Республика Кипр (Кипр) и Турция участвовали в споре о размерах своих исключительных экономических зон, якобы возникшем в результате разведки нефти и газа в этом районе. Турция возражает против бурения киприотами в водах, на которые Кипр претендует в соответствии с международным морским законодательством. Настоящий спор о морских зонах касается многолетних споров Кипр и Эгейский регион ; Турция - единственное государство-член Организации Объединенных Наций, которое не признает Кипр, и одна из немногих стран, не подписавших Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву, которую Кипр подписал и ратифицировал.
Турция претендует на часть ИЭЗ Кипра на основе специфического определения Турции, согласно которому никакие острова, включая Кипр, не могут иметь полную ИЭЗ и должны иметь право только на 12 морских миль, сокращенных ИЭЗ, а не на обычные 200, которые Турция и другие страны имеют право, включая территорию к югу от Кипра, содержащую морское газовое месторождение. Кроме того, международно непризнанная Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), которая была создана в результате турецкого вторжения на Кипр, также претендует на части кипрской ИЭЗ. Кипр и международное сообщество не признают эти претензии на сушу и море Кипра, которые считаются незаконными в соответствии с международным правом, и призывают Турцию воздержаться от незаконного бурения скважин на газ в ИЭЗ острова. Более того, Европейский Союз пригрозил Турции экономическими и политическими санкциями за нарушение кипрской ИЭЗ.
Решение кипрской проблемы, по-видимому, является предпосылкой для урегулирования морских зон Кипра. спор. Поскольку Турция не признает Республику Кипр, между двумя странами нет дипломатических отношений. Между тем, Республика Кипр отказалась вести переговоры по морскому спору и природным ресурсам, обнаруженным в ИЭЗ Республики Кипр, с руководством киприотов-турок, поскольку эти вопросы подпадают под суверенитет Республики Кипр.
Первые открытия в Восточном Средиземноморье были сделаны в период с июня 1999 г. по февраль 2000 оффшор Израиля. В 2003 году Shell сделала первые значительные открытия газа на шельфе Египта.
В феврале 2003 года между Республикой Кипр и Египтом было подписано соглашение о разграничении ИЭЗ. В ответ ТРСК заявило, что не признает соглашение.
В феврале 2004 года, после бурения в этом районе, Маттиас Бихсель из Shell объявил: «Результаты бурения показали, что этот сверхглубоководный район богат углеводородами.
В апреле того же года на двух отдельных референдумах план Аннана был отвергнут киприотами-греками, но принят киприотами-турками. Что касается морского спора, принятие плана Аннана будет означать, что после решения природные ресурсы перейдут в ведение президентского совета двух общин. 1 мая Республика Кипр присоединилась к Европейскому Союзу.
В январе 2007 г. между Республикой Кипр и Ливаном было достигнуто соглашение о разграничении ИЭЗ. Однако он еще не ратифицирован парламентом Ливана. Некоторые утверждают, что причиной является спор между Ливаном и Израилем по поводу их морских границ, давление со стороны Турции, отношения между Турцией и Ливаном и возможное торговое соглашение между Ливаном и Турцией, которое в конечном итоге было подписано в 2010 году.
В мае 2007 года Республика Кипр объявила о первом раунде лицензирования оффшорных компаний на Кипре для блоков 1, 2, 4-12, на который было подано 3 заявки. В октябре 2008 года Noble Energy предоставила лицензию на разведку углеводородов на Блоке 12.
В ноябре 2008 года суда, выполняющие исследовательскую деятельность в ИЭЗ Республики Кипр по контракту с Республикой Кипр. были перехвачены судами ВМС Турции, и им было предложено покинуть море, поскольку они утверждали, что их деятельность велась в районах, находящихся под юрисдикцией Турции.
В январе 2009 года были сделаны первые крупные открытия на шельфе в районе Тамар 1, оффшор Израиля. Позже, в марте 2009 г., новые открытия были сделаны на шельфе Израиля на участке Далит 1.
В марте 2010 г. Геологическая служба США показала, что «воды бассейна Леванта […] Содержат в среднем 122 трлн фут3 (3,455 млрд куб. М) извлекаемого природного газа и 1,7 млрд баррелей извлекаемой сырой нефти », что увеличивает интерес к региону.
31 мая 2010 года произошел инцидент с Мави Мармара. Во время инцидента с «Мави Мармара» или «Флотилией» лодки активистов были заблокированы израильскими силами в международных водах, направлявшихся для оказания гуманитарной помощи в Газу. Израильские солдаты встретили сопротивление при посадке на борт «Мави Мармара» и открыли огонь, в результате чего погибли девять граждан Турции. Инцидент привел к внезапному прекращению всех дипломатических отношений между Турцией и Израилем.
Ухудшение турецко-израильских отношений, которое достигло своего пика с инцидентом на Мави Мармара; в связи с открытиями, сделанными на месторождении Левиафан на шельфе Израиля, крупнейшими газовыми открытиями, сделанными до того момента в регионе в октябре 2010 года, и новыми геополитическими реалиями в Восточном Средиземноморье; привело к «беспрецедентному политическому, военному и энергетическому сотрудничеству» между Израилем, Кипром и Грецией. В декабре 2010 года между Республикой Кипр и Израилем было подписано соглашение об ИЭЗ, при этом Турция в ответ поставила под сомнение готовность киприотов-греков достичь решения кипрской проблемы, заявив, что они «игнорируют права киприотов-турок».
В сентябре 2011 года Noble инициировала первое разведочное бурение в Республике Кипр в Блоке 12, на что Турция отреагировала, обозначив их границы. ИЭЗ с ТРСК. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал эти действия «ответным решением» по отношению к действиям Республики Кипр. В течение сентября турецкие официальные лица несколько раз выносили суровые предупреждения в адрес Республики Кипр. 22 и 23 сентября 2011 года TPAO получил лицензии на разведку от ТРСК, включая участки, перекрывающиеся с блоками, лицензированными Республикой Кипр, а турецкое судно Piri Reis начало сейсмографические исследования к югу от Кипра и вблизи платформы Нобл. в сопровождении турецких военных кораблей.
В сентябре 2011 года лидер киприотов-турок Дервиш Эроглу представил предложение о взаимной приостановке деятельности в морском пространстве вокруг Кипра или о сотрудничестве между двумя общинами по углеводородам, по таким вопросам, как распределение прибыли. Республика Кипр отклонила предложение Эроглу, ответив, что «разведка и разработка наших природных ресурсов являются суверенным правом Республики Кипр. [...] Наше суверенное право не подлежит обсуждению ».
В декабре 2011 года Noble объявила об открытиях в Блоке 12, недалеко от израильского Левиафана. Открытое газовое месторождение «Афродита » было объявлено «коммерческим» в июне 2015 года.
в феврале 2012 года, Республика Кипра объявили о 2-м раунде лицензирования для 12 блоков, на который было подано 15 заявок. Министерство иностранных дел Турции в ответ заявило, что они не разрешат деятельность в блоках 1, 4, 5, 6, 7, которые Турция также заявляет о своих правах и «примет все необходимые меры для защиты своих прав и интересов в морских районах, находящихся в пределах ее континентального шельфа».
29 сентября 2012 г. киприот-турок представил новое предложение. стороны, но снова был отклонен кипрско-греческой стороной. Предложение включало двухобщинный технический комитет по природным ресурсам и связанным с ними соглашениям и доходам с председателем, назначаемым Генеральным секретарем ООН, а также трубопровод, по которому углеводороды проходят через Турцию.
В январе 2013 года ENI - Kogas выдал лицензии на разведку углеводородов для блоков 2, 3 и 9, а в следующем феврале Total выдал лицензии на разведку углеводородов для блоков 10, 11.
В феврале 2013 года TPAO завершила покупку 3D-сейсмического судна Polarcus Samur, которое было переименовано в RV Barbaros Hayreddin Paşa. Барбарос использовался для разведки в ИЭЗ Республики Кипр. В октябре 2014 года Барбарос вошел в ИЭЗ Республики Кипр в сопровождении турецких военных кораблей. Президент Кипра Никос Анастасиадес отреагировал отказом от участия в переговорном процессе между двумя общинами по кипрской проблеме в знак протеста против нарушения Турцией суверенных прав Республики Кипр.
В январе 2015 года Турция выпустил NAVTEX на период с января по апрель, зарезервировав районы в Восточном Средиземноморье, которые включали части ИЭЗ Республики Кипр, в то время как Барбарос проводил исследования в этом регионе в присутствии турецких военно-морских сил. Переговоры по кипрской проблеме возобновились после истечения срока действия турецкого NAVTEX в мае 2015 года с вновь избранным лидером киприотов-турок Мустафа Акинджи.
В мае 2015 года Европейская комиссия предоставляет € 2 миллиона до Восточно-Средиземноморский газопровод (EMGP), предлагаемый трубопровод, по которому газ из Восточного Средиземноморья в Европу через Грецию будет перекачиваться для предварительных исследований. В январе 2017 года исследование Эдисона, представленное в Генеральное управление энергетики ЕС, описало проект как «коммерчески жизнеспособный и технически осуществимый», а в январе 2018 года Комиссия предоставила запланировать еще 34,5 миллиона евро на исследование FEED и другие расходы. В декабре 2018 г. было подписано рамочное соглашение по проекту между правительствами Израиля, Республики Кипр, Греции и Италии.
В августе 2015 г. На сегодняшний день компания ENI сделала открытие в Восточном Средиземноморье, в ИЭЗ Египта, на газовом месторождении Зохр. Зохр был обнаружен в шести километрах от ИЭЗ Республики Кипр.
В феврале 2016 года был объявлен третий раунд лицензирования для Республики Кипр для блоков 6, 8 и 10.
В марте 2017 года Турция объявила о своем намерении продолжить разведочное бурение на территориях, ограниченных Республикой Кипр. В апреле 2017 года Турция выпустила NAVTEX для морских районов к востоку от Кипра, перекрывающихся с ИЭЗ Республики Кипр, для Барбароса для проведения сейсмических исследований в период с апреля по июнь, при этом Республика Кипр снова протестует за нарушение Турцией ее суверенитета и суверенные права.
В апреле 2017 года ENI был предоставлен Блок 8, ENI / TOTAL - Блок 6, а Блок 10 был передан в рамках совместной заявки на Exxon и Qatar Petroleum. 8 февраля 2018 г. ENI объявила об обнаружении бедного газа в ИЭЗ Республики Кипр в скважине «Калипсо 1» Блока 6, на которую также претендует Турция.
Три дня спустя, 11 февраля 2018 г., Буровое судно ENI было заблокировано турецким флотом на пути к бурению в ИЭЗ Республики Кипр в Блоке 3, и бурение было предотвращено, и судно вернулось в порт через две недели. Инцидент был описан как «первый (и единственный до сих пор) серьезный инцидент подобного рода военной деятельности с начала кипрской исследовательской программы».
В ноябре 2018 года Exxon Mobil начала разведочные бурения в Блок 10, скважина Дельфин-1.
В январе 2019 года Барбарос начал новый раунд сейсмических исследований в ИЭЗ Республики Кипр, в то время как ВМС Турции выпустили NAVTEX для военных учений в Блоках 7 и 8.
28 февраля 2019 г. ExxonMobil объявила о крупнейших на сегодняшний день открытиях в ИЭЗ Республики Кипр. Кипр, в Главус-1, в блоке 10.
В начале мая 2019 года турецкое буровое судно Fatih 1 прибыло к западу от Кипра для проведения бурения, на что Республика Кипр отреагировала выдачей ордеров на арест персонала. Фатиха и сопровождающих судов.
16 июня 2019 г., министр иностранных дел Турции тер Мевлют Чавушоглу заявил, что Фатих начал проводить бурение, а также объявил о прибытии в регион второго бурового судна. Четыре дня спустя, 20 июня, турецкое буровое судно Yavuz начало бурение на северо-востоке Кипра, о чем ранее объявили турецкие официальные лица. Республика Кипр и Греция отреагировали на это, настаивая на реакции ЕС на действия Турции. В результате, 16 июля 2019 года ЕС приостановил финансирование Турции в размере 163 миллионов долларов в качестве реакции на действия Турции в ИЭЗ Республики Кипр.
Между тем 13 июля лидер киприотов-турок Мустафа Акинджи представил новое предложение о создании совместного комитета по углеводородам, состоящего из представителей обеих общин, получившего поддержку правительства Турции. Предложение Акинчи было отклонено президентом Кипра Никосом Анастиасиадисом после встречи с лидерами кипрско-греческих политических партий.
В ноябре 2019 года Европейский Союз Министры иностранных дел одобрили механизм санкций против субъектов, участвующих в несанкционированном бурении нефтяных скважин в кипрских водах. Санкции будут включать запреты на поездки и замораживание активов людей, компаний и организаций. Гражданам и компаниям ЕС не будет разрешено предоставлять Турции какие-либо средства или техническую поддержку для проведения буровых работ.
США уважают права Кипра на разработку своих ресурсов и неоднократно повторяли предостережение Турции о дестабилизации нефтегазовых исследований в ИЭЗ Кипра. «США по-прежнему глубоко обеспокоены неоднократными попытками Турции провести буровые работы в водах у берегов Кипра... Этот провокационный шаг усиливает напряженность в регионе. Мы призываем турецкие власти прекратить эти операции и призываем все стороны действовать сдержанно и воздерживаться от действия, которые увеличивают напряженность в регионе », - заявил Морган Ортагус из Государственного департамента США в 2019 году.
Республика Кипр приняла Закон о территориальном море в 1964 году. Закон установил территориальное море длиной 12 морских миль (22 км; 14 миль). Координаты территориального моря были представлены в ООН в 1993 году, и их действительность была подтверждена в 1996 году. Континентальный шельф Кипра определяется в соответствии с Законом о континентальном шельфе, который был принят в 1974 году. После ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) в 1988 году Кипр принял новый закон в 2004 году, который ограничивал его исключительную экономическую зону (EEZ) 12 морскими милями (22 км; 14 миль). ИЭЗ была определена двусторонними соглашениями с Израилем, Ливаном и Египтом. Кипр призвал Турцию очертить морские границы между двумя странами.
Наибольший интерес для Кипра представляет Блок 12, площадью около 800000 акров (3200 км), и на граница с собственной ИЭЗ Израиля. Кипр активно стремился укрепить свои позиции на мировой арене путем проведения встреч с крупными международными игроками в этой ситуации. Министр иностранных дел Кипра Эрато Козаку-Маркуллис приступила к исполнению своих обязанностей в конце 2011 года с посещения Греции и Израиля, чтобы запросить поддержку программы бурения, хотя неясно, запрашивалась ли также военная поддержка. Также широко распространено мнение, что Кипр запросил поддержки у Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации, хотя точные особенности каких-либо заявлений не были обнародованы.
По состоянию на август 2011 года кипрские СМИ выражали повсеместную тревогу в связи с угрозами Турции вмешаться в программу бурения и возражали против позиции Турции как доказательства нарушения национального суверенитета и права кипрского народа. В конце февраля 2014 г. президент Кипра Никос Анастасиадес пригрозил выйти из нового раунда переговоров по кипрскому спору, если турецкие суда продолжат вторжение на Кипр » исключительная экономическая зона.
Турция не является стороной ЮНКЛОС, в основном из-за спора между Эгейским морем с Грецией и положений статьи 121 ЮНКЛОС, в которой говорится, что морские зоны островов (за исключением необитаемых скал) определяются по тем же принципам, что и для других территорий. Он ограничил свои территориальные воды 6 морскими милями (11 км; 6,9 миль) и 12 морскими милями (22 км; 14 миль) в Средиземном море, установленными Советом министров Турции. Нет национального законодательства об ИЭЗ или континентальном шельфе. Для Средиземного моря не существует декларации об ИЭЗ; однако в 2011 г. она подписала соглашение с Турецкой республикой Северного Кипра о разграничении континентального шельфа.
Турция не признает соглашения об исключительной экономической зоне Кипра с Египтом, Ливаном и Израилем из-за позиция о том, что как де-факто разделенный остров Республика Кипр не может представлять интересы Северного Кипра в случае воссоединения острова с единой ИЭЗ. Турция оспаривает соглашение об ИЭЗ между Кипром и Египтом на основании своих претензий на часть континентального шельфа в этом районе. Эти утверждения основаны на точке зрения, согласно которой способность островов создавать морские зоны должна быть ограничена в условиях конкуренции с континентальными прибрежными государствами. В результате претензии Турции частично пересекаются с блоками ИЭЗ Кипра 1, 4, 6 и 7. Турция также поддерживает претензии Северного Кипра по блокам 1, 2, 3, 8, 9, 12 и 13, включая морское дно в пределах в нескольких километрах от газового месторождения Афродита. В дополнение к блокам, оспариваемым между Северным Кипром и Турцией, Турецкая Республика Северного Кипра выдала лицензии на разведку также на вышеупомянутых спорных блоках. Турецкая нефтяная компания TPAO также начала проведение разведочного бурения на нефть и газ у берегов Северного Кипра.
Европейский Союз (ЕС) acquis communautaire требуется членство в UNCLOS. Европейский парламент призвал Турцию подписать UNCLOS, приняв годовой отчет Комиссии о создании почвы для переговоров о вступлении ЕС и Турции в 2012, 2013 и 2014 годах.
Турция неоднократно угрожала запретить Республике Кипр подавать иски на месторождения углеводородов в водах к югу от острова. Он призвал международные нефтяные компании не проводить разведку и добычу в спорных зонах под угрозой исключения из деловых операций в Турции. Неясно, может ли инцидент перерасти в насилие, поскольку правительство Турции не разъяснило, считает ли оно разведку нефти и газа Республикой Кипр актом агрессии.
Однако в ноябре 2008 года турецкие военно-морские корабли подвергали преследованиям суда по контракту с Кипром, проводившие сейсморазведку на месторождениях углеводородов в водах к югу от острова.
Турция организовала крупные военно-воздушные и военно-морские учения одновременно с началом бурения кипрскими подрядчиками в сентябре 2011 года.
В конце августа 2011 года ВМФ России направил две атомные подводные лодки в Восточное Средиземноморье для наблюдения за ситуацией., поскольку Кипр и Россия в последнее время поддерживают тесные политические и экономические связи.
В 2011 году Израиль увеличил количество разведывательных полетов в Восточном Средиземноморье, хотя неясно, будут ли эти операции включать в себя Район полетной информации Никосии..
Михалис Контос и Джордж Битсис в 2018 году утверждают, что, несмотря на большую асимметрию сил, Турция не достигнет своей цели. получить относительную прибыль и «пересмотреть статус-кво на шельфе Кипра» благодаря участию крупных нефтегазовых компаний в ИЭЗ Республики Кипр. Более того, они утверждают, что действия Турции несовместимы с идеей Александра Л. Джорджа о «принудительной дипломатии », равно как и действия Республики Кипр несовместимы с идеей Джорджа о сдерживании., поскольку ни один из них не использует военную силу.
Контос и Битсис утверждают, что после 2011 года в подходе Турции к этому вопросу произошел сдвиг с военной угрозы поставить под сомнение суверенные права Республики Кипр на их ИЭЗ и продолжить свои собственные исследования в регионе, только чтобы вернуться к военным угрозам в феврале 2018 года.
Тем временем Айла Гюрель, Фиона Маллен и Гарри Цимитрас также отмечает сдвиг в подходе турок и киприотов-турок: от протестов и предупреждений о блокировании деятельности Республики Кипр к ответным действиям в ответ на односторонние действия Республики Кипр.
Многие ученые рекомендуют Осознайте, что открытие газа в регионе может служить экономическим стимулом для разрешения затяжных конфликтов, включая проблему Кипра, и формирования нового сотрудничества в области энергетики.
Ведат Йоруку и Озай Мехмет утверждают, что региональные геополитические события и экономические условия на Кипре сделали решение кипрской проблемы более актуальным. Решение кипрской проблемы и последующий спор об ИЭЗ будут беспроигрышным сценарием для всех вовлеченных сторон и превратят Кипр в энергетический субхаб, если он будет связан с Джейханом, Турция.
Однако другие, утверждают, что геополитические реалии не благоприятствуют миру и региональному сотрудничеству между вовлеченными сторонами, включая Турцию, Грецию и Кипр.
Ученые также признают возможность того, что недавние открытия газа в регионе могут обострить существующие конфликты.
По словам Андреаса Стерджиу, действия государств Восточного Средиземноморья в отношении своих энергетических проектов показывают, что государства ставят интересы безопасности выше экономических. Открытия, сделанные в регионе, только обострили существующие конфликты и сделали примирение еще более невероятным.
Запись на 2012, Танос Докос из ELIAMEP отметил, что потребность в нефти и газе для Европы будет мотивом для НАТО и ЕС, чтобы активно обеспечивать свои поставки посредством операций в Восточном Средиземноморье, подчеркивая важность региона для европейской энергетической и экономической безопасности.
В 2018 году Теодорос Цакирис утверждал, что открытия, сделанные в Восточном Средиземноморье, в том числе в ИЭЗ Республики Кипр, могут помочь усилиям ЕС по диверсификации поставок газа. чтобы уменьшить их зависимость от российского газа, что ограничивает энергетическую безопасность ЕС и способность действовать политически и экономически против России. В случае передачи как СПГ или через EMGP, ЕС может также избежать чрезмерной зависимости от турецкого Трансанатолийского трубопровода.
По словам Цакириса, несмотря на интерес, проявленный Италия, Греция, Республика Кипр, Израиль и ЕС, рентабельность проекта EMGP спорно из-за различных причин, таких как длина и глубина трубопровода, и ограниченные выводы газа в Республике Кипр ИЭЗ. Цакирис утверждает, что использование египетских заводов по производству СПГ было бы единственным реальным вариантом в настоящее время.
Ведат Йоруку и Озай Мехмет утверждают, что кипрский СПГ не будет конкурентоспособным на газовом рынке и что EMGP может вызвать технические трудности. Вместо этого они утверждают, что трубопровод между Израилем, Кипром и Турцией был бы наиболее экономически выгодным вариантом, признавая, однако, его маловероятность из-за проблемы Кипра.