A референдум по Плану Аннана прошел в Республике Кипр и непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра 24 апреля 2004 г. Обе общины спросили, одобрили ли они пятую редакцию предложения Организации Объединенных Наций о воссоединении острова., который был разделен с 1974 года. Хотя он был одобрен 65% киприотов-турок, он был отклонен 76% киприотов-греков. Явка на референдум была высокой - 89% среди киприотов-греков и 87% среди киприотов-турок, что было воспринято как свидетельство большого интереса к данному вопросу со стороны электората.
Содержание
- 1 Общие сведения
- 2 Кампания
- 2.1 Республика Кипр
- 2.2 Турецкая Республика Северного Кипра
- 3 Вопрос референдума
- 4 Результаты
- 5 Последствия
- 5.1 Проблемы с участием
- 5.2 Реакция
- 5.2.1 Киприоты-греки
- 5.2.2 Киприоты-турки
- 5.2.3 Греция, Турция и Соединенное Королевство
- 5.2.4 Европейский Союз
- 5.2.5 Другая международная реакция
- 6 Причины исхода
- 6.1 Причины одобрения киприотами-турками
- 6.2 Причины отказа киприотов-греков
- 7 Ссылки
- 8 Внешние ссылки
История вопроса
Референдум первоначально планировался на 21 апреля, пока разработчики ООН не осознали, что это была годовщина переворота в Афинах в 1967 году, который положил начало цепи событий, приведших к турецкому вторжению на остров в 1974 году.
Кампания
Республика Кипр
Политические лидеры Республики Кипр и Греции решительно выступили против этого плана. Тассос Пападопулос, президент Республики Кипр, выступил против плана в речи, транслировавшейся в прямом эфире по телевидению. За два дня до референдумов крупнейшая партия Кипра, Прогрессивная партия трудящихся, решила отклонить план Аннана. Премьер-министр Греции Костас Караманлис решил сохранить «нейтральную» позицию в отношении плана, но лидер оппозиции Джордж Папандреу из ПАСОК призвал киприотов голосовать «за», также потому, что план продвигался его политической партией, когда она была у власти, а Папандреу был министром иностранных дел в то время, и заявил, что обе общины готовы к «окончательному общему соглашению». Тем не менее, опросы общественного мнения, проводившиеся в Республике Кипр на протяжении всего периода переговоров от начала до конца, всегда выявляли около 80% несогласия с предложениями. Греки-киприоты неоднозначно проголосовали за план Аннана. Их поведение при голосовании сильно зависело от их партийной принадлежности и их местонахождения.
Турецкая республика Северного Кипра
Среди турок-киприотов этот план считался чрезмерно прогреческим, но большинство заявили, что готовы принять это как средство положить конец длительной международной изоляции и исключению из более широкой европейской экономики. Однако против этого выступило их руководство: кипрско-турецкий «президент» Рауф Денкташ активно выступал за отказ от голосования. Однако его «премьер-министр» Мехмет Али Талат поддержал принятие плана, а премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган также поддержал его. Турция рассматривала решение кипрской проблемы как важный первый шаг к возможному членству Турции в ЕС, а также как способ разрядки напряженности с Грецией.
Серые волки (турецкая праворадикальная националистическая группа, принадлежащая к националистической партии MHP ) активно выступали за голосование "против". В период до голосования активисты партии «Серые волки» устроили несколько беспорядков против сторонников ратификации. Как минимум 50 таких активистов прибыли на Северный Кипр в период до голосования. Однако сам референдум прошел мирно и был признан свободным и справедливым.
Вопрос референдума
Избирателям двух общин был задан следующий вопрос:
Одобряете ли вы Основное соглашение со всеми его приложениями, а также конституцию киприотов-греков / Кипрско-турецкое государство и положения о законах, которые должны вступить в силу для создания нового положения дел, при котором Кипр объединяется в Европейский Союз?
— Приложение IX, статья 1.1
Результаты
Выбор | киприоты-греки | киприоты-турки | Всего проголосовало |
---|
голосов | % | голосов | % | голосов | % |
---|
За | 99,976 | 24,17 | 77,646 | 64,91 | 177,622 | 33,30 |
Против | 313,704 | 75,83 | 41,973 | 35,09 | 355,677 | 66,70 |
Недействительные / пустые голоса | 14,907 | 3,48 | 5,344 | 4,28 | 20,251 | 3,66 |
Всего | 428,587 | 100 | 124,963 | 100 | 553,550 | 100 |
Зарегистрированные избиратели / явка | 480,564 | 89,18 | 143 636 | 87,00 | 624 200 | 88,68 |
Источник: GreekNews, Руководство по выборам |
Последствия
Поскольку община киприотов-греков не одобрила План, а реализация Плана зависела от его одобрения обеими общинами, План Аннана, в соответствии с его собственными условиями, стал недействительным.
Если Основополагающее соглашение не будет одобрено на отдельных одновременных референдумах, или если какой-либо гарант не подпишет Договор по вопросам, связанным с новым положением дел на Кипре до 29 апреля 2004 года, он будет недействителен и не будет иметь юридической силы.
— Приложение IX, статья 1.2
Вопросы участия
Киприоты-греки оспаривают права киприотов-турок, иммигрировавших из Турции после отделения в 1974 году. После референдума президент киприотов-греков Тассос Пападопулос написал Кофи Аннану, жалуясь, что:
Однако согласно окончательному плану не только все поселенцы должны были остаться на Кипре и возможность постоянного притока поселенцев из Турции была оставлена открытой, но всем им было разрешено голосовать во время референдума. Это было так, несмотря на устоявшееся международное право и практику ООН, а также настойчивые неоднократные призывы нашей стороны об обратном, которые полностью игнорировались. Конечным результатом является то, что поселенцы снова приняли участие в формулировании воли киприотов-турок во время референдума 24 апреля, и это противоречит всем нормам международного права и практики.
—
Британский Специальный комитет по иностранным делам отметил, что, хотя поселенцы не «раскручивали» голосование, «им как нелегальным иммигрантам вообще не следовало позволять голосовать».
Реакция
киприоты-греки
Президент Республики Кипр, Тассос Пападопулос, подчеркнул, что его люди отвергли только план Аннана, а не все решения кипрской проблемы. «Они не отворачиваются от своих соотечественников-турок-киприотов», - сказал он вскоре после объявления результатов. «Они просто отвергли это конкретное предложенное решение».
Киприоты-турки
Президент киприотов-турок Рауф Денкташ отреагировал на результаты референдума, заявив, что после отклонения плана Аннана его кампания «нет» достигла своей цели. Он отклонил призывы к своей немедленной отставке, но в следующем месяце объявил, что не будет баллотироваться на пятый президентский срок в 2005 году.
Греция, Турция и Соединенное Королевство
Реакция была неоднозначной. от Кипрских Гарантов, Греции, Турции и Соединенного Королевства. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что, по его мнению, результат положил конец изоляции турок-киприотов, и что, отвергнув план Аннана, «южный Кипр (был) проиграл». Представитель греческого правительства подчеркнул, что нельзя останавливать усилия по воссоединению Кипра, указав, что в рамках ЕС «в интересах всех продолжать усилия по примирению киприотов-греков и киприотов-турок».
Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро сказал: «Мы будем уважать выбор, сделанный сегодня киприотами-греками. Но я надеюсь, что они продолжат размышлять о том, будут ли этот выбор для них правильный ". Общая международная реакция на результат была похожа на реакцию Британии: одно вызвало глубокое разочарование, особенно среди тех органов, которые работали над планом Аннана и договоренностями о вступлении в ЕС.
Европейский Союз
Европейский Союз рассчитывал на одобрение Плана Аннана, чтобы Кипр присоединился к нему как единый остров, и выразил разочарование в связи с отказом киприотов-греков от Плана. Он уже договорился о том, что Республика Кипр станет его членом независимо от результата референдума, и поэтому 1 мая 2004 года Кипр присоединился к Европейскому Союзу вместе с девятью другими странами.
В отношении киприотов-турок Европейский Союз заявил следующее:
Весь остров находится в ЕС. Однако в северной части острова, в районах, над которыми правительство Кипра не осуществляет эффективного контроля, действие законодательства ЕС приостанавливается в соответствии с Протоколом 10 к Договору о присоединении 2003 года. Ситуация изменится после того, как Кипрское урегулирование вступит в силу. силы, и тогда правила ЕС смогут применяться на всем острове. Однако приостановка не затрагивает личные права турок-киприотов как граждан ЕС. Они являются гражданами государства-члена, Республики Кипр, даже если они могут проживать в северной части Кипра, в районах, не находящихся под контролем правительства.
—
Если бы план был ратифицирован обеими сторонами, Кипр вступил бы в ЕС. как Объединенная Республика Кипр.
Другая международная реакция
- Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан : Был упущен уникальный исторический шанс решить кипрскую проблему.
- Европейская комиссия : Европейская комиссия глубоко сожалеет о том, что община киприотов-греков не одобрила всеобъемлющее урегулирование кипрской проблемы, но уважает демократическое решение народа.
- Государственный департамент США. Пресс-секретарь Ричард Баучер : Мы разочарованы тем, что большинство киприотов-греков проголосовало против плана урегулирования. Провал референдума в общине киприотов-греков - это неудача для надежд тех, кто голосовал за урегулирование на острове, и для международного сообщества.
- Европейский комиссар по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген : Я чувствую себя обманутым правительством киприотов-греков... Теперь над присоединением Кипра нависла тень. Сейчас мы серьезно рассмотрим поиск способа положить конец экономической изоляции киприотов-турок.
- Специальный посланник ООН Альваро де Сото : Сегодня вечером я прикусываю язык.
Причины исхода
Причины одобрения со стороны киприотов-турок
- Воссоединение было желательным по экономическим причинам.
- Многие киприоты-турки больше не воспринимали киприотов-греков как угрозу, особенно в свете строго двухзонального предложение плана Аннана.
- турки-киприоты получат значительную конституционную власть в Объединенной Кипрской Республике, предложенной планом Аннана, чрезмерно пропорциональной их процентной доле в населении.
- В 2009 г. пресса сообщала, что на проходивших в то время выборах 38% имеющих право голоса были турками-киприотами, большинство из которых составляли турецкие поселенцы. Было бы разумно сделать предположение, что это было бы аналогичным образом пятью годами ранее.
- Составное государство турок-киприотов все равно, даже после территориальной уступки некоторых территорий государству-компоненту киприотов-греков, будет составлять 28,5 процентов от общей площади Кипра, включая большие экономически важные районы, которые были населены исключительно киприотами-греками до раздела Кипра в 1974 году.
- Право на возвращение киприотов-греков в свои дома в районах, подпадающих под контроль над государством-компонентом киприотов-турок будет строго ограничен, если в некоторых случаях не будет запрещен, таким образом, возможность превращения киприотов-турок в меньшинство в соответствующем государстве-компоненте не существует.
- Гарант заявляет, что Конституция Кипра сохранит их полномочия как таковые, таким образом, Турция по-прежнему будет иметь право вмешиваться в дела киприотов, определенно от имени киприотов-турок и наоборот.
- The Annan в плане не было обвинений, Турция не была обвинена и не наказана за вторжение в 1974 году.
Причины отказа киприотов-греков
Как резюмировано в «Дело против плана Аннана», Куфудакис и Кириакидес и Письмо президента республики г-на Тассоса Пападопулоса Генеральному секретарю ООН г-ну Кофи Аннану от 7 июня 2004 г.
- Кипрско-турецкое государство, входящее в состав Турции, было бы присоединено к Турции, образуя Объединенную Республику Кипр (UCR ) подотчетен Турции.
- Турции было предоставлено право вмешиваться в Договор между Египтом и Республикой Кипр о делимитации исключительной экономической зоны. Права Кипра на его континентальный шельф на юге также были бы подотчетны Турции.
- Турции было предоставлено право постоянно размещать турецкие войска на острове Кипр, что снова сделало полную независимость невозможной.
- Этнические группы на Кипре составляют 77% греков, 18% турок и 5% населения. (2001) План Аннана уравнивает представительство двух основных этнических групп в предлагаемом Сенате и в Верховном суде, давая 50-50 представительств двум общинам. Большинство становится меньшинством в важных центрах принятия решений.
- План создал конфедерацию, хотя в нем использовался термин «федерация », потому что не было иерархии законов, в то время как центральная власть исходила из так называемых составляющих государств. Обратите внимание, что Соединенные Штаты отказались от своей первоначальной конфедеральной структуры, потому что она была неработоспособной. В 1789 г. была принята федеральная конституция, содержащая четкое положение о федеральном верховенстве. Верховный суд состоит из равного числа судей из числа киприотов-греков (77% населения) и киприотов-турок (18% населения), а также трех иностранных судей; таким образом, иностранные субъекты будут отдавать решающие голоса.
- План не включал урегулирования в отношении репатриации турецких поселенцев, проживающих на земле, принадлежащей киприотам-грекам, в Северном Кипре, тогда как по прошествии 19 лет очевидна возможность отмены изъятия 5% греков и турецких граждан, которые могли поселиться на Кипре, и очевидна опасность постоянного массового заселения Кипра Турцией.
- Почти всем турецким поселенцам будет предоставлено гражданство или право проживания, ведущее к гражданству. Центральное правительство будет иметь ограниченный контроль над будущей турецкой иммиграцией. Те поселенцы, решившие вернуться в Турцию, получат компенсацию от Кипра и киприотов-греков. Несмотря на то, что Турция систематически привлекала поселенцев, чтобы изменить демографию острова, она не несла ответственности за их репатриацию.
- План просто проигнорировал простой язык и ясный смысл Женевской конвенции 1949 года, раздел III, статья 49, запрещающей колонизацию ан. В последнем абзаце статьи 49 говорится: «Оккупирующая держава не будет депортировать или перемещать части своего собственного гражданского населения на территорию, которую она оккупирует».
- В Плане не полностью рассматривается вопрос демилитаризация юридически недействительной «ТРСК», и киприоты-греки посчитали, что у них нет причин верить обещаниям Турции относительно вывода войск.
- Кипр, которые будут исключены из Европейская общая оборона и внешняя политика, в то время как турецкие войска останутся на Кипре даже после присоединения Турции к ЕС. с правом вмешательства (военное вторжение - иногда используется эвфемистически ) в будущем государстве, составляющем часть греков-киприотов.
- Многие киприоты-греки истолковал политику «Право на возвращение» как серьезно ошибочную, что означает, что только 20% беженцев из числа киприотов-греков смогут вернуться в течение 25 лет, тогда как киприоты-турки могли бы вернуться. имел полное право на возврат. В плане отказано во всех правах киприотов, которыми пользуются все остальные граждане ЕС (право свободного передвижения и проживания, право подавать заявление на работу на любой должности (включая национальные государственные службы, право голоса ).
- киприоты-турки получили бы все запрошенные ими требования в течение 24 часов после референдума, если бы план был принят. киприоты-греки, однако, были переданы на рассмотрение в долгосрочной перспективе, а также зависит от доброй воли Турции для выполнения своих обязательств.
- Возвращение оккупированных Турцией земель произойдет в период от трех с половиной месяцев до трех с половиной лет с момента подписания решения без каких-либо гарантий его выполнения. Кипрско-греческое предложение о передаче этих районов под контроль Сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре, а не турецкая армия была отклонена.
- План не учитывал предъявить иск британским суверенным базовым районам (SBA) на острове, хотя часть SBA будет передана правительствам двух составляющих штатов.
- Британцам были предоставлены права в одностороннем порядке определять континентальный шельф и территориальные воды вдоль двух базовых областей и требовать потенциальных прав на добычу полезных ископаемых. В соответствии с Цюрихским и Лондонским соглашениями 1959-1960 гг., Великобритания не имела таких прав (см. 2-е приложение к Дополнительному протоколу к Договору о создании 1959 г.)
- План освобождает Турцию от всей ответственности за ее вторжение на Кипр и ее убийства, изнасилования, разрушение собственности и церкви, грабят и изгоняют примерно 200 000 киприотов-греков из своих домов и имущества. Правительство Кипра подало заявления в Европейскую комиссию по правам человека 17 сентября 1974 г. и 21 марта 1975 г. Комиссия опубликовала свой отчет по обвинениям подано в двух жалобах 10 июля 1976 г. В нем Комиссия признала Турцию виновной в нарушении следующих статей Европейской конвенции о правах человека:
- Статья 2 - в убийстве невинных гражданских лиц, совершенном
- статья 3 - изнасилование женщин всех возрастов от 12 до 71 года;
- статья 3 - в результате бесчеловечного обращения с заключенными и задержанными лицами;
- Статья 5 - путем лишения свободы задержанных и пропавших без вести лиц - продолжающееся нарушение;
- Статья 8 - путем перемещения лиц, из-за которых было создано более 180 000 беженцев из числа киприотов-греков, и отказа разрешить беженцам вернуться в свои дома.
- План не предусматривал выплаты со стороны Турции:
- за жизни ни в чем не повинных гражданских лиц, убитых турками армия;
- жертвам изнасилования турецкой армией;
- за обширное разрушение имущества и церквей турецкой армией; и
- за крупное разграбление турецкой армией.
- План нарушил имущественные права киприотов-греков и других законных владельцев собственности на оккупированной территории:
- путем запрета обращения Европейские суды по вопросам собственности;
- путем отзыва всех дел, находящихся на рассмотрении в Европейском суде по правам человека, и передачи их в местные суды;
- разрешая туркам-киприотам и нелегальным материковым туркам поселенцам / колонистам, чтобы сохранить дома и имущество киприотов-греков, которые были незаконно переданы им после вторжения Турции на Кипр, без необходимости возмещения законным владельцам собственности за 30 лет незаконной деятельности использовать ;
- в очень сложном, неоднозначном и неопределенном режиме для решения имущественных вопросов и который основан на принципе, что собственники недвижимого имущества могут в конечном итоге быть вынуждены отказаться от своих прав собственности, что нарушит Европейская конвенция о правах человека и международное право. киприотам-грекам придется возмещать расходы из федерального казначейства, которое финансируется в подавляющем большинстве за счет киприотов-греков, а это означает, что киприоты-греки будут возмещать расходы сами себе.
- План будет иметь эффект защиты тех британских граждан, которые незаконно купили кипрско-греческую собственность у поселенцев или лиц, не являющихся собственниками; на оккупированном севере Кипра. Фактически они не будут нести ответственности за свои незаконные действия.
- Расходы на экономическое воссоединение будут нести киприоты-греки. Стоимость воссоединения была оценена примерно в 20 миллиардов долларов
- Согласно плану Аннана 5, киприотам-грекам не разрешалось бы составлять более 6% населения в любой отдельно взятой деревне в Территории на севере, контролируемые Турцией, таким образом, они не могли бы открыть свои собственные школы для своих детей и даже не смогли бы рожать, как только эта квота будет достигнута.
- Соглашение устанавливает временные ограничения в право на бесплатное и постоянное поселение киприотов-греков обратно в свои дома и собственность в кипрско-турецком государстве, что представляет собой отклонение от практики Европейского Союза. Те беженцы-греки-киприоты, которые вернутся в свои дома в регионах, находящихся под управлением киприотов-турок, не будут иметь местных гражданских прав, потому что политические представители киприотов-турок будут быть избранным только из киприотов-турок.
- Функциональные недостатки Плана ставят под угрозу , в частности,, беспрепятственную деятельность и участие Кипра единогласно в Европейский Союз. В то время как киприоты-греки ценой многих жертв добились присоединения Кипра к Европейскому союзу, киприотов-греков можно очень легко привести к нейтрализация присоединения до принятия всех необходимых федеральных и региональных правовых мер или до потери преимуществ от присоединения или до возникновения препятствий в Кипре участии в Экономической и Валютный союз и другие европейские институты.
- Экономика Кипра была бы отдельной от плана. Не будет общей денежно-кредитной политики, фискальной политики, и никакие инвестиции со стороны кипрско-греческих предприятий не будут разрешены в государстве, составляющем киприоты-турки.
- Многие киприоты-греки считали, что требование разрешения кипрского вопроса до вступления Кипра в ЕС было таким, чтобы воссоединение не содержало элементов европейского права, несовместимых с некоторыми положениями Плана Аннана. Это было дополнительно поддержано многими, которые требовали, чтобы ЕС принял все отступления, даже если они нарушают решения Европейского суда, европейское право и резолюции Совета Безопасности ООН. И Романо Проди, и Гюнтер Ферхойген неоднократно указывали, что любые такие отступления должны быть только на короткий период времени и не должны нарушать какие-либо европейские правила.
Ссылки
Внешние ссылки
- Нет плану Аннана Кампания против плана Аннана
- Oxi sto Sxedio Anan Кампания против плана Аннана (на греческом языке)
- Предложение ООН по плану Аннана Для урегулирования Кипрский вопрос правовой анализ плана Аннана
- Le Monde Diplomatique Последствия голосования «против» на Кипре
- Пресс-релиз Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании