Соответствующие квадраты

редактировать
Шахматы x1l45. svg Шахматы d45.svg Шахматы l45.svg Шахматы x1d45.svg

Соответствующие квадраты (также называемые относительными квадратами, сестринскими квадратами и координатными квадратами (Mednis 1987 : 11–12)) в шахматах встречаются в некоторых шахматных эндшпилях, обычно в основном заблокированных. Если квадраты x и y являются соответствующими квадратами, это означает, что если один игрок перемещается в x, то другой игрок должен двигаться в y, чтобы удержать свою позицию. Обычно таких квадратов несколько пар, и члены каждой пары помечены одним и тем же номером, например 1, 2и т. Д. В некоторых случаях они указывают, на какое поле защищающийся король должен переместиться, чтобы удержать короля противника. В других случаях маневр одного короля ставит другого игрока в ситуацию, когда он не может перейти на соответствующее поле, таким образом, первый король может проникнуть в позицию (Müller Lamprecht 2007 : 188–203). Теория соответствующих квадратов более общая, чем оппозиция, и более полезна в загроможденных позициях.

Содержание
  • 1 Подробности
  • 2 Примеры
    • 2.1 Простой пример
    • 2.2 Второй пример
    • 2.3 Пример с разделенными ключевыми квадратами
    • 2.4 Пример с триангуляцией
    • 2.5 Позиция Ласкера-Райхгельма
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки

.

Подробности

Соответствующие квадраты являются квадратами обратного (или взаимного) цугцванга. Чаще всего они встречаются в эндшпиле король и пешка , особенно с триангуляцией, оппозицией и заминированными клетками. Поле, на которое белые могут перейти, соответствует квадрату, на который могут перейти черные. Если один игрок перемещается на такое поле, противник перемещается на соответствующий квадрат, чтобы поместить противника в цугцванг (Дворецкий 2006 : 15–20).

Примеры

Простой пример

Соответствующие поля
abcdefgh
8Chessboard480.svg c8 one d8 три e8 два c7 черный крест d7 три e7 черный крест c6 один d6 белая пешка e6 два c5 три d5 три e5 три 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Нумерованные поля - это соответствующие поля в короле и пешке против короля. Квадраты с пометкой «x» являются ключевыми.

Одно из самых простых и важных применений соответствующих полей - это эндшпиль «король и пешка против короля». Предположим, что черный король находится перед пешкой, а белый король позади или сбоку от пешки. Черный король пытается заблокировать белую пешку, а белый король поддерживает свою пешку. Если белый король попадает в любое из ключевых полей (отмеченных знаком «x»), он выигрывает. Предположим, черный король переместился на поле с цифрой «1» рядом с ним (поле c8). Затем, если белый король переместится на соответствующее поле (также обозначенное «1», поле c6), он побеждает. И наоборот, если белый король переместится на поле «1», то черный король должен переместиться на соответствующее поле до , ничья. Таким образом, если оба короля находятся на квадратах «1», позиция является взаимным цугцвангом. Обратите внимание, что второй игрок, переходящий на один из соответствующих квадратов, имеет преимущество. Находиться на клетке, когда противник не находится на соответствующей клетке, является недостатком.

Квадраты с меткой «2» аналогичны соответствующим квадратам. Если белый король находится на поле d5 (средний, помеченный «3»), он угрожает перейти либо на поле «1», либо на поле «2». Следовательно, черный король должен иметь возможность переместиться либо на свое поле «1», либо на свое поле «2», чтобы удержать ничью, поэтому он должен находиться на одном из своих квадратов «3». Это делает защиту черных ясной: перемещайтесь между полями с меткой «3», пока белый король не переместится на свое поле «1» или «2», а затем переходите на соответствующее поле, получая сопротивление. Если черный король перемещается на поля "1" или "2" при любых других обстоятельствах, белый король перемещается на соответствующее поле, принимает сопротивление, черный король перемещается, а белые продвигают пешку и продвигаются и выиграйте, с основным матом.

Поля c5 и e5 также могут быть обозначены полями «3», поскольку, если белый король находится на одном из них, черный король должен быть на одном из его «3» квадрата для рисования.

Второй пример

Rösch-Mast 1995
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная пешка f5 e4 черный король d3 one f3 один h3 черная пешка d2 два e2 белый король f2 две белая пешка div class=d1 три f1 три 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые ходят, но ходят обеими сторонами

Это еще один довольно простой пример. Ключевые поля (см. король и пешка против королевского эндшпиля ) - это e1, e2, e3 и f3. Если черный король попадает на любое из этих полей, черные выигрывают. Задача белого короля - не подпускать черного короля к этим полям. Можно было подумать, что у черных перевес, поскольку у них оппозиция. Белые могут защищать два ключевых поля e3 и f3, колеблясь между e2 и f2. Защита белых проста, если они наблюдают за соответствующими полями:

1. Kf2! (удерживая черного короля от e3 и f3)
1... Kd3
2. Kf3! с переходом на соответствующее поле
2... Kd2
3. Kf2! Крd1
4. Kf1!

Каждый раз, когда черный король перемещается на пронумерованное поле, белый король перемещается на соответствующее поле (Müller Lamprecht 2007 : 191).

Пример с разделенными ключевыми клетками

Исследование Николая Григорьева, 1924
abcdefgh
8Chessboard480.svg b5 шесть c5 два b4 один d4 три f4 черный король a3 черный крест b3 черный крест c3 черная пешка d3 белая пешка e3 четыре f3 пять a2 one c2 белая пешка e2 черный крест f2 черный крест a1 шесть b1 два c1 три d1 четверка e1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
(e1 - «5» для белых) Ход белых побеждает, ход черных - ничья

В этой позиции клетки, отмеченные знаком «x», являются ключевыми, а поле e1 - это «5» для белых. Если белые займут одно из ключевых полей, они побеждают. Если ключевые квадраты разделены, кратчайший путь, соединяющий их, имеет значение. Если белые двинутся в этой позиции, они выиграют, захватив ключевое поле, перейдя на e2 или f2. Если черные ходят, они делают ничью, двигаясь на свое поле «5». Черные поддерживают ничью, всегда перемещаясь на поле, соответствующее тому, которое занимает белый король (Müller Lamprecht 2007 : 188–89).

Пример с триангуляцией

Исследование Григорьева
abcdefgh
8Chessboard480.svg b5 черная пешка b4 белая пешка d4 черный крест f4 три b3 один c3 два d3 белая пешка e3 два f3 черный король b2 один c2 три d2 белый король e2 черный крест 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белый король находится на одном из полей «1», черный король - на своем поле «1». Ключевые квадраты - e2, e3 и d4, отмеченные знаком «x», за исключением e3. Соответствующие клетки показывают процесс победы белых.

В этой позиции e2, e3 и d4 являются ключевыми квадратами. Если белый король может дотянуться до любого из них, белые выигрывают. Черный король не может выйти из «поля» пешки d белых (см. король и пешка против королевского эндшпиля ), иначе он продвинется в. Поле c3 примыкает к d4 и квадрату «1», на котором находится белый король, поэтому оно имеет номер «2». Следовательно, e3 у черных "2". Белые угрожают перейти на c2, поэтому это обозначено как «3». Поскольку черные должны иметь возможность перейти на «1» и «2», f4 - это соответствующее им поле «3». Если белый король находится на b2 или b3, он угрожает перейти на «2» или на «3», так что для него это также поля «1». У белых больше соответствующих полей, поэтому они могут перехитрить черных, чтобы выиграть (Müller Lamprecht 2007 : 189).

1. Крc2 Крf4
2. Крb3 Крf3
3. Kb2 Kf4 Черный король должен покинуть свое поле "1", и у него нет соответствующего поля "1", на которое можно было бы перейти.
4. Крc2! Kf3 Белый король переместился на свое поле «3», но черный король находится на его поле «3», поэтому он не может перейти на «3». Уайт использовал триангуляцию.
5. Kd2 Вернуться в исходную позицию, но с ходом черных.
5... Kf4 Черные находятся на своем поле "1", поэтому не могут перейти на поле "1".
6. Ke2!

белые занимают ключевое поле и могут поддерживать продвижение своей пешки до тех пор, пока не смогут выиграть пешку черных, например: 6... Kf5 7. Ke3 Ke5 8. d4 + Kd5 9. Kd3 Kd6 10. Ke4 Ke6 11. d5 + Kd6 12. Kd4 Kd7 13. Kc5.

Позиция Ласкера-Райхгельма

Lasker Reichhelm, 1901
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 четверка b8 пятерка c8 четыре d8 семерка a7 черный король b7 три c7 два d7 семь e7 восемь f7 девять g7 ноль h7 девять b6 one черная пешка d6 f6 ноль g6 шестерка h6 шесть черная пешка a5 b5 черный крест белая пешка d5 черная пешка f5 g5 черный крест h5 черный крест белая пешка a4 c4 один d4 белый p awn f4 белый пешка h4 шесть a3 пять b3 два c3 три d3 два e3 семь f3 восемь g3 девять h3 ноль a2 тройка b2 четыре c2 пятерка d2 четыре e2 семь f2 восемь a1 белый король b1 два c1 три d1 два e1 семь f1 восемь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход белых побеждает, ход черных - ничьи. «X» обозначает ключевые квадраты, некоторые из соответствующих квадратов отмечены

Одной из самых известных и сложных позиций, решаемых методом соответствующих квадратов, является это исследование эндшпиля, составленное чемпионом мира Эмануэль Ласкер и Густав Чарльз Райххельм в 1901 году. Он описан в трактате 1932 года L'opposition et cases contuguées sont réconciliées (Противостояние и площади сестер согласованы) Виталия Хальберштадта и Марсель Дюшан.

1. Kb1 (следующий ход он может выбрать из 3,4 или 5) Kb7 (черные выбирают 3)
2. Kc1 (поскольку черные выбрали 3 в последнем ходу) Kc7 (черные выбирают 4)
3. Kd1 (поскольку черные выбрали 4 на последнем ходу, теперь белые могут выбирать между 3,4,5,7) Kd8 (следующий ход они могут выбрать из 2,4,7,8)
4. Kc2 (он выбирает 5, потому что черные сейчас не могут выбрать 5) Kc8 (он выбрал 4)
5. Kd2 (выбирает 4 так же, как ход черных) Kd7 (он выбирает 7)
6. Kc3 (он выбирает 3, так как черные не могут прийти к 3) Kc7 (он выбрал 2)
7. Kd3 (то же, что и последний ход черных) Kb6
(если 7.... Ka6 8. Ke3 с последующим взятием пешки f5)
8. Ke3

и белые побеждают, пробиваясь на королевском фланге. Каждый из первых семи ходов белых - единственный, который выигрывает (Müller Lamprecht 2007 : 193–94).

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 13:09:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте