальными прибрежными государствами. В результате претензии Турции частично пересекаются с блоками ИЭЗ Кипра 1, 4, 6 и 7. Турция также поддерживает претензии Северного Кипра по блокам 1, 2, 3, 8, 9, 12 и 13, включая морское дно в пределах в нескольких километрах от газового месторождения Афродита. В дополнение к блокам, оспариваемым между Северным Кипром и Турцией, Турецкая Республика Северного Кипра выдала лицензии на разведку также на вышеупомянутых спорных блоках. Турецкая нефтяная компания TPAO также начала проведение разведочного бурения на нефть и газ у берегов Северного Кипра.

Европейский Союз (ЕС) acquis communautaire требуется членство в UNCLOS. Европейский парламент призвал Турцию подписать UNCLOS, приняв годовой отчет Комиссии о создании почвы для переговоров о вступлении ЕС и Турции в 2012, 2013 и 2014 годах.

Турция неоднократно угрожала запретить Республике Кипр подавать иски на месторождения углеводородов в водах к югу от острова. Он призвал международные нефтяные компании не проводить разведку и добычу в спорных зонах под угрозой исключения из деловых операций в Турции. Неясно, может ли инцидент перерасти в насилие, поскольку правительство Турции не разъяснило, считает ли оно разведку нефти и газа Республикой Кипр актом агрессии.

Однако в ноябре 2008 года турецкие военно-морские корабли подвергали преследованиям суда по контракту с Кипром, проводившие сейсморазведку на месторождениях углеводородов в водах к югу от острова.

Возможность эскалации вооруженного конфликта

Турция организовала крупные военно-воздушные и военно-морские учения одновременно с началом бурения кипрскими подрядчиками в сентябре 2011 года.

В конце августа 2011 года ВМФ России направил две атомные подводные лодки в Восточное Средиземноморье для наблюдения за ситуацией., поскольку Кипр и Россия в последнее время поддерживают тесные политические и экономические связи.

В 2011 году Израиль увеличил количество разведывательных полетов в Восточном Средиземноморье, хотя неясно, будут ли эти операции включать в себя Район полетной информации Никосии..

Мнения в академической литературе

По поводу спора

Михалис Контос и Джордж Битсис в 2018 году утверждают, что, несмотря на большую асимметрию сил, Турция не достигнет своей цели. получить относительную прибыль и «пересмотреть статус-кво на шельфе Кипра» благодаря участию крупных нефтегазовых компаний в ИЭЗ Республики Кипр. Более того, они утверждают, что действия Турции несовместимы с идеей Александра Л. Джорджа о «принудительной дипломатии », равно как и действия Республики Кипр несовместимы с идеей Джорджа о сдерживании., поскольку ни один из них не использует военную силу.

О подходах

Контос и Битсис утверждают, что после 2011 года в подходе Турции к этому вопросу произошел сдвиг с военной угрозы поставить под сомнение суверенные права Республики Кипр на их ИЭЗ и продолжить свои собственные исследования в регионе, только чтобы вернуться к военным угрозам в феврале 2018 года.

Тем временем Айла Гюрель, Фиона Маллен и Гарри Цимитрас также отмечает сдвиг в подходе турок и киприотов-турок: от протестов и предупреждений о блокировании деятельности Республики Кипр к ответным действиям в ответ на односторонние действия Республики Кипр.

Перспективы мира и конфликт

Мир

Многие ученые рекомендуют Осознайте, что открытие газа в регионе может служить экономическим стимулом для разрешения затяжных конфликтов, включая проблему Кипра, и формирования нового сотрудничества в области энергетики.

Ведат Йоруку и Озай Мехмет утверждают, что региональные геополитические события и экономические условия на Кипре сделали решение кипрской проблемы более актуальным. Решение кипрской проблемы и последующий спор об ИЭЗ будут беспроигрышным сценарием для всех вовлеченных сторон и превратят Кипр в энергетический субхаб, если он будет связан с Джейханом, Турция.

Однако другие, утверждают, что геополитические реалии не благоприятствуют миру и региональному сотрудничеству между вовлеченными сторонами, включая Турцию, Грецию и Кипр.

Конфликт

Ученые также признают возможность того, что недавние открытия газа в регионе могут обострить существующие конфликты.

По словам Андреаса Стерджиу, действия государств Восточного Средиземноморья в отношении своих энергетических проектов показывают, что государства ставят интересы безопасности выше экономических. Открытия, сделанные в регионе, только обострили существующие конфликты и сделали примирение еще более невероятным.

Кипрский газ, европейская энергетическая безопасность и возможности эксплуатации

Европейская энергетическая безопасность

Запись на 2012, Танос Докос из ELIAMEP отметил, что потребность в нефти и газе для Европы будет мотивом для НАТО и ЕС, чтобы активно обеспечивать свои поставки посредством операций в Восточном Средиземноморье, подчеркивая важность региона для европейской энергетической и экономической безопасности.

В 2018 году Теодорос Цакирис утверждал, что открытия, сделанные в Восточном Средиземноморье, в том числе в ИЭЗ Республики Кипр, могут помочь усилиям ЕС по диверсификации поставок газа. чтобы уменьшить их зависимость от российского газа, что ограничивает энергетическую безопасность ЕС и способность действовать политически и экономически против России. В случае передачи как СПГ или через EMGP, ЕС может также избежать чрезмерной зависимости от турецкого Трансанатолийского трубопровода.

Варианты эксплуатации

По словам Цакириса, несмотря на интерес, проявленный Италия, Греция, Республика Кипр, Израиль и ЕС, рентабельность проекта EMGP спорно из-за различных причин, таких как длина и глубина трубопровода, и ограниченные выводы газа в Республике Кипр ИЭЗ. Цакирис утверждает, что использование египетских заводов по производству СПГ было бы единственным реальным вариантом в настоящее время.

Ведат Йоруку и Озай Мехмет утверждают, что кипрский СПГ не будет конкурентоспособным на газовом рынке и что EMGP может вызвать технические трудности. Вместо этого они утверждают, что трубопровод между Израилем, Кипром и Турцией был бы наиболее экономически выгодным вариантом, признавая, однако, его маловероятность из-за проблемы Кипра.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-16 13:08:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте